Статья: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
статья

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, формой организации жизнедеятельности и основным средством всестороннего развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Статья: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 211» Яловой Марины Николаевны.

        

        Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, формой организации жизнедеятельности и основным средством всестороннего развития.

        Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют интерес к игре. Однако они не владеют полностью игровыми навыками, в связи с чем детям очень интересно играть со взрослым. К среднему дошкольному возрасту, дети уже умеют играть друг с другом, одной из наиболее интересных для них игр является сюжетно-ролевая игра.

        Сюжетно-ролевая игра – это игра, имеющая конкретный сюжет – ряд взаимосвязанных событий и ситуаций, и роли, которые распределяются между ее участниками, и являются основным стержнем игры.

        Сюжетно-ролевая игра направлена на развитие у дошкольников памяти, мышления, воображения и личности в целом.

        Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что помимо взаимоотношений, которые диктуются детям сюжетом игры, между ними возникают и другие реальные и действительные. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимают, как они относятся к успехам и неудачам, учатся разрешать конфликтные ситуации. Игра помогает ребенку преодолеть свою робость и стеснение, формируют разнообразные навыки (трудовые, игровые, коммуникативные и т.д.), в зависимости от сюжета игры.

        Сюжетно-ролевая игра учит детей самостоятельно устанавливать взаимоотношения с коллективом, развивает навыки продуктивного общения.

        Игра может быть организована воспитателем, который объясняет детям сюжет, распределяет роли и руководит всем процессом игры. Так же игра может быть организована детьми самостоятельно. При самостоятельной организации игры, дети сами распределяют роли и следят за развитием сюжета. Игра может быть организована детьми по прочитанной сказке, просмотренному мультфильму, а также сюжет может быть придуман стихийно (например, игра в школу, больницу и т.д.).

        В процессе сюжетно-ролевой игру, совместная игровая деятельности способствует формированию у детей организованности, ответственности, навыков самоконтроля и саморегуляции, согласованности с действиями других детей. Во время развития сюжета игры дети приобретают навыки планирования, творческого воображения, инициативности, активности, целеустремленности и т.д.

        Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в воспитании ребенка дошкольного возраста очень велика, так как она способствует всестороннему и полноценному развитию личности ребенку, формированию у него необходимых навыков и умений.

        Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.         Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов становления личности, формирования предпосылок необходимых для дальнейшего развития.

        В период дошкольного детства ребенок приобретает все необходимые знания об окружающем его мире, вырабатывает навыки правильного поведения в обществе, закладываются основы характера личности. Игра оказывает большое значение на воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста, а особенно сюжетно-ролевая игра.

        Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте:

        1. Обязательное соблюдение правил – оказывает влияние на формирование у ребенка умений действовать в соответствии с требованиями, контролировать собственное поведение. Данные умения и навыки не появляются самостоятельно, так же сложно их выработать посредством строгих указаний ребенку. В тоже время в игре, подчинение установленному правилу вытекает из самой игры и формируется у ребенка без принуждения. Кроме того, осваивая правила игры, ребенок осваивает и моральные нормы, которые заключены в роли.

        2.  Социальный мотив. Сюжетно-ролевая игра предоставляет ребенку возможность «побывать» в мире взрослых, «примерить» на себе разнообразные профессии, попытаться разобраться и понять специфику взаимоотношений между взрослыми. Все это помогает ребенку определиться со своим социальным статусом.

        3.  Эмоциональное развитие в игре. Сюжетно-ролевая игра богата теми эмоциями, которые еще порой не доступны ребенку в его жизни. В процессе игры дети могут испытать различные чувства, которые оказывают влияние на формирование его морального облика. Несмотря на то, что ребенок переживает все эти эмоции, он все-таки понимает, что они не реальны. Это подтверждается тем, что во время игр дети используют слова «понарошку», «как будто» или «по правде». Однако все игровые переживания всегда искренне для ребенка.

        4. Интеллектуальное развитие ребенка. Сюжет и его развитие связано с общим умственным развитием детей, формирование у них интересов и потребностей. В процессе игры у детей возникает интерес к различным видам человеческой деятельности (трудовой, учебной и т.д.) и различным событиям в жизни человека (день рождения, поездка в отпуск, поступление на работу и т.д.). Все это оказывает влияние на сюжет игр, довольно часто он становится стойким, так как захватывает мысли и воображение детей.

        5. Например, игра в морское путешествие может продолжаться несколько дней, он ежедневно возобновляется детьми, при этом сюжет развивается.

        6. Развитие творчества и воображения. Несмотря на то, что сюжетно-ролевые игры осуществляются по конкретному сюжету и подчинены одной линии развития действий, они довольно часто сопряжены с импровизацией. Во время игры у детей могут возникнуть различные идеи дальнейшего развития сюжета. Игровое творчество сказывается на содержании игры, комбинируя разнообразные впечатления, события и т.д. Дети, играя могут сочетать сюжет и роли игры с теми знаниями, которыми они обладают в различных вариантах и комбинациях. Все эти действия развивают у детей творческий потенциал и воображение.

         7. Развитие речи. Играя роль, в сюжетно-ролевой игре, ребенок не только должен изобразить своего героя внешне, его характер и взаимодействие с другими героями, но выражать его чувства, мысли, переживания, согласовывать действия. Все это достигается посредством речевого общения. В процессе игры ребенок учится не только выражать свои мысли, но чувства, желания и замыслы. Все это расширяет словарный запас, совершенствует коммуникативные навыки и активизирует речь ребенка.
        Таким образом, сюжетно-ролевая игра является фактором всестороннего развития ребенка. Игровая ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее  в созданной им самим игровой обстановке, реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевой танец - как средство развития творчества у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей составлена на основе материалов из интернета....

Значение театрализованной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализация педагогического процесса привлекательна т...

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Все мы родом из детства, все мы в детстве играли в различные игры. Порой до глубокой старости люди помнят, во что играли и с кем играли. Случайно ли это? Какова же роль игры в жизни человека?...

Подвижные игры – средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

Сборник интересных подвижных игр, которые можно использовать в различных видах двигательной активности детей дошкольников...

Статья "Роль пальчиковых игр и упражнений в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста"

Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы ...