"Ум ребёнка - на кончиках пальцев!
статья

Вия Андреева

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому хорошим стимулом для речевого и интеллектуального  развития являются игры с пальчиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл um_rebenka_na_konchikah_paltsev.docx887.41 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ум ребенка - на кончиках пальцев».C:\Users\Пользователь\Documents\29129ecd83f1d05b4d34da2b0c663a62--clipart-baby-baby-patterns.jpg

Почему важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкие движения,

расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем и соседние отделы мозга, отвечающие за речь. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития являются игры с пальчиками.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики и координации движений рук,

умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо C:\Users\Пользователь\Documents\274445-2012-02-07-330026694634_70359578_sshot-5.png

развиты внимание, память и мышление.

Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Существует много специальных игр и упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, массаж, упражнения со шнуровками, застежками, мозаики, бусинки, прищепки и т. д.

Следует помнить! Все игры с мелкими деталями должны проходить под контролем взрослого! Не допускать попадания в рот, нос, уши игрового материала, типа бусин, палочек и др.! Это опасно!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА C:\Users\Пользователь\Documents\culture512.jpg

Варежка

Маша варежку надела:                       Сжать пальцы в кулак. 

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,                                   Все пальцы разжать,

кроме           большого.

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла:                  Разогнуть оставшийся согнутый палец. 

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь - и найдешь,         Крутить большим пальчиком по      

Здравствуй, пальчик, как живешь?»       часовой стрелке            

Кормушка (Н. Нищева)

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело?

Мы расскажем.                       Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,     На каждое название птицы загибают                                                                                                                      

Дятел в пестрых перышках            по одному пальчику

Всем хватило зернышек.         Опять сжимают и разжимают кулачки.

МОЗАИКА, КОНСТРУКТОР, БУСЫ, ПУГОВИЧКИ.

Величина деталей вашего конструктора зависит от навыков вашего малыша. C:\Users\Пользователь\Documents\конструктор.jpg

Выбор этих игр сейчас велик. Сначала приобретите крупный конструктор и крупную мозаику. Из конструктора помогите ребенку построить башню, затем кукольную мебель и пр.

Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем более сложные узоры (елочки, машинки, домики).

Сейчас продаются готовые комплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины разной формы и даже пластмассовая иголочка. Но эту игру можно изготовить самим. Для этого потребуется шнурок с плотным концом и старые бусины или пуговицы с крупными отверстия ми.

Пусть ребенок пофантазирует и нанизывает бусы в произвольном порядке. Можно попросить нанизать бусы только одного цвета, формы.

Из пуговичек можно выкладывать различные картинки: домик, цветочек, рыбка, кораблик....

Если ребенку сложно самостоятельно выполнить это

задание, можно использовать контур предмета.

СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ

По образцу, сделанному взрослым, ребенок выкладывает квадраты, треугольники, елочки, снежинки, домики, кораблики и др. Если нет разноцветных счетных палочек, можно использовать спички, только предварительно отрезать головки.

C:\Users\Пользователь\Documents\шнуровка.jpg

ШНУРОЧКИ

Шнуровки продаются готовые (деревянные, картонные, пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т. п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по

контуру дырочки.

Используйте для игры кукольную одежду и обувь. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует пуговицу, домик и др.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять мышечный тонус при щипковом хвате. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному.

Прищепки могут выступать в роли хвостов. Достаточно вырезать различные силуэты: рыбки, птички, петушка, собачки, кошки и т. д. Прищепки могут играть роль ушек – например, у зайца. Нарисуйте и вырежьте силуэт зайца (без ушей). А затем предложите ребенку догадаться, C:\Users\Пользователь\Documents\прищепки.jpg

чего не хватает у зайчика и доделать его.

На плотной бумаге нарисуйте, а затем  вырежьте силуэты девочек и мальчиков (без рук и без ног, но в платьицах и рубашечках). Вместо ног и рук малышу нужно подставлять прищепки.

РИСУЕМ НА МАНКЕ

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь

предметы (дорогу, травку, забор, дождик, волны). В дальнейшем можно нарисовать сюжет из сказки, потешки, стиха.

Все эти игры развивают не только пальцы, но и формируют

пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику.

Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ум ребёнка находится на кончиках пальцев

Специальными исследованиями в Институте физиологии детей и подростков РАМН установлено: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пал...

" Ум ребёнка - на кончиках пальцев"

Практическая консультация  для детей и родителей....

Ум ребёнка на кончиках пальцев

консультация для родителей...

Речь ребёнка на кончиках пальцев.

В работе рассматривается вопрос об использовании упражнений ММР для развитии речи ребенка....

Гениальность ребёнка - на кончиках пальцев

Зачем нужно развивать мелкую моторику?Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. В развитие моторики вам помогут игрушки с кнопками или пианино. Нажимание клавиш идеально для мелкой мо...

"Ум ребёнка на кончиках пальцев"

Консультация для родителей...

УМ РЕБЁНКА- НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, как...