Главные вкладки

    Родительское собрание, «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
    консультация (младшая группа) на тему

    Василенко Валентина Алексеевна

    Знакомство родителей с особенностями регового развития детей младшего дошкольного возвраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rod_sobr_po_rr.docx25.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

    Форма проведения: семинар – практикум.

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

    Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

    Ход мероприятия

    (Родители рассаживаются полукругом) .

    Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу.

    Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

    Воспитатель: Продолжите, пожалуйста, фразу«Мой ребёнок начал говорить … .»

    Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.

    Игра «Вопрос – ответ»

    А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

    - Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

    Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

    - А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

    Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

    Каковы же нормы речевого развития в 3 года? Многих родителей беспокоит этот вопрос.

    - Активный словарь должен составлять 800 слов и более.

    - Проблемы с произношением свистящих и шипящих;

    - Персеверации в слогах слов (невеста- венеста);

    - Путаница с местоимениями, окончаниями слов (мой мама, моя папа);

    - Неумение создавать полные, логические завершенные рассказы;

    - Активный интерес к заучиванию слов, стихов;

    Ребенок с нормальным речевым развитием должен уметь:

    - называть свое имя и фамилию;

    - Называть имена родственников, друзей и знакомых;

    - описывать увиденную ситуацию;

    - пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов;

    - называть признаки и свойства предметов (мягкий, стеклянный, прозрачный);

    - называть действия (играть, бегать, убирать);

    - обобщать предметы (игрушки, животные, посуда, транспорт);

    - говорить простыми предложениями, постепенно переходя к сложным.

    Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)

    1. Воспитание звуковой культуры речи.

    2. Формирование грамматического строя речи.

    3. Обогащение словарного запаса.

    4. Обучение рассказыванию, связной речи.

    5. Развитие выразительности речи.

    Работа по развитию речи ребёнка в нашей группе осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности ; в повседневной жизни.

    Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы можем:

    - поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

    - в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

    - загадать загадку и найти отгадку;

    - поискать приметы времени года;

    - познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

    - прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

    - поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например«С какого дерева лист?»«Найди дерево по описанию», и т. д.

    Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

    Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

    Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

    Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

    Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

    Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

    Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

    - Загадайте загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки)

    Из муки он был печён,

    На окошке был стужён.

    Убежал от бабки с дедом,

    А лисе он стал обедом. (колобок)

    Нашла однажды мышка

    Совсем пустой домишко

    Стала жить да поживать,

    Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

    Уходя, просила мать

    Никому не открывать,

    Но открыли дети дверь!

    Обманул зубастый зверь —

    Песню мамину пропел.

    Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)

    Чтобы вырвать этот овощ,

    Не хватило деду сил.

    Но пришли ему на помощь

    Все, кого он попросил. («Репка»)

    Добрый доктор говорит:

    - Побеждаем мы бронхит,

    Корь, простуду и ангину,

    Дифтерит и скарлатину,

    И конечно, с Бармалеем

    Тоже справиться сумеем! («Айболит»)

    -В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.

    Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

    Можно придумать с ребёнком свою сказку.

    Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получит яблоко, продолжает сказку. (Родители придумывают и рассказывают сказку, например «Колобок») .

    Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.» (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)

    Апельсин.

    Мы делили апельсин.

    Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

    Эта долька - для ежа.

    Эта долька - для стрижа.

    Эта долька - для утят.

    Эта долька - для котят.

    Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)

    А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

    Он сердит на нас - беда;

    Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

    Дом и ворота.

    На поляне дом стоит,

    (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)

    Ну, а к дому путь закрыт.

    (Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)

    Мы ворота открываем,

    (Развернуть ладони параллельно друг другу)

    В тот домик приглашаем.

    (Изобразить крышу дома)

    Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

    «Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

    «Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

    Можно сделать массаж язычку:

    «покусываем язычок»,

    «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

    - расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

    Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

    Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

    «Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу«сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.

    Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С…».

    Чистоговорки:

    Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:

    "да-да-да - в огороде лебеда",

    "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

    "ша-ша-ша - принесли домой ерша"

    "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"

    "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

    "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

    "жу-жу-жу - я на солнышке лежу". ну и так далее.

    В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

    Словесная игра «Почемучка»

    Определите, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад.

    Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

    - речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

    - обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .

    - играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите«Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ«К нам в гости приехала кукла».

    - используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.

    - учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

    - Что это? (Кто это)

    -Какого цвета?

    - Что есть у зайки? (Что это у зайки)

    - Как можно назвать зайку?

    - Что можно с ним делать?

    Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

    5. Подведение итогов собрания

    А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…)

    Перед вами ёлочка. Её нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте ёлочку красным шариком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте ёлочку зелёным шариком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...

    Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Конспект родительского собрания 2-ая младшая группа + анкета для родителей...

    Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколен...

    Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:-познакомить родителей с особенностями речево­го развития детей младшего дошкольного возраста;-проанализировать...

    Конспект нетрадиционного родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.2. Поз...

    Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада...

    Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Форма проведения: семинар – практикум....