Рекомендации родителям по лексической теме Посуда
консультация (старшая группа)

Чичиланова Рита Ильинична

Данный материал содержит  игры и упражнения в помощь родителям по развитию лексико - грамматических категорий у детей   5-6 лет с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posuda.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад   № 463

г. Челябинска

Рекомендации родителям

для преодоления лексико – грамматического

недоразвития речи детей по лексической теме:

Посуда

       

             

                                                                     

                                                                      Составитель

                                                             учитель – логопед: Чичиланова Р.И.

 

   Родителям рекомендуем:

  • Напомните ребёнку, что ПОСУДА – это хозяйственные предметы, предназначенные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.
  • Рассмотрите посуду, которая есть у вас дома. Сходите на экскурсию в магазин

      « Посуда»;

  • Обогащайте и активизируйте словарь ребенка за счет:

        слов – названий  предметов-  поднос, половник, солонка, маслёнка, хлебница, сахарница, дуршлаг, чашка, блюдце, кружка, стакан, кастрюля, чайник, сервиз;

          железо, стекло, фарфор, глина, пластмасса, картон, чугун, сталь

          слов признаков -   чайна, столовая, глубока, мелкая, большая,  маленькая, острый, длинный- короткий, круглый, прямоугольный, квадратный, гладкий, граненый, стеклянный, глиняный, фарфоровый, железный, чугунный;

        слов действий -  накрывать, подавать, ставить, убирать, складывать, сушить, вытирать, чистить, разбить, купить, продать.

  • Побеседуйте о назначении посуды.   Прочитайте ребёнку стихотворение

                      « Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

  • Обратите внимание ребёнка на части посуды и материалы, из которых она сделана.
  •  Поиграйте с ребёнком в игру с мячом  « Какой? Какая? Какие?»:

ложки  (какие?) – серебряные                             тарелки ( какие?) – фарфоровые

кастрюля ( какая?) – эмалированная                  ваза ( какая? ) – хрустальная

нож ( какой?) – металлический                           поднос ( какой?) – пластмассовый

кувшин ( какой?) – стеклянный                          блюдо ( какое?) – фаянсовое

  • Прочитайте ребёнку стихотворение К.Чуковского « Федорино горе».       Выясните, какие названия  посуды запомнил ребёнок.

  • Расскажите ребёнку, что посуда бывает  чайной, кофейной, столовой, кухонной.  Пусть он подберет по несколько названий посуды каждого вида.  

  • Потренируйте ребёнка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать : нож,  лож-ка,  ковш,  вил – ка,  чаш – ка,  та- рел- ка, каст – рю – ля,   по – ва – реш- ка.

  • Предложите ребёнку прослушать потешку, а затем перечислить названия посуды, прозвучавшие в ней:

У нашего  Вовки на блюдце морковка.

У нашей Акульки картошка в кастрюльке.

У нашей Наташки  смородина в  чашке.

Ну а у Валерки грибочки в  тарелке.

А теперь ты не зевай и посуду называй.

  • Выполните с ребёнком упражнение « Посуда» для развития  творческого воображения и координации речи с движением:

Вот большой стеклянный чайник            ребёнок надувает « живот», одна рука Очень важный, как начальник                 на поясе, другая изогнута, как носик.

Вот фарфоровые  чашки,                               приседает, одна рука на поясе;

Очень хрупкие  бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца                          кружатся, рисуя руками круг

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки-                          потягиваются, руки вверх, сомкнуть над Голова на тонкой ножке.                       головой

Вот пластмассовый поднос-                 развести руки в стороны

Он посуду нам принёс

  • Подберите слова действия к предметам:

Чайник ( что делает? что с ним делают?)  – стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, чистят, вытирают

Сахарница – кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают …

Чашка – пьют, наливают, разливают, выпивают, моют …

  • Поиграйте с ребёнком в игры:

« Назови ласково» ( уменьшительно –ласкательное существительное)

чашка – чашечка          тарелка – тарелочка

блюдце – блюдечко      кастрюля – кастрюлечка

ковш – ковшичек          сковорода – сковородочка

« Что с чем?»    ( усвоение творительного падежа с предлогом )

чайник … ( с носиком )              кастрюля … ( с крышкой)

тёрка … ( с дырками )                тарелка … ( с донышком)

сковорода …( с ручкой)

« Из чего?» ( усвоение родительного падежа существительного с предлогом)

суп наливаю из … ( кастрюли)

мясо беру из … ( сковороды)

чай наливаю из …  ( чашки)

рис ем из … ( тарелки

воду наливаю из … ( ведра)

« Чего не бывает?»

Не бывает  чайника без … ( носика)

Не бывает тёрки без … ( дырочек)

Не бывает кастрюли без … ( крышки )

Не бывает ножа без … ( лезвия)

« Где живут продукты?»

сахар живет в … ( сахарнице)

соль живет в … ( солонке)

сухари живут в … ( сухарнице)

масло живет в … ( масленке)

чай живет в … ( чайнике)

кофе живет в … ( кофейнике)

селёдка живет в … ( селёдочнице)

салат живет в … ( салатнице)

« Сделай и расскажи» ( ребёнок выполняет инструкцию и рассказывает о своих действиях):

Поставь чашку на блюдце.  ( Я поставил чашку на блюдце )

Возьми чашку с блюдца     ( Я взял  чашку с блюдца )

Поставь чашку возле блюдца.   ( Я поставил чашку возле блюдца )

Поставь чашку справа от блюдца  ( Я поставил чашку справа от блюдца)

« Посчитай посуду»

Один ( одна)  нож       вилка        чашка       поднос    кастрюля

Два  ( две )     ножа        …              …             …               …

Пять               ножей      …              …              …               …  

« Четвёртый лишний»

Кастрюля, хлебница, сковорода, миска ( в хлебнице не готовят пищу)

Чашка, стакан, кружка, вилка  ( вилка не предназначена для питья)

Ложка, вилка, нож, кастрюля ( кастрюля к столовым приборам не относится)

чайник, ведро, самовар, чашка  ( ведро к чайной посуде не относится )

  • Учите ребёнка сравнивать:
  • Чем кувшин отличается от бутылки?
  • В чем различия чашки, кружки и стакана? Чего нет у стакана?
  • Чем отличается кухонный нож от столового?
  • Чем похожи,  чем отличаются чайник от самовара?
  • Чем банка отличается от бутылки?
  • Чем отличается чайная ложка от столовой?
  • Чем миска отличается от тарелки?
  • Почему ложка не может выполнять работу вилки?

  • Выучите с ребёнком стихотворение:

Жила – была посуда:

Чайник, чашка и блюдо,

Ножик,  вилка и ложка,

Кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой,

Посуда дружила с водой

И с человеком дружила,

Её она вкусно кормила.

  • Составьте с ребёнком рассказ – описание о предмете посуды по плану:
  •  название предмета посуды;
  • из каких деталей она состоит?
  • из чего изготовлена?
  • для чего эта посуда предназначена?
  • какие бывают виды этой посуды?

  • Поупражняйте ребенка в отгадывании загадок:

Он из стали и прекрасно                                 У нее зубцы стальные

Режет овощи и мясо.                                            Длинные и острые

Только лезвие не трожь.                                         Ею подцеплять куски

Ну, конечно, это …    ( нож )                                  Очень даже просто нам.   ( вилка)

Он – пузатый  великан,                                  На кухне ей всегда почет,

У него не нос, а кран.                                            Она и жарит и печет,

От него исходит жар.                                             Не приготовить нам еды

Что же это….  ( самовар)                                       Без кухонной   …. ( сковороды)

На кухоньке нашей                                         Для нас она необходима,

Мы варим в ней кашу,                                            Ведь пищу из нее едим мы.

Картошку, бульоны,                                           Глубокая и мелкая

Супы, макароны.   ( кастрюля)                              Зовут ее …. ( тарелкою)

Лишь для хлеба создана,                                 Ее за ручку мы берем,

Бережет его она. ( хлебница)                                  Чай, кофе из нее мы пьем. (чашка)

Сел за стол я и копаю                                     Она из стекла, из пластмассы, металла

Маленькой лопаткою.                                             Продукты хранить нам всегда помогала:

Инструмент я окунаю                                             Повидло и джемы, сироп и варенье,

В борщ, в повидло сладкое.                                    Крупу и муку, маринад и соленья

Что лопатка зачерпнет,                                                                                ( банка)

Отправляю прямо в рот:

Кашу, торт, бульон, окрошку…                     Имеет хобот, а не слон,

Знают все, что это … ( ложка)                               Он чашкам отдает поклон.  ( чайник )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по лексическим темам.

Информация для родителей по лексическим темам. Можно использовать и в обычных группах в свете ФГТ....

Рекомендации родителям по лексической теме "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Информация для родителей по лексической теме....

Рекомендации родителям по лексической теме "Новый год"

Рекомендации родителям по лексической теме "Новый год"...

Рекомендации родителям по лексическим темам

Краткие рекомендации родителям по лексическим темам для детей группы ЗПР. Информация лаконичная, есть возможность сделать картотеку....

Рекомендации родителям по лексической теме "Мамин праздник. Женские профессии"

Рекомендации родителям по лексической теме "Мамин праздник. Женские профессии"...

методические рекомендации родителям по лексической теме "Космос"

лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Космос"...