Жестокое обращение с детьми. Методы выявления и предупреждения
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Плешкова Анастасия Сергеевна

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами в возрасте от рождения до 18 лет) включая в себя любую форму обращения,  допускаемого родителями, попечителями (другими   членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Жестокость в отношении детей  формирует  людей  малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.docx65.55 КБ

Предварительный просмотр:

Жестокое обращение с детьми.

Методы выявления и предупреждения

Жестокое обращение с детьми.pic001

Что это такое?

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами в возрасте от рождения до 18 лет) включая в себя любую форму обращения,  допускаемого родителями, попечителями (другими   членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Жестокость в отношении детей  формирует  людей  малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Форма жестокого обращения с детьми.

Различают 4 основные формы физического обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка:

1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенка.

  • Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм: внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.); повреждения   внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастных случаев.
  • Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка: боязнь физического контакта со взрослым; стремление скрыть причину травмы; плаксивость, отсутствие друзей; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; попытки самоубийства.

2. Сексуальное насилие (или развращения) – это вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственными, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих  особенностях внешнего вида ребенка, его заболеваний и травм: повреждение областей половых органов; заболевания, передающиеся половым путем; беременность.

Сексуальное насилие можно распознать по особенностям состояния и поведения ребенка: ночные кошмары, страхи; несвойственные характеру  сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; стремление полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка; проституция, беспорядочные половые связи.

3. Психологическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.267a2c2b2dcfd496

К психической форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка, проявляющие в словесной форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.

Психологическое насилие можно заподозрить по следующим особенностям состояния и развития ребенка: задержка физического или умственного развития ребенка; нервный тик, энурез; постоянно печальный вид; различные соматические заболевания.

Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием: беспокойство, тревожность, нарушение сна;  длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; плохая успеваемость.

4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное равновесие и появляется угроза его здоровью или развитию.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка: утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническая запущенность; отставание в физическом развитии; частые вялотекущие заболевания; задержка речевого и моторного развития; постоянное чувство голода; кража пищи; низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность и чрезмерная  импульсивность; антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию, отражается на его будущем.

 Литература

  1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г.  Жестокое обращение с ребенком: Причины. Последствия. Помощь. - М: Генезис, 2005.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  3. Гиндин Г. И., Духова О. Б. Социально-психологическая помощь детям-жертвам сексуального насилия в семье. Вологда, 1997.
  4. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: Учебное пособие для студентов и врачей. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.
  5. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. — СПб: Питер, 2001.
  6. Защита детей от насилия и жестокого обращения: Рабочая книга / Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой. – Н. Новогород: Изд-во ООО «Папирус», 2004.
  7. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. - СПб: Речь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Раннее выявление жестокого обращения с детьми"

Презентация содержит материалы для педагогов и родителей...

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...

Тренинг для родителей в детском саду «Предупреждение насилия и жестокого обращения с детьми».

Данный тренинг посвящен проблемам по предупреждению насилия и жестокости в семье и детском коллективе....

Памятка для родителей по предупреждению жестокого обращения с детьми

Памятка для родителей по предупреждению жестокого обращения с детьми...

Семинар – практикум «Детство без жестокости и слёз» (профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми)

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка.  Это унижение, издевательства, различные фор...