Готовность ребенка к школе
статья

Суханова Мария Геннадьевна

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

  • Школа – это новый этап в жизни ребёнка. Он вступает в удивительный мир знаний. Ему придется узнать много нового, а также научиться применять полученные знания в жизни. В школу первоклассники приходят уже с определенным багажом знаний, умений и навыков.
  • Каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами так все организовать, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Готовность ребенка к школе

  • Физическая
  • Психологическая
  • Нравственная
  • Интеллектуальная

Физическая готовность

  • На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40-45 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма
  • Если ребенок здоров, хорошо развит физически, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным.

Психологическая готовность

  • У ребенка должна быть  формирована «внутренняя позиция школьника».
  • Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
  • У ребенка должна возникнуть способность выполнять длительное время не очень интересное задание.
  • Зрелость также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.

Нравственная готовность

  • Нравственно-волевые качества будущего первоклассника: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность. Именно от них зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя.
  • Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, у него повышается самооценка.
  • Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Интеллектуальная готовность

  • В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

ВНИМАНИЕ

  • выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут;
  •  находить 5—6 отличий между предметами;
  •  удерживать в поле зрения 8—10 предметов;
  •  выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу;
  •  копировать в точности узор или движение.

ПАМЯТЬ

  • запоминать 8-10 картинок;
  • рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины;
  • повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений

МЫШЛЕНИЕ

  • определять последовательность событий;
  • складывать разрезную картинку из 9-10 частей;
  • находить и объяснять несоответствия на рисунках;
  • находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
  •  находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

МАТЕМАТИКА

  • называть числа в прямом и обратном порядке;
  •  соотносить цифру и число предметов;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  •  пользоваться арифметическими знаками действий;
  • измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  •  определять время по часам.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • правильно произносить все звуки;
  • определять место звука в слове;
  • использовать в речи сложные предложения разных видов;
  • составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений;
  •  составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова;
  • делить слова на слоги.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

  • свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
  • изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
  • штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • ориентироваться в тетради в клетку или в линию;
  • передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

  • называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей;
  •  название своего родного города (села), столицы, Родины;
  • последовательность времен года, частей суток, дней недели;
  • называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы;
  • отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников;
  • называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

Критерии подготовленности ребенка к школе

  • нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
  • желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
  • управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
  • владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
  • проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
  • отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
  • отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Памятка родителям будущих первоклассников

  • Приучите ребенка содержать свои вещи в порядке
  • Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
  • Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
  • Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений
  • Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
  • Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
  • Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebenka_k_shkole.pptx646.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовность ребенка к школе Презентация для родителей будущих первоклассников

Слайд 2

«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать . Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться ». ( Л.А.Венгер )

Слайд 3

Новый этап Школа – это новый этап в жизни ребёнка. Он вступает в удивительный мир знаний. Ему придется узнать много нового, а также научиться применять полученные знания в жизни. В школу первоклассники приходят уже с определенным багажом знаний, умений и навыков. Каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами так все организовать, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Слайд 4

Готовность ребенка к школе

Слайд 5

Физическая готовность На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40-45 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма Если ребенок здоров, хорошо развит физически, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным.

Слайд 6

Психологическая готовность У ребенка должна быть формирована «внутренняя позиция школьника» . Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо» . Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться» . У ребенка должна возникнуть способность выполнять длительное время не очень интересное задание. Зрелость также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.

Слайд 7

Нравственная готовность Нравственно-волевые качества будущего первоклассника: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность. Именно от них зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, у него повышается самооценка. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Слайд 8

Интеллектуальная готовность В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Слайд 9

В 6-7 лет ребенок должен уметь: ВНИМАНИЕ выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.

Слайд 10

В 6-7 лет ребенок должен уметь: ПАМЯТЬ запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений

Слайд 11

В 6-7 лет ребенок должен уметь: МЫШЛЕНИЕ определять последовательность событий; складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Слайд 12

В 6-7 лет ребенок должен уметь: МАТЕМАТИКА называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.

Слайд 13

В 6-7 лет ребенок должен уметь: РАЗВИТИЕ РЕЧИ правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.

Слайд 14

В 6-7 лет ребенок должен уметь: РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

Слайд 15

В 6-7 лет ребенок должен уметь: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

Слайд 16

Критерии подготовленности ребенка к школе нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой; желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям; управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;

Слайд 17

Критерии подготовленности ребенка к школе проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи; отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми; отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения; умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Слайд 18

Памятка родителям будущих первоклассников Приучите ребенка содержать свои вещи в порядке Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе Научите ребенка правильно реагировать на неудачи Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Слайд 19

Как помочь ребенку привыкнуть к атмосфере школы Чтобы помочь ребенку наладить общение с одноклассниками, прежде всего, следует держать связь с учителем, который проводит много времени с ребенком в отсутствие родителей. Поэтому регулярное общение с учителем очень важно. Дружить со всеми детьми в классе не обязательно, но у ребенка должен быть в классе хотя бы один друг. Дружба чрезвычайно важна в жизни ребенка: она помогает ему научиться доверять другим людям и строить крепкие отношения. Общайтесь с учителями Поощряйте общение ребенка с другими детьми

Слайд 20

Как помочь ребенку привыкнуть к атмосфере школы Перед тем, как ребенок уйдет в школу, убедитесь, что он не агрессивен, не капризничает и не плачет. Удостоверьтесь, что ребенок чувствует себя комфортно, и убедите его в том, что люди, которые будут окружать его в школе, понимают его чувства и позаботятся о нем. Скажите ребенку, что в школе ему будет интересно: он узнает много нового и найдет новых друзей. Ребенок не должен ждать вас долго после уроков, чтобы не чувствовать себя брошенным. По возможности приходите или приезжайте за ребенком еще до окончания последнего урока, чтобы он увидел вас сразу же, выйдя из школы. Это поможет ребенку почувствовать себя уверенно и спокойно. Он будет знать, что вы ждете его после уроков. Успокаивайте ребенка, прежде чем попрощаться с ним перед школой Забирайте ребенка из школы как можно раньше

Слайд 21

Как помочь ребенку привыкнуть к атмосфере школы Объясните ребенку, что испытывать страх в новой обстановке – вполне нормально, но при этом он должен верить, что учитель позаботится о нем. Скажите ребенку, что люди, которые любят друг друга, неохотно расстаются, но в школе с ним все будет в порядке. Юмор – это хороший способ избавиться от беспокойства. Этот способ эффективен для всех детей, испытывающих тревогу из-за необходимости каждый день ходить в школу. Давайте ребенку возможность посмеяться и повеселиться. Если вы позволите себе утром потратить несколько минут на веселые игры с ребенком, со временем заметите, что в школе он ведет себя намного спокойнее, чем раньше. Развейте страхи ребенка Помогите ребенку посмеяться над его проблемами, чтобы он не воспринимал их слишком трагично

Слайд 22

Как помочь ребенку привыкнуть к атмосфере школы Большинство детей привыкает к школьной обстановке и находит общий язык с одноклассниками в течение нескольких недель. Но иногда тревога ребенка связана с более серьезными проблемами. Например, он может подвергаться в школе буллингу , у него могут быть проблемы со зрением или ребенок может не понимать объяснений учителя и бояться переспросить. В конце дня расспрашивайте ребенка о том, как прошел его день, слушайте его и поощряйте рассказывать больше о происходящем в школе. Читайте с ребенком книги о школе, чтобы после этого разговаривать с ним о школьной жизни. Если вам с трудом удается поднимать ребенка с кровати по утрам, возможно, он недостаточно времени уделяет сну. Дети, которые не спят достаточно времени, в течение дня чувствуют себя истощенными и хуже справляются с отрицательными эмоциями. Постарайтесь создать для ребенка благоприятный распорядок дня: раньше укладывайте его спать, а утром выделяйте больше времени, чтобы он мог собраться в школу в спокойном темпе. Обращайте внимание на то, что вызывает у ребенка тревогу Создайте ребенку благоприятный распорядок дня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...