Роль классической музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гурьянова Марина Викторовна

Данная статья посвящена роли классической музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassicheskaya_muzyka.docx20.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль классической музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста.

        Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. В годы детства закладывается основа, на которой позже будет возводиться здание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Займёт ли музыка место в жизни человека, и какой именно будет эта музыка – во многом зависит от воспринятого в детском возрасте.

       Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Характерной особенностью классической музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности. Классическая музыка способна не только быть средством, вызывающим эмоции, но в случае необходимости становится тормозящим средством, способным вывести ребенка из состояния азарта, в состояние тихой сосредоточенности.

           Мы все хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным, а ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты. И очень важно, чтобы это формирование основывалось на лучших образцах мировой культуры, в том числе и музыкальной.
Не сомневаюсь в том, что каждый из Вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир.
Давайте подумаем вместе:
-Как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки?
-Не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык?

      Выводы ученых-психологов однозначны: классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско,поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти.

     Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально.


       В нашем детском саду введены часы слушания классической музыки после пробуждения ото сна с целью восстановления мыслительных функций мозга ребенка.

              На моих музыкальных занятиях мы слушаем классическую музыку. Беседуем о том, что может музыка рассказать без слов.

       В средней группе мы начали знакомится с творчеством П.И.Чайковского. Прослушали два произведения из его цикла «Времена года», посвященных осени. Перед прослушиванием произведений мы беседовали о данном времени года, а именно: вспомнили названия осенних месяцев, порассуждали о погоде, изменениях в природе, как готовятся лесные жители к зиме, о настроении людей осенью. С большим интересом ребята фантазировали на тему, что хотел передать данной музыкой композитор, а помогали им в этом музыкальные иллюстрации по данной теме, которые и способствовали развитию воображения. Ответили на вопросы: какое настроение отображает произведение? Какие краски подходят к этой музыке?

      В старших группах я продолжаю знакомить детей с творчеством П.И. Чайковского.

В этом году мы начали слушать произведения из цикла «Детский альбом», написанного им специально для детей. Поговорили о том, для кого он написал свой «Детский альбом» и что за картинки в этом альбоме?  Уже слушали «Марш деревянных солдатиков». Говорили о характере музыки. Дети использовали слова «музыка четкая, бодрая, военная, под нее хочется идти, как солдаты».

 Отобразили в движении начало и окончание каждой части произведения. На первую часть маршировали дети-«деревянные солдатики», на вторую часть маршировали «генералы», на третью часть снова шагали «солдатики». Детям очень понравилась эта игра, таким образом, в игре мы познакомились с понятием «жанр» (марш). Все
сложное становится таким простым в игре!
На другом занятии мы снова поговорили о композиторе и его «Детском альбоме». На этот раз слушали «Польку» Чайковского. Снова остановились на понятии жанра, говорили о настроении, которое передает музыка, ее характере.
Пробовали придумать движения для «Польки» . Снова всем было весело и интересно.

      В планах познакомить ребят с творчеством К.Хачатуряна, а именно с музыкой написанной им к балету «Чиполлино». В своем осеннем утреннике я использую фрагменты музыки из этого балета. Дети будут импровизировать под музыку  с образами «Сеньора помидора», «Чиполлино» и т.д. , а также знакомится с новым для них видом жанра «Балет».
Приобщение детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. А если делать это постоянно ,тогда польза и радость узнавания нового,
дадут свои плоды. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей справиться сложно. Если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных занятиях, то наши дети почувствуют удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все делают правильно. Хотелось бы подчеркнуть: когда в доме с самого рождения малыша звучит классическая музыка, она становится для него естественной средой. Однако это не значит, что подходить к выбору произведений надо бездумно.

      В своей статье я хотела бы дать некоторые рекомендации по слушанию классической музыки:

Как долго слушать музыку?

Внимание ребенка к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами в течение 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его физического состояния.

Как слушать музыку дома?

Заранее приготовьте музыкальный центр (магнитофон) и диск. Найдите на диске пьесу, которую Вы будете слушать с ребенком. Источник звука (музыкальный центр) должен быть рядом, перед ребёнком. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко!

Пригласите ребенка слушать музыку. Будет очень хорошо, если к слушанию присоединится и кто-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

Когда слушать музыку?

Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего - после завтрака или дневного сна.

Музыкальные произведения для слушания музыки в семье

для детей 3-4 лет.

(рекомендованы О.П. Радыновой, автором программы «Музыкальные шедевры»)

1. Й. Гайдн: « Детская симфония», (фрагмент 1-й части и финал).

2. П.И. Чайковский: «Марш из балета «Щелкунчик», «Вальс» из «Детского альбома».

3. Г. Гендель: Сюита «Музыка на воде», (фрагмент 2-й части).

4. И. Штраус: «Марш», полька «Трик - трак».

5. М.И. Глинка: «Арагонская хота», «Первоначальная полька».

6. В.А. Моцарт: Фрагмент Менуэта из симфонии № 34, фрагмент менуэта из «Маленькой ночной серенады».

Музыкальные произведения для слушания музыки в семье

для детей 4-5 лет.

1. С. Майкапар: «Тревожная минута».

2. А. Гречанинов: «Материнские ласки», «Необычайное происшествие».

3. Р. Шуман: «Всадник».

4. С. Прокофьев: «Бой часов» из балета «Золушка».

5. Й. Гайдн: фрагмент Симфонии № 101 «Часы».

6. Г. Свиридов: «Зима».

7. А. Вивальди: фрагмент концерта «Зима».

8. П.И. Чайковский: «Зимнее утро».

9. Р. Шуман: «Дед Мороз», «Ночью».

10. С. Прокофьев: детская музыкальная опера «Петя и волк».

Музыкальные произведения для слушания музыки в семье

для детей 5-6 лет.

1. Р. Шуман: «Солдатский марш».

2. Д. Кабалевский: «Боевая песенка».

3. П.И. Чайковский: Марш из оперы «Пиковая дама».

4. Д. Верди: Марш из оперы «Аида».

5. С. Слонимский: «Марш Бармалея».

6. С. Прокофьев: «Шествие кузнечиков».

7. Э. Григ: « Шествие гномов».

8. А. Хачатурян: «Танец с саблями» из балета «Гаянэ».

9. С. Прокофьев: Марш («Детская музыка»).

Музыкальные произведения для слушания музыки в семье

для детей 6-7лет.

1. П. Чайковский: Марш из балета «Щелкунчик».

2. И.С. Бах: Маленькая прелюдия ре мажор (клавесин, исп. А. Любимов).

3. Д. Шостакович: «Вальс-шутка» (флейта и фортепиано).

4. И.С. Бах: Инвенция № 3 ре мажор, Инвенция № 2.

5. Ж. Люлли: «Гавот» (фортепиано).

6. С. Прокофьев: «Гавот».

7. B. Моцарт: Аллегро фа мажор, Андантино до мажор.

8. Г. Свиридов, Музыкальный момент. «Весна».

9. И.С. Бах, Маленькая прелюдия № 3 ре минор.

Уважаемые родители!

Старайтесь, чтобы дети не просто радовались музыке, но учились переживать заложенные в ней чувства.

Поинтересуйтесь у детей: какая звучала музыка (весёлая или грустная, спокойная или взволнованная)? Про что или про кого музыка может рассказывать?

Иногда, не называя пьесу, спросите, как бы ребёнок её назвал?

Такие вопросы пробуждают интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение.

Дети очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку. Постарайтесь предоставить им такую возможность.

Необходимо создать в семье атмосферу доброжелательного отношения к детям, всячески поощрять их попытки проявлять себя в музыке.

Необходимо помнить, что это приносит детям радость и делает их добрее!

Надеюсь, что мои советы будут полезны для Вас.

Музыкальный руководитель : Гурьянова Марина Викторовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно ск...

Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно ск...

Консультация для родителей "Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста"

Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным д...

Родительское собрание. "Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста"

Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.Задачи: ·      довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания дет...

Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно ск...

«Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста».

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно ск...