Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада
консультация

Фарафонова Валентина Петровна

Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_rechi_detey_v_usloviyah_semi_i_detskogo_sada.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

26 ноября 2020 года состоится дистанционное родительское собрание. Собрание проведёт учитель- логопед Фарафонова В.П. Тема собрания: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада Цель : Повышение компетенции родителей в вопросах развития речи детей в условиях семьи. В ходе собрания пройдёт игровой тренинг для родителей старших дошкольников (подборка игр и упражнений по развитию и формированию речевых умений и навыков), который родители могут проводить дома со своими детьми. Игры и упражнения подобраны с учётом возрастных особенностей дошкольников. Родителям было предложено побыть детьми и поиграть в "умные" игры, чтобы на конкретных примерах почувствовать и понять, ЗАЧЕМ и КАК нужно развивать речь детей. План собрания. Выступление учителя-логопеда Игровой тренинг для родителей дошкольников. Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей . 1. Выступление учителя – логопеда. Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! В течение учебного года мы работаем с детьми над развитием их речи, занимаемся коррекцией звукопроизношения. Развитию речи в детском саду уделяем большое внимание и хотелось бы, чтобы вы также в этом активно участвовали. Ребёнок, безусловно, в той или иной степени, усваивает информацию, которую несёт ему педагог, но намного глубже дети впитывают то, что окружает их в семье. Главными для ребёнка всегда были и будут его мама и папа, а не педагоги, какими бы хорошими они ни были. Очень многое из того, чем мы занимаемся с детьми в детском саду, вы можете делать и дома. И делать это необходимо, потому что только Вы можете обеспечить своему ребёнку ежедневное закрепление тех умений и навыков, которые он ещё не освоил. Почему важно развивать речь детей? Потому что речь, по сути, - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А речь – это показатель ума человека, уровня его мышления. Если нам невозможно увидеть, как человек думает, то речь его мы слышим. И по тому, как человек разговаривает, какие слова использует, уместны ли они в той или иной беседе, насколько логична и последовательна речь, насколько она богата и разнообразна, мы непроизвольно оцениваем его умственные способности. Готовя детей к

Слайд 2

обучению в школе, мы, взрослые (и педагоги, и родители), должны, прежде всего, научить их думать. А развивая человека- ребёнка, мы, тем самым, развиваем и его мышление. Что включает в себя работа по развитию речи? Мы уже касались этого вопроса, но еще раз вспомним. Направления в развитии речи детей: Коррекция звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика. Развитие фонематического слуха. Развитие внимания (зрительного, слухового). Развитие памяти. Развитие моторики (прежде всего мелкой моторики). Формирование навыков связной речи. Развитие мышления. Именно в этих направлениях мы работаем в детском саду, и надеемся на Вашу «домашнюю» поддержку. Игровой тренинг для родителей Я хочу не просто рассказать Вам, а показать, как нужно развивать речь детей, чтобы вы запомнили, научились и использовали эти приёмы в развитии своего ребёнка. Предлагаю вам сегодня побыть детьми и поиграть.

Слайд 3

Коррекция звукопроизношения . Говоря о коррекции звукопроизношения, мне бы хотелось обратить ваше внимание на этап автоматизации поставленных звуков. Важно придерживаться принципа: от простого к сложному. Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков. В этот период важно утрировать (выделять) контрольные звуки, чтобы формировались мышечные ощущения и умение слушать себя. Затем переходим к проговариванию предложений с автоматизируемыми звуками. В этот период родители активно подключаются к работе по автоматизации, контролируя произнесение контрольных звуков в повседневной речи ребенка. На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, которые проговариваются в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Работа над звуком, от постановки до употребления в самостоятельной речи, это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Это работа усложняется и тем, что занятия по автоматизации звуков трудны, однообразны, требуют многократного повторения материала в течение длительного времени. А чтобы для ребенка это не стало утомительным и скучным, взрослым необходимо превратить работу над звуком в увлекательную игру. Именно в игре, игровых упражнениях легче и доступнее проходит процесс автоматизации звуков. Вашему вниманию предлагаются некоторые приемы, и игры, облегчающие процесс автоматизации, их вы можете использовать дома, занимаясь с детьми. Логопедические игры по формированию звукопроизношения: “ Пирамидка» Ребенок разбирает и собирает пирамиду, называя при снятии и нанизывании каждого колечка звук или слог. “ Внимательные ушки” Ребенок произносит звук или слог, взрослый при этом поощряет: “Как хорошо работает твой язычок. Левому ушку понравилось. Повтори еще раз для правого уха (взрослый показывает на свои уши). “ Кто больше собрал?” За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и взрослый берут по одной ягодке (грибочку, фишке). “ Пальчики здороваются” Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинца, произнося при этом звук или слог, или поочередно прикасается большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.

Слайд 4

“ Цветочек” Слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются). “ Маленькие ножки бежали по дорожке” Указательным и средним пальцем ребенок шагает по столу, произнося на каждый шаг звук или слог. “ Лесенка” Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук или слог. 8. “Сжимаем мяч» Ребенок должен тянуть звук. Сжимая в руке мяч-ежик. Можно играть с обычным мячом взрослому вместе с ребенком, перекатывая мяч друг другу и произнося длительно звук или слог. “ Проведи слог по звуковой дорожке” Взрослый рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ровную дорожку, идя по которой слог нужно произносить спокойным голосом, по волнистой – громким. “ Ромашка” Взрослый рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ромашку. В ее центре пишет нужную согласную букву, а на лепестках – гласные. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного лепестка к другому, прочитывая по ходу часовой стрелки прямые слоги, против часовой стрелки – обратные: СА, СО, СУ, СЫ, АС, ОС, УС, ЫС. “ Звуковой полет” Взрослый рисует на листочке цветы и предлагает ребенку поиграть с пчелкой: “Пчелка собирает нектар, перелетая с одного цветка на другой, и поет песенку: За, Зо, Зу, Зы. Давай вместе с пчелкой споем ее песенку. Игры , развивающие фонематический слух. Фонематический слух – умение различать звуки речи на слух и в собственной речи. Очень часто дети заменяют одни звуки другими: шапка – сапка, рыба – лыба, белка – беука. Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют произносить какие -

Слайд 5

Несформированность фонематического либо звуки, а не слышат между ними разницы в достаточной слуха ведёт не только к степени. проблемам звукопроизношения, но и к проблемам письма. Говоря «коска» вместо «кощка», ребёнок, зачастую, так и напишет. Отсюда двойки и неуспеваемость. А ребёнок не виноват, он просто не умеет различать определенные звуки, его этому не научили. Чтобы избежать подобных трудностей, необходимо до школы развивать у детей фонематический слух, учить их слышать разницу между звуками. Я предлагаю Вам провести несколько игр, направленных на развитие фонематических способностей. Дидактическая игра «Какой звук есть во всех словах?» Я произнесу несколько слов, в которых есть один и тот же звук, назовите, какой: шуба, кошка, мышь (ш); лось, юла, мел (л); санки, мост, фикус (с); щетка, ящик, плащ (щ). Игра «Подумай, скажи» Предлагаю вам несколько заданий на сообразительность: Подобрать слово, которое начинается на последний звук слова «стол» (лак, л). Вспомнить название птицы, в котором есть последний звук слова «сыр» (грач). Подобрать слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний [а] (кошка). Назвать предмет в комнате с заданным звуком (Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.). Игра «Кружок» Записать слово не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков нарисовать (МАК – 000). Количество звуков и букв в словах должно совпадать. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три – [к - о - н']. Подобные слова лучше исключить. Игра «Какой звук убежал в конец слова» Отгадывание загадок с называнием последнего звука в отгадке: Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кот) Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук) Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол) и другие Игра «Чудесный мешочек», определяем местоположение заданного звука в слове (начало, середина, конец)

Слайд 6

Игра «Четвертый лишний». Из четырех слов, четко произнесенных логопедом, выбираем и называем то слово, которое отличается от остальных. Объясняем свой выбор. ком – том – ком – ком мак – мак – рак – мак винт – винт – бинт – винт дудка – будка – будка – будка кот - год - кот - кот бочка – бочка – бочка – почка Игра «Цепочка». Ведущий называет слово (например, лес). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов. Развиваем психические процессы Развитие внимания Познание окружающего мира, процесс учения невозможен без такого качества, как внимание, умения ребёнка быть внимательным. У детей с речевыми трудностями внимание, как правило, развито недостаточно, и, прежде всего, внимание слуховое. Они невнимательны к звукам речи, смыслу слов. Очень часто это обусловлено у детей отсутствием необходимого опыта. Поэтому, говоря о развитии речи детей, коррекции речевых нарушений, нельзя забывать о развитии внимания, и зрительного, и слухового. Следующие игры направлены на совершенствование именно этих способностей. Дидактическая игра «Послушай и повтори» Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу (хлопки в ладоши, удары бубна и т. д.). Дидактическая игра «Четыре стихии» Вариант 1: Играющие стоят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» -вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. Вариант 2: Игра усложняется тем, что водящий говорит одну команду, а выполняет другую. Игроки должны выполнять ту команду, которую водящий произносит.

Слайд 7

Дидактическая игра «Пожалуйста» Взрослый задает команды, а дети выполняют только те из них, которые сопровождаются словом "пожалуйста". Если взрослый не скажет "пожалуйста", заданное действие не выполняется. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Встаньте, пожалуйста. Поднимите руки. Наклоните голову, пожалуйста. Попрыгайте на правой ноге. А теперь на левой, пожалуйста. Садитесь. Сядьте, пожалуйста. Дидактическая игра «Сыщики» Ребенка просят посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на какой – либо звук, все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы и т. д.. Развитие памяти. Говоря о развитии внимания, нельзя не сказать о развитии памяти. Эти процессы настолько взаимосвязаны, что одно без другого просто не существует. Почему невнимательный человек всё забывает? Потому что он просто не умеет запоминать, не может это делать в силу того, что внимание у него не развито. Дидактическая игра «Запомни» На столе лежат 5-7 предметов (картинок). Ребёнок рассматривает их в течение 10 секунд. Отвернувшись или закрыв глаза, он должен назвать предметы (картинки) в заданной последовательности. Варианты: предметы (картинки) поменяли местами, надо восстановить прежний порядок; "картинка спряталась" – определить, какая исчезла; "картинка появилась" – определить, какая "пришла в гости". Дидактическая игра «Хитрый предмет» Предложить детям рассмотреть до 10 предметов, предупредив, что будут заданы про эти предметы разные вопросы. Дети должны ответить на произвольные вопросы о рассмотренных ими предметах. Например: сумка, стакан, салфетка, ложка, мяч, карандаши (2-3), ручка, книга. Вопросы: Что сделано из стекла? Какого размера ложка? Сколько карандашей? Есть ли колпачок на ручке? Что сделано из резины? Какого цвета сумка? Книга была раскрыта или закрыта? Развитие мышления. Уровень развития речи определяет уровень развития мышления. А уровень развития мышления определяет уровень развития речи. То есть речь и мышление – это две самостоятельные области, тесно связанные, но, при этом, требующие отдельного внимания. Поэтому нельзя ограничиваться развитием мышления только в рамках развития речи.

Слайд 8

Сейчас очень много материала (в магазине, в интернете), который необходимо использовать в домашних занятиях с ребёнком. Кроме «печатных» заданий (в книге, на компьютере), есть игры, не требующие подготовки. Их можно проводить между делом. Дидактическая игра «Что чем будет?» Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, чем будут (желудь, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день…). Дидактическая игра «Отвечай быстро » Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета. Игры для развития мелкой моторики . Развитие речи очень тесно связано с развитие мелкой моторики, те есть с движениями пальцев рук. Так сложилось, что мозговые центры, отвечающие за речь и движение (моторику), находятся рядом. И развивая один, мы, тем самым, стимулируем развитие другого. Та часть моторного центра, которая непосредственно соседствует с речевым, отвечает за развитие мелкой моторики, поэтому совершенствование тонких движений пальцев рук более всего влияет на развитие речи детей. Если ребёнок без особых затруднений выполняет различные движения пальчиками, то и речевое развитие у него тоже в норме. И, наоборот, у ребёнка с речевыми трудностями мелкая моторика развита недостаточно. Как в домашних условиях развивать мелкую моторику? Предложите ребёнку: Игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, бусы, конструктор, шнуровки). Рисование, раскрашивание, штриховки, пластилин, ножницы. Пальчиковые игры и упражнения. Массаж кистей и пальцев рук. Я хочу показать Вам массаж кистей и пальцев рук и упражнения для пальчиков. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони (растирание ладони)

Слайд 9

Очень холодно зимой, мёрзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, посильнее растереть. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо. Добываем мы огонь, взяли палочку в ладонь. Сильно палочку покрутим - и огонь себе добудем. «Стряпаем » - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо. Раскатаем колобок, колобок – румяный бок. Будем сильно тесто мять, будем маме помогать. «Кулачки» - растирание пальцев, руку сжать в кулак, разжать (5 раз) Крепко пальчики сожмём, после резко разожмём. «Точилка » - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки, покручиваем влево - вправо по 2 раза. Мы точили карандаш, мы вертели карандаш. Мы точилку раскрутили, острый кончик получили. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки. Пилим, пилим мы бревно, очень толстое оно. Надо сильно постараться, и терпения набраться. «Болтушка» - Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови. Ручкой ручку поддержу, сильно ею потрясу.

Слайд 10

Формирование навыков связной речи. Речь – это реальный показатель того, как человек думает. Наиболее отчётливо это проявляется в связной речи. Связная речь-это смысловое развернутое высказывание. Важно научить ребёнка не просто воспринимать события, а автоматически их обдумывать, определять причинно – следственные связи. В этом случае он сможет рассказать о них чётко и логично, без постоянно повторяющихся слов и однотипных предложений. Овладеть правильной и богатой связной речью детям очень трудно, потому что научиться думать нелегко. Как Вы можете помочь своему ребёнку? Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями. Читайте художественные произведения. Обсуждайте прочитанную книгу, просмотренный мультфильм. Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому. Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.

Слайд 11

Заключение. В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, педагогам, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить. Успехов Вам!