Развитие межполушарных связей – секрет успешного обучения
консультация

Полякова Ольга Владимировна

Если бы человеческий мозг был так прост, что мы могли бы его понять, мы были бы так просты, что Если бы человеческий мозг был так прост, что мы могли бы его понять, мы были бы так просты, что не смогли бы его понять.

Эмерсон Пьюне смогли бы Если бы человеческий мозг был так прост, что мы могли бы его понять, мы были бы так просты, что не смогли бы его понять.

Эмерсон Пьюего понять.

Эмерсон Пью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_razvitie_mezhpolusharnyh_svyazey.docx149.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие межполушарных связей – секрет успешного обучения

Если бы человеческий мозг был так прост, что мы могли бы его понять, мы были бы так просты, что не смогли бы его понять.

Эмерсон Пью

Человеческий мозг устроен удивительно: мы забываем запах, пока не ощутим его снова, мы заглушаем голос памяти, пока не услышим его, и даже те чувства, что казались похороненными навечно, вдруг воскресают, оживают, когда мы оказываемся там, где когда-то испытал их впервые.

 Пауло Коэльо

Упражнение на сплочение: Все участники сидят по кругу за столами. Ведущий передает мяч, называя слово по алфавиту «абрикос». Участник называет ассоциацию на это слово (сок), затем, передавая мяч, называет слово на следующую букву алфавита (например «бокс»). Второй участник называет ассоциацию на слово «бокс» и передает мяч, называет слово на следующую букву алфавита и т.д.

 ! - Это упражнение требует одновременной работы левого (слежение за последовательностью букв в алфавите) и правого (возникновение образных ассоциаций) полушарий. Это позволяет активизировать и сбалансировать всю целостную систему «интеллект - тело».

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

Известно, что у нашего мозга два полушария. Основными талантами правого полушария являются:

  • восприятие своего «телесного» я, различные ощущения и схема тела;
  • пространственные представления;
  • способность воспринимать информацию целостно;
  • правое полушарие эмоциональное, невербальное, музыкальное и образное.

        Особыми талантами левого полушария являются:

  • упорядочивание информации в пространственно-временном контексте,
  • речевые функции, здесь находятся центры речи;
  • логическая обработка информации и аналитическое мышление;
  • чувство долга, ответственности, умение планировать и контролировать свою деятельность.

         Любой психический процесс, а также такие виды деятельности как письмо, счет и чтение обеспечиваются слаженной работой двух полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон. (мозолистое тело). В случае если данных связей сформировано недостаточно, происходит искажение переработки информации и у ребенка возникают сложности в познавательной деятельности. Если нарушается проводимость через нервные волокна, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

Формирование межполушарных связей начинается очень рано, еще во внутриутробном периоде закладывается нейробиологическая основа для их становления. Во время рождения запускаются механизмы, резко активирующие стволовые структуры мозга и, соответственно, межполушарные связи.  В период от рождения и до 2-3 лет ребенок активно нарабатывает базовый сенсомоторный опыт, у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка.  Такие базовые взаимодействия ему очень пригодятся, когда он начнет писать, т.к. данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, возникает ситуация, когда ребенок не может одновременно писать, думать и видеть написанное. А это уже большая вероятность появления дисграфии (нарушение процесса письма) и дислексии (нарушение процесса чтения).        

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Межполушарное взаимодействие можно развить через специальные упражнения.

К сожалению, в настоящее время двигательное развитие детей ущербно в силу отсутствия длительного этапа свободной спонтанной игры. Например, многие сейчас не играют в классики, резинку, казаков разбойников, да и просто в мяч, отдавая больше времени гаджетам или разнообразным кружкам. Поэтому сейчас, дополнительное развитие межполушарных взаимодействий просто необходимо.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно. Сначала детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя.

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики 

Цель- развивают межполушарное взаимодействие (мозолистое тело, произвольность

и самоконтроль, стимулируют работу речевых центров)

«Колечко» Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

И среди больших лугов,

Мух, червей, слепней. Жуков.

        «Цепочка»  Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики.

«Оладушки»

(Смена ладоней верх-низ)

Мы играли в ладушки

Жарили оладушки

Так пожарим, повернем

 И опять играть начнем

«Кулак - ладонь»

Один кулак, одна ладошка

Ты поменяй скорей их крошка.

Теперь ладошка и кулак,

И все быстрее делай так

 «Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

Кисть мы в кулачок сжимаем

А другую разжимаем,

А потом их поменяем

И лезгинку начинаем

«Кулак- ребро-ладонь»

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь)

Лягушке (кулак) скучно(ребро) тут (ладонь)

Скатывание пластилина двумя руками одновременно.

Катаем шарик из пластилина сначала правой рукой, затем левой, и двумя руками вместе.

        Зеркальное рисование

Цель- Улучшает координацию «рука-глаз» и выполнение творческих заданий. Интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела, способствует творческому самовыражению, пространственному видению.

1.Рисование пальцем

Сначала отрабатывается движение по «дорожке» от начальной точки до пункта прибытия правой рукой. Затем – левой. Следующий этап – движение двумя руками. Возможен вариант перекрестного движения, когда действия идут не параллельно, а навстречу друг другу.

2. Рисование карандашом, фломастером 

Для выполнения этого упражнения используются готовые шаблоны для рисования.

- Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

3. Рисование на межполушарных досках

        

  1. Телесные упражнения

Односторонние:

Цель: синхронизация работы полушарий головного мозга, улучшение психоэмоционального состояния, координация движений, повышение самооценки.

-  «Я- хороший» (смена движений)

- «Капитан-молодец!» (смена жестов)

3     

Перекрёстные упражнения, пересекающие среднюю линию тела:

Цель: интегрируют работу полушарий головного мозга, способствуют развитию координации движений и ориентировки в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации.

«Перекрестные шаги» Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.      

«Ухо- нос» (без хлопка и с хлопком)  Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Передай другу»

У каждого участника мячик. По сигналу начинается движение мячиков по часовой стрелке таким образом, сто левая рука передает мяч, а правая одновременно берет следующий мяч.

  1. Глазодвигательные упражнения.

«Ленивый слон»

Цель: Одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. Это упражнение активизирует и балансирует всю целостную систему организма "интеллект-тело", улучшает концентрацию внимания. Под влиянием гимнастики мозга в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. Подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Данная методика позволяет выявить скрытые способности детей с ОВЗ и расширить границы возможностей их мозга.

При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой.

  1. Массаж биологически активных точек

Упражнение «Думающий колпак»

Цель: По мнению психологов, "думающий колпак" будет полезен детям перед началом занятий, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие. Упражнение также весьма кстати перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.

  1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.
  2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.
  3. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
  4. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
  5. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
  6. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

  1. Упражнение на растяжку «Дерево»

Цель: нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата.

        Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево

6.Дыхательные упражнения

      Цель: улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

«Задуть свечу» Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

«Качание головой» Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать.

       7  . Упражнения на релаксацию

Цель: Расслабление, снятие напряжения

«Путешествие на облаке»

- Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Лягте, почувствуйте, как ваши ноги, спина, руки удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей».

В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь усложняются программы, которые требуют от учеников более сильн...

Что ещё можно успеть? Развитие межполушарных связей.

Развитие нервной системы и головного мозга начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благопр...

Методическая разработка "Игры и упражнения , направленные на развитие межполушарных связей у дошкольников"

Большое количество детей испытывает трудности в координации движений и речи; наблюдается моторная неловкость при выполненнии упражнений. Всвязи с этим , на мой  взгляд, необходимо подбирать и исп...

Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".

Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...

Подготовка дошкольников к успешному обучению в школе путем развития межполушарных связей, познавательной, коммуникативной и ЭВС

Начало обучения в школе – качественно новый этап в жизни ребенка, к этому времени необходимо, чтобы у него была сформирована психологическая, прежде всего мотивационная готовность к учебной деят...

Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....