Главные вкладки

    Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
    материал на тему

    Кудрявцева Елена Сергеевна

      Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sobrrrr.docx35.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОБУ детский сад  присмотра и оздоровления "Колобок"

    г. Данилов Ярославская область

    Конспект

    родительского собрания

     «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Воспитатели: Ю.  А. Луговая

    Е. С. Кудрявцева

    Ноябрь 2014 г.

    Цель: 

    формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

    Задачи: 

    • познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;
    • привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

    Форма проведения: встреча с элементами практикума.

    План проведения:

    1. Вступительная часть.
    2. Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
    3. Практикум
    4. Заключительная часть.

    Вступительная часть.

     Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

    Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

    Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.  

    Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    На наш взгляд, самая сложная и большая проблема в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

    Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке, цирке? Перескажи сказку, рассказ…?», сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической, неполной.  

    К 5 - 6 годам  современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.

    Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

    Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

    Следующий компонент – это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.

    В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова - “ребенок”, “сидеть”.

    Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомиться с приемами выразительности, образности речи.

    В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

    В детском саду работа по развитию речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: на организованных занятиях по развитию речи при рассматривании картин, заучивании стихов, составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта, чтении и пересказе;  на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации; на прогулке: в наблюдениях за объектами живой и неживой природы, во время проведения подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых   игр. Словарный запас ребенка расширяется при посещении экскурсий, выставок. В детском саду мы играем в пальчиковые игры, проводим логоритмические упражнения и т. д. У нас создана богатая речевая  среда:  мы проводим беседы различной тематики выходящую за пределы привычного им ближайшего окружения, из личного опыта. Стараемся показать образцы обращения к взрослым, сверстникам. Предлагаем для рассматривания изделия народного промысла, мини-коллекции (открытки, монеты, игрушки, ткани), иллюстрированные книги, фотографии, открытки с достопримечательностями родного края , репродукции картин и т. д. Учим детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

         Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами.

    Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!

    Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

    (Высказывания родителей)

    • Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

    А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

    (Высказывания родителей)

    • Отсутствие необходимых знаний.
    • Нет устойчивого интереса к чему-либо.
    • Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

    Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

    (Высказывания родителей)

    • Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

     Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

    Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

    (Высказывания родителей)

    • Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.

    Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

    Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

    (Предложить родителям высказаться.)

    А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

    (Предложить родителям высказаться.)

    • Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

    Практикум

    А сейчас мы  предлагаем вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.

    Игру-путешествие по стране «развитие речи»

    Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
    Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

    1 Остановка «Сказочная» показ сказки кукольного театра «Теремок»

     

    Играя с куклами, у ребенка развивается  память, мелкая моторика, работа в коллективе.

    2.Остановка  «Творческая» игра с шарами

    Вам надо проявить творчество и подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам:

    (Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
    - снег  (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
    - человек  (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
    - ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
    - дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
    - луна (яркая, растущая и т.д.)

    Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
    Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры,  что активизирует речь.

    3) Остановка «Наши руки не знают скуки» 

    1этап

    Массаж. Массируя пальцы рук активизируется работа внутренних органов.

    Большой - отвечает за голову
    Указательный - желудок;
    Средний - печень;
    Безымянный – почки;
    Мизинец – сердце.

    1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
    2) Потереть ладони, похлопать.

    2этап

    Пальчиковые игры (без предметов) «Семья»

    2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

    (медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
    Лез медведь в свою берлогу,
    Все бока свои помял,
    Эй, скорее, на подмогу,
    Мишка, кажется, застрял!
    (с силой вытянуть платочек)

    4) Остановка «Игровая»

    (игры для формирования звукопроизношения)

    Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

    Речевая игра «Вьюга» /на экране картинки/

    (педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

    «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

    Речевая игра «Насос»

    Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

    Чистоговорки:

    Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
    БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
    «Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
    «Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
    «Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
    «Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

    Словесная игра «Почемучка»

    Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

    5 Остановка "Артикуляционная гимнастика"

    У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

    Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

    Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика  – это  специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

    Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения, играя в сказку:

    ТЕРЕМОК

    В лесу стоит маленький домик, 
    Настоящий теремок.

    Надуть щеки

    Этот домик очень красивый, с
    Черепичной красной крышей и 
    большой кирпичной трубой.

    Хоботок – вытянуть губы
    вперед и вращать ими.

    В доме есть три маленьких 
    Круглых окошка со ставнями

    Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы

    И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер.

    Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

    Стены у дома были красивые.

    Покрасить стенки – кончиком языка
    Погладить щеки

    Стали они шататься вправо – влево, Вправо – влево…

    Поочередно надувать щеки

    Зашатался и пол в домике вперед - назад, вперед-назад,

    Двигать челюстью вправо – влево

    Дверь то закрывалась, то открывалась.

    Открыть рот

    Даже труба на крыше закачалась,

    Хоботок

    Вдруг дом рухнул и рассыпался…

    Худышка - втянуть щеки

    Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.

    Нижними зубами закусить верхнюю губу

    Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка- Подружка и говорит:

    Верхними зубами закусить нижнюю губу

    «Ква-ква, пойдем мышка, в мой домик жить!»

    Широко открыть рот

    Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.

    Улыбка

    Итог собрания

    Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.

    А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

    1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

    2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

    3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

    Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами. Всего вам доброго!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Конспект родительского собрания 2-ая младшая группа + анкета для родителей...

    Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколен...

    Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:-познакомить родителей с особенностями речево­го развития детей младшего дошкольного возраста;-проанализировать...

    Родительское собрание, «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Знакомство родителей с особенностями регового развития детей младшего дошкольного возвраста....

    Конспект нетрадиционного родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.2. Поз...

    Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада...

    Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Форма проведения: семинар – практикум....