КАК И КОГДА НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ?
консультация

Саюшева Ирина

В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели: развитие понимания высоты и тембра звуков; прослушивание и анализ музыкальных произведений; игру на детских музыкальных инструментах; пение. С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_i_kogda_nachat_zanimatsya_muzykoy.docx15.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КАК И КОГДА НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ?

В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели: развитие понимания высоты и тембра звуков; прослушивание и анализ музыкальных произведений; игру на детских музыкальных инструментах; пение. С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА 3–6 ЛЕТ

Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки. Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева: Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты). Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости. Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас. Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.

ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ И ПЕНИЕ

Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например: дудочка; детская гитара; барабан. Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить. После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту. Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот. Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм: Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом. Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.

КАК РАССКАЗАТЬ ПРО НОТЫ?

Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое. Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу. Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все. Чтобы ребенок был заинтересован в изучении нот, можно показать ему мультфильм про ноты «До ре ми». Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).

КАК ЗАПОМИНАТЬ НОТЫ И ИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ НА НОТНОМ СТАНЕ?

Для начала подготовим все, что нам понадобится: нарисуем на листе бумаги большой нотный стан; вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету. Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются. Обучение должно проходить в несколько этапов: Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си. Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля. Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой. После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы. На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам! После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там. Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно: использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка; играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»; устраивать «концерты», выступая на них по очереди; в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать; хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям. Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начинать заниматься рисованием

Начинать заниматься рисованием можно, как только малыш научиться сидеть и удерживать в руках кисточку, то есть, примерно с пяти-шести месяцев. Конечно это будет еще не вполне рисование, а скорее игра ...

НАЧИНАЕМ ЗАНИМАТЬСЯ РИСОВАНИЕМ.

Начинать заниматься рисованием можно, как только малыш научиться сидеть и удерживать в руках кисточку, то есть, примерно с пяти-шести месяцев. Конечно это будет еще не вполне рисование, а скорее игра ...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ

В материале даны реомендации поиспользованию пальчивовой гимнастики и ее значение для развития ребенка дошкольника....

Консультации для родителей. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центров головного мозга и резкому усиле...

Что означают цифры для детей и когда начинать заниматься счетом?

На самом деле, научить ребенка  считать мы можем своими силами. Ведь с кем, как не с мамой и папой малышу общаться интереснее всего?...

Физическое воспитание. Когда и по сколько начинать заниматься физкультурой.

Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, сильными и крепкими. Однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, чт...