Главные вкладки

    Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
    методическая разработка на тему

    Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx19.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Форма проведения: семинар –практикум

    Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

    Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; познакомить с речевыми играми в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

    План работы родительского собрания.

    1.Выступление воспитателя по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

    2.Выступление юриста по теме «Права детей».

    3.Подготовка к Новому году.

    Ход родительского собрания.

    1. Выступление воспитателя.

    Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

    Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь» (высказывание родителей)

    Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

    Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.

    Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)

    Таким образом, основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это:

    • Восприятие звуковой и интонационной культуры речи.

    • Формирование грамматического строя речи.

    • Обогащение словарного запаса.

    • Обучение рассказыванию, связной речи.

    Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).

    Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

    1. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря и грамматического строя речи на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе чтения художественной литературы. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

    Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

    • Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
    • Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
    • Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

    Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

    Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

    • Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?».
    • Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
    • Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

    Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. (родителям предлагается поиграть в сказку)

    2. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

    Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

    Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

    Провести несколько пальчиковых игр для родителей.

    3. Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.

    Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой другой мышцы нужна гимнастика. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленное движение, т. е. звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоциональное, психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала и в дальнейшем, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

    Что же это такое – артикуляционная гимнастика?

    Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса, подвижность органов речи.

    Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо. Мы, взрослые, правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке и даже не задумываемся о том, как это сложно для малыша. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

    Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык: за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.

    Проводить гимнастику необходимо 2-3 раза в день по 3-4 упражнения.

    Проводится артикуляционная гимнастика для родителей.

    2. Выступление юриста по теме «Права детей».

    (Приложение)

    3.Подготовка к новому году.

    Основные вопросы:

    • подарки на новогодний утренник.
    • оформление группы к празднику.
    • предложить родителям поучаствовать в конкурсе «К нам идет Новый год».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...

    Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Конспект родительского собрания 2-ая младшая группа + анкета для родителей...

    Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:-познакомить родителей с особенностями речево­го развития детей младшего дошкольного возраста;-проанализировать...

    Родительское собрание, «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Знакомство родителей с особенностями регового развития детей младшего дошкольного возвраста....

    Конспект нетрадиционного родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.2. Поз...

    Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада...

    Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Форма проведения: семинар – практикум....