«Здоровье начинается со стопы»
консультация

Годынюк Галина Васильевна
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей. Привлечение родителей к профилактике плоскостопия у детей с использованием здоровьесберегающих технологий. Задачи: 1. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников. 2. Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_nachinaetsya_so_stopy.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

  «Здоровье начинается со стопы»

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей. Привлечение родителей к профилактике плоскостопия у детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи: 

  1. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
  2. Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.  А их в нашей жизни достаточно, начиная с не правильного подбора обуви.

        Диагноз «плоскостопие» знаком многим мамам не понаслышке. К концу дошкольного возраста с ним встречается уже около 60% детей (при этом врожденное плоскостопие отмечается лишь у 3%!).

         Чаще всего нарушение строения стопы проявляется уже в 3-4 года, а большинство детей обзаводятся им в школьные годы.

        При такой массовости заболевания родители чаще всего недооценивают вред, который может нанести плоскостопие здоровью ребенка. «Плоскостопие? А что такого? В армию не пойдет, когда вырастет!», - рассуждают некоторые мамы.

На самом деле, последствия проблемы гораздо глубже, чем кажутся на первый взгляд. Стопа новорожденного мало напоминает взрослую, и может показаться, что все дети плоскостопны с самого рождения. Из-за большого скопления подкожного жира стопы малыша часто кажутся плоскими. Однако это не так, ведь формирование стопы ребенка будет продолжаться до 5 лет. Ножки начинают активно развиваться с первыми шагами ребенка, поэтому до года отпечаток стопы чаще всего будет плоским, а к 3-4 годам появляется некоторая вогнутость. К этому времени ребенок уже способен проводить на ногах достаточно много времени, он становится активнее, много бегает и прыгает, тренируя тем самым мышцы и связки стопы. Если свод стопы сформирован правильно, то около 70% удара при беге и ходьбе гасятся. В противном случае амортизация не срабатывает, и удар приходится не столько на саму стопу, сколько на тазобедренный сустав и позвоночник. Поэтому у детей с запущенным плоскостопием нередко бывает искривление позвоночника, головные боли, боли в спине и тазу. Опорно-двигательный аппарат в таких условиях быстро изнашивается, что приводит к развитию сколиоза, радикулита, остеохондроза и многим другим заболеваниям. Чем раньше будет выявлено плоскостопие у ребенка, тем легче его вылечить. После 5 лет усилий придется приложить гораздо больше. Поэтому лучше с первых шагов уделять внимание профилактике.  

Ребенок начинает привыкать к прямохождению после 6 месяцев, когда твердо встает на ножки. Первая ошибка, которую допускают многие современные родители уже в этом возрасте, – покупают малышу модные и красивые туфельки, кроссовки, кеды или тапочки. В этот период очень важно не дать стопе возможности деформироваться. Поэтому не стоит покупать малышу обувь только потому, что в ней он больше похож на взрослого человека. Если вы задумываетесь о покупке первой обувки для своей крохи, обратите внимание на так называемую ортопедическую обувь.

Снижение физической нагрузки и избыточный вес – еще одна причина формирования неправильного свода стопы. Современные дети чаще предпочитают просиживать дни за компьютером или телевизором, чем бегать по улице, играя в активные игры. Чем больше несоответствие между весом и ростом, тем большая нагрузка ложится на стопы при ходьбе.  

Правильная обувь. Итак, туфельки и ботиночки, сделанные по всем правилам, должны соответствовать следующим критериям:

- иметь небольшой каблук, в идеале продолжающийся на внутреннем крае стопы;

- иметь высокий плотный задник, надежно фиксирующий ножку;

- иметь правильную анатомическую стельку с мягким супинатором. Именно супинатор оказывает массирующее действие на стопу ребенка, заменяя неровности дороги при хождении босиком. До 2 лет супинатор ребенку не нужен, роль амортизатора будет выполнять жировая прослойка;

- минимум швов внутри;

- изготовлены из натуральных материалов (в идеале натуральная кожа), в том числе и стелька;

- ножки в ботиночках должны дышать, поэтому хорошо, если поверхность обуви имеет небольшие отверстия (перфорацию);

- жесткая подошва;

- «запас» должен составлять не более 1,5 см (нога не должна болтаться, но обувь не должна сдавливать стопу);

- если после снятия ботиночек вы заметили, что на коже отпечатался рельеф колготок или носков, обувь пора менять.

Когда идти к врачу? 

Самостоятельно вылечить уже сформировавшийся неправильный свод стопы вряд ли получится. С этой проблемой поможет справиться врач-ортопед. Он подберет лечение в зависимости от возраста ребенка, характера нарушений, степени плоскостопия и его причин.

Даже если вас ничего не беспокоит, показать ребенка специалисту все равно стоит. Лучше всего посещать ортопеда в определенные сроки:

- Новорожденного или месячного ребенка ортопед осматривает на наличие врожденных патологий стопы и скелета в целом;

- В 3 и 6 месяцев осмотр поможет обнаружить начинающийся рахит;

- В год малыш делает первые шаги, нагрузка на ножки сильно возрастает, именно в это время стоит показаться врачу еще раз;

- В 3 года ортопед проверяет у ребенка правильность развития стопы, изгибы позвоночника, измеряет длину конечностей, смотрит походку.

После трех лет желательно показывать ребенка врачу ежегодно. Особенно актуально это становится в школьные годы, когда на скелет ложатся статические нагрузки.

Точно сказать, деформирована ли стопа, может только специалист. Однако даже в домашних условиях нетрудно заметить, есть ли у вашего ребенка проблемы. Для этого достаточно понаблюдать за тем, как малыш ходит. Если при ходьбе он выворачивает ножки наружу, опирается не на всю стопу, а лишь на ее внутренний край, то лучше будет показать ребенка врачу-ортопеду. Ведь своевременная профилактика способна избавить вас от многих проблем в будущем! Запущенное плоскостопие со временем доставляет человеку все больше хлопот, а лечение будет становиться все дороже и длительнее.

Профилактика плоскостопия актуальнее всего в раннем возрасте. Сформировать правильную походку и вылечить плоскостопие окончательно возможно только до 5-6 лет, когда окостенение еще не завершено и ножки легко поддаются коррекции. Если профилактика плоскостопия не была начата вовремя, неправильный свод стопы уже сформировался, то все усилия стоит направить на предотвращение дальнейшего прогрессирования болезни. Для этого врачи советуют носить ортопедическую обувь со специальными стельками (нередко такую обувь приходится делать на заказ), постараться избавиться от лишнего веса, делать зарядку и использовать массажные коврики в повседневной жизни.

О профилактике плоскостопия 

Для того чтобы предупредить развитие плоскостопия, необходимо тренировать связочный аппарат стопы. Без должной нагрузки связки и мышцы очень быстро ослабевают. Для поддержания организма в тонусе нельзя забывать о физической активности и правильном питании. Плавание, гимнастика и массаж – прекрасная профилактика любых недугов, связанных с опорно-двигательным аппаратом. 

Давайте ребенку возможность как можно больше ходить босиком, особенно, если за окном лето. Пусть ходит по травке, песку или гальке. Дома можно лазить босиком по шведской стенке, поднимать с пола небольшие предметы, хватая их пальчиками ног, катать ножками колючие мячики или валики.

Походите с ребенком по дому гуськом, на пяточках, носочках, с поджатыми пальцами, на внутренней и внешней поверхности стопы. Если все делать вместе, ребенку обязательно понравится!

Дома можно устроить морскую ванночку для ног. Налейте в большую ванну немного воды (чтобы закрывала щиколотки), растворите в ней морскую соль и дайте малышу походить в ванне в свое удовольствие. Если ребенок не против, на дно ванны можно просыпать немного морской соли, постепенно растворяясь, она даст дополнительный массажный эффект.

Массажные коврики 

Еще один прекрасный способ профилактики плоскостопия – специальные массажные коврики с различной поверхностью. Если у вашего ребенка нет возможности проводить все лето в деревне, бегая босиком по траве и камням, массажный коврик станет настоящим спасением для маленьких ножек! Такие коврики изготавливают из натуральных материалов на основе каучука. Они имеют различную форму и размер (есть коврики стандартной формы – круг и квадрат, а есть забавные яблоки, сердечки, черепашки, следы, бабочки, ромашки). Некоторые коврики состоят из нескольких деталей и их можно сложить в дорожку. Массировать ножки ребенку рекомендуют уже с года, то есть с самых первых шагов. Для малыша будет полезно потоптаться по такому коврику всего 3-4 минуты в день. Например, можно положить коврик в ванной, тогда все члены семьи смогут регулярно массировать себе стопы во время умывания и чистки зубов. Массажные полусферы обладают не меньшей пользой. Регулярные занятия или просто веселые игры с этим тренажером позволят укрепить не только мышцы ног и позвоночник, но и вестибулярный аппарат.

Комплекс специальных упражнений:

1 – ходьба на носках, на пятках;

2 – ходьба на наружном своде стопы;

3 – ходьба по наклонной плоскости;

4 – ходьба по гимнастической палке;

5 – катание мяча ногой;

6 – захват мяча ногами;

7 – приседания, стоя на палке;

8 – захват и подгребание песка пальцами ног;

9 – захват и перекладывание мелких предметов пальцами ног.

Закончить упражнения ходьбой на носках, обычной ходьбой.

Комплекс №1

1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.

2. Ходьба боком по гимнастической палке.

Упражнения сидя на стуле:

1. И. п. – ноги на ширине ступни, руки на коленях. Поочередно отрывать от пола носки, вернуться в и. п., и затем поочередно отрывать от пола пятки. 2. «Сгребать песок». Пятки на полу. «Сгребать песок» всеми пятью пальцами. Повторить 10-12 раз каждой ногой. Темп средний. Далее «отгребать песок» по тому же принципу.

3. Положить на пол шнурок или ленточку. Подбирая под себя носки, сдвигаем ленточку, захватывая ее пальчиками ног.

4. Положить под стопы гимнастическую палку и катать ее вперед-назад, опираясь стопами на ее поверхность.

5. Зажать пальцами правой ноги фломастер, рисуем круги на листе бумаги. Затем рисуем левой ногой

Комплекс №2

Упражнения сидя на полу

И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади.

1. Ноги прямые на ширине плеч, стопы вертикально. Соединить большие пальцы, развести в стороны, мизинцами коснуться пола. 3-4- раза.

2. На полу – шарф, один конец которого держит воспитатель. Захватив пальцами ног шарф, ребенок тенят его к себе. Пятками пола не касаться.

3. Зажать мяч между голеностопными суставами. Удерживая мяч, приподнять ноги, согнуть их и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуть в и. п. Темп средний. Повторить 6-8 раз.

4. Перед сидящими детьми высыпают грибы и ставят корзиночки. Задача детей собрать пальцами ног грибы в корзиночки.

5. Ребенок садится на пол и ставит ступню на теннисный мячик. Начинаем катать мячик от носка к пятке и обратно то левой, то правой ногой.

Комплекс №3

Упражнения стоя

1. И. п. – стопы параллельно на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднимаемся на носки и возвращаемся в и. п.

2. «Обезьянки». Воспитатель показывает детям, как ходит обезьянка: по земле точно так же, как и по дереву – на внешней стороне ступни, сжав пальцы ног внутрь, словно держась за невидимую ветку, слегка сгибая ноги в коленях.

3. Ходьба приставными шагами по толстому канату. Наступать на канат нужно средним отделом стопы.

4. Приседание с подниманием рук вперед. Нагрузка на передник отдел стопы. Повторять 6-8 раз.

5. Ходьба на пятках. Захватить пальцами ног платочки или карандаши и идти с ними на пятках

Комплекс №4

Упражнения с кеглями

1. «Перешагни». Кегли расставить на полу на расстоянии шага друг от друга. Перешагивать через них, высоко поднимая колени.

2. «Прыжки вокруг кегли». Легко прыгать вокруг кегли, стараясь не задеть ее.

3. «Перешагни через кеглю». Держать кеглю в опущенных руках за оба конца (как палку). Надо перешагнуть через нее, стараясь не задеть и не выпустить из рук.

4. «Подними». И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади. Захватить кеглю подошвами и приподнять ее.

5. И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади. Переставляем кеглю с места на место, не роняя ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье начинается со стопы.

 Здоровье начинается со стопы.Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. ...

"Помните, здоровье начинается со стопы!"

В этой статье речь пойдет о профилактической сменной обуви, способствующей предупреждению деформации стопы. Какой же должна быть обувь для дошкольника? ...

Помните, здоровье начинается со стопы!

Краткая аннотация опыта: стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельно...

Консультация для родителей "ЗДОРОВЬЕ НАЧИНАЕТСЯ СО СТОПЫ!"

СТОПА является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Данная консультация поможе...

"Здоровье начинается со стопы"

Советы родителя,  какой должна быть обувь у дошкольника!...

Здоровье начинается со стопы.

Какой должна быть обувь для дошкольника....

Консультация для родителей "Помните-здоровье начинается со стопы"

Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы (недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью); иметь достаточно гибку...