«Сюжетно – ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей».
консультация (младшая группа)

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем  или иным человеком и действует в игре от его имени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_-_rolevaya_igra.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно – ролевая игра и её значение  в  нравственном воспитании детей.

      Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении  с  разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого,  которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем  или иным человеком и действует в игре от его имени.

Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет (например, кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки. В игровой роли он подражает не только действиями, но и отношениями, чувствами, переживаниями взрослых.  Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия.

      Всё это происходит в том случае, если игры младшего дошкольника находятся под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то у четырехлетнего ребенка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнером. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. В младшем дошкольном возрасте игра становится в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых (родителей, бабушки и т. д.) с ребенком. В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его нравственный опыт, накопленный в детском саду и в семье.

      Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры.

В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Также у ребенка развивается воображение и творчество.

Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствует такие слова: «Как будто», «понарошку», «по-правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию.

Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем у детей (на четвертом и пятом году жизни) новые впечатления включаются в старые любимые игры.

      Важным педагогическим условием, способствующим направленному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает ребенка на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по – разному: возить строительный материал (например кубики);  превратить в кровать для больного мишки или для его прогулки; использовать как чемодан для кукольной одежды и т. п. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

      Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек, тем разнообразнее его игры.

      Покупая игрушки, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость. Главное при покупке игрушки - их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить у ребенка, для каких игр понадобится игрушка.

Если игрушки ребенка не находятся в поле зрения, он не может начать игру, создать игровую ситуацию, так как не умеет ещё планировать игру. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что ребенок может играть только здесь. Он стремиться играть там, где находятся старшие члены семьи.

      Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из-за того, что, наигравшись, ребенок отказывается их убирать.

      Рассмотрим такой пример:

Квартира четырехлетней Машеньки. Игра закончена. Как не хочется после себя убирать игрушки! Каждый раз Машенька чуть не со слезами на глазах проводит в порядок свое игровое хозяйство.

    -  Ну-ка, кто быстрее наведет порядок у себя:  ты или я? – предлагает мама дочке.

- Ты соберешь свои игрушки, а я вымою тарелки и уберу со стола. Договоримся, чтобы все было сделано как следует, аккуратно. Этот прием не раз выручал маму, и дело обходилось без капризов дочери. С помощью игры можно развить любую игровую ситуацию.

      Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка становится неинтересной. Подскажите ребенку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой, проследите ролевое поведение ребенка, его отношение к игрушке. Играя с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера влияет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.

               В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны  - сама игра развивается  под влиянием развития речи. Ребенок  словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется  и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте  иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей.

игра как способ выражения своих чувств и эмоций. С помощью игры мы воспитываем маленьких граждан своей большой Родины....

Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...

Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...

Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...

Статья: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, формой организации жизнедеятельности и основным средством всестороннего развития....

Консультация «Сюжетно – ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

      Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – явля...