Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста
консультация

Митяева Юлия Игоревна

Мамы и папы, сетуя на собственных детей и жалуясь друзьям на то, что собственный ребенок вас не понимает (не слушает, не уважает…) остановите словесный поток и задумайтесь о том, как часто вы сами пытаетесь понять собственных детей, посмотреть на мир и самим себя их глазами. Хотите попробовать? Тогда начните с того, что просто поиграйте с собственным ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry.docx73.08 КБ

Предварительный просмотр:

 C:\Users\User\Desktop\1274695592_incora99_all.jpg

РАЗВИВАЮЩИЕ

ИГРЫ

«Облака, белогривые лошадки...»

Игра развивает творческое воображение, целостное восприятие.

◈ Как играть: понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, грустные? Почему? Фантазируйте вместе с ребенком. Поощряйте его.

◈ Закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки.

◈ Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки...». А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное?

◈ Усложняем: сочините сказку про облако. Запишите ее.

Кляксография

Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

◈ Как играем: на середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

Кругольники

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

◈ Как играем: предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки — получаются часы. К треугольнику хвостик — веселая морковка. ® Закрепляем: рисуйте вместе с ребенком. Вариантов много (круг — мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Повесьте рисунок на видное место.

«Угадайте, кто я»

◈ Как играем: «Кто я? Что я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками) поезд, машину, чайник, собаку, медведя, самолет и т. д.

◈ Меняйтесь ролями. В такую игру можно играть долго.

◈ Усложняем: как показать, например, ветер, дерево, радость? А крадущуюся за петухом лису, плачущего зайца?

Превращалка

Необходимый инвентарь: предметы без четкого назначения — палочка, брусочек, камешек, кубик, картонка и т. п.

◈ Как играем: покажите палочку и спросите ребенка, чем она может быть? (Градусником для куклы, карандашом, ложкой.) Придумывайте вместе. Чем больше вариантов, тем лучше.

◈ Закрепляем: задайте противоположный вопрос: «Какие предметы можно использовать вместо ложки для супа? Вместо машинки?».

Радостные рисунки

Необходимый инвентарь: ватман, альбом, краски, кисть, вода.

◈ Как играем: скажите ребенку, что сегодня будете рисовать радость. Побеседуйте о том, когда и отчего бывают радостными дети, взрослые. Например: «Ну а мы всем детским садом любим плитку шоколада...» или «Любит зайчик морковку, кузнечик подковку, мишка медок, белочка грибок...».

◈ Спросите, когда ребенок бывает рад? Предложите нарисовать радость. Если он затрудняется, помогите. Например, ребенок любит смотреть мультипликационные фильмы — помогите ему нарисовать их сюжет. Или он может нарисовать улыбающееся лицо, лето, игрушку, маму с папой и т. д.

◈ Закрепляем: важно, чтобы сначала ребенок рисовал то, что доставляет радость в его представлении. В дальнейшем — то, что может радовать не только людей, но и животных и т. д.

◈ Усложняем: а когда море бывает радостным? [Когда светит солнце, летают бабочки, лодки в море...) А лес? Когда в лесу много ягод, грибов.) А может, лес радуется зиме? Там тихо, все укрыто снегом. А чайник? (Когда в нем кипятят чай.) И т. д.

Кто кем будет?

Игра развивает творческое воображение и мышление

◈ Как играем: спросите у ребенка, кем будет (чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, кирпич, желудь, семечко, икринка, мука, больной, слабый?.. Желательно, чтобы ребенок дал несколько вариантов ответов. Например, из яйца может быть — птенец, крокодил, змея, яичница... А может, сказочная птица, динозавр? Зарисуйте ваши ответы и сделайте выставку рисунков.

◈ Закрепляем: в эту игру можно играть каждый день и везде (на улице, в дороге...). Можно выбрать другой вариант игры «Кем был (чем был) раньше — цыпленок, дом (кирпич), яблоня (семечко)»?..

◈ Усложняем: в дальнейшем берите для игры качества предметов, их материал, их развитие, черты характера. Например, кем были (чем были) ваза, шарик, дядя?..

Разговорчивые рисунки

Игра развивает связную речь, творческое воображение.

Необходимый инвентарь: игрушки (сюжетные).

◈ Как играем: для начала можно взять любимые игрушки. Что может рассказать о себе кукла? Зайчик? Например, зайчик любит играть в лесу с другими зайчиками. Они любят играть в прятки, в мяч. А может, один зайчик потерялся? Как его искали? А может, его хотел обидеть волк? Как его спасли другие зайчики?

◈ Сначала ребенку нужно обязательно помочь при составлении рассказа наводящими вопросами, фразами.

◈ Усложняем: можно взять несколько игрушек, использовать в построении сюжета волшебные предметы (волшебную палочку, волшебный клубок, колпачок) или волшебные превращения.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Игра учит называть действия словами, развивает творческое воображение, тренирует сообразительность

◈ Как играем: взрослый показывает ребенку любое действие (пилит дрова, играет на дудочке, рисует и т. д.), а ребенок отгадывает. Неважно, если он назовет не то, что вы загадали, — главное, чтобы его ответ был похож на ваши действия.

◈ Закрепляем: пусть ребенок сам показывает действия, а вы отгадываете.

◈ Если свои действия он будет сопровождать мимикой, еще лучше.

◈ Усложняем: можно показать не одно действие, а несколько (например, пьет чай, а затем моет посуду). В эту игру можно играть часто, она нравится детям. Играть можно во дворе и даже в очереди в поликлинике (ведь вы не издаете ни звука).

Гори, гори, свеча

Необходимый инвентарь: свеча.

◈ Как играем: зажгите вечером свечку — дети очень любят это. Угадывайте, на что похожи тени на стене. Расскажите в этой таинственной и волшебной обстановке любимую сказку или придумайте свою.

Шкатулка со сказками

Необходимый инвентарь: шкатулка, кружочки разного цвета, вырезанные из бумаги.

◈ Как играем: достаньте из шкатулки один кружочек, например, зеленый. Кто (что) может быть зеленым? (Кузнечик, огурец, лягушка...)

◈ Давайте придумаем сказку, например, про кузнечика. Вы можете начать, а ребенок продолжит. В сказке кузнечик разговаривает, у него может быть волшебная палочка и другие волшебные предметы, с ним могут случаться различные превращения. Сказка должна быть законченной: «Стали жить-поживать и добра наживать...» и т. п.

◈ Закрепляем: в эту игру можно играть часто и везде — в дороге, на прогулке. Берите кружочки разных цветов и сочиняйте про них сказки: про листочек, облако, синичку и т. д.

◈ Усложняем: если играть часто, то ребенок сможет уже сам продумать все сюжетные ходы в своей сказке. Сочиняйте историю про нескольких персонажей сразу. Например, вытащите из шкатулки 2-3 «заколдованных» кружочка (красный — помидор, желтый — цыпленок, зеленый — огурец) и начните рассказывать: «Жили на грядке огурец и помидор, и вот однажды на огород зашел цыпленок...».

◈ А если эти сказки записать, зарисовать и сделать красивую книжку? Придумать ей название, например, «Сказки Вовы»? Все будут очень рады! Покажите при случае ее гостям. Таким образом, мы воспитываем у ребенка уверенность в себе.

Домашний театр

Игра развивает творческое воображение, связную речь

Необходимый инвентарь: старые, ненужные вещи.

◈ Как играем: у всех дома есть старые платки, юбки, шорты, галстуки, шляпы и т. д. Сложите их в коробку и предложите ребенку поиграть в театр. Можно придумать любые костюмы, например: королевы, принца, деда, кота, лягушки; можно дорисовать усы, сделать нос, прицепить хвостик и т. д.

◈ Вначале разыграйте несложную пьесу-сказку, в которой вы будете участвовать вместе с ребенком. Предложите ему самому продумать характер его героя, например, принца (какой он храбрый, сильный, смелый). Может, он перешагивает через ров, лазит на горы, спасая принцессу?

◈ Закрепляем: поставьте пьесу всей семьей. Распределите роли. Придумайте сюжет. Дети этого возраста любят изображать животных, птиц. Отражайте характерные повадки животных (медведь медлительный, косолапый, рычит, а кузнечик — легкий, далеко скачет). Это будет «Лесная сказка», а может, «Водная»? Фантазируйте, помогайте ребенку.

◈ Усложняем: можно изображать деревья, цветы. А как изобразить ветер, дождь, ночь? Пусть ребенок обязательно кого-нибудь спасет (например, он — дождь, пусть спасет цветок от засухи и т. п.).

Театр в коробке

Игра развивает связную речь

Необходимый инвентарь: коробки из-под обуви, игрушки, фонарик.

◈ Как играем: если дождливая погода долго не выпускает вас на улицу, не грустите и не сидите сложа руки, а лучше смастерите свой настольный театр. В коробке из-под обуви прорежьте окошечко. Сделайте шторы из ткани или гофрированной бумаги, закрепите их скотчем к окошку. А в домик положите включенный фонарик — подсветку. Театр готов, а герои у вас под рукой. Любые игрушки подойдут для этого. Сказку можно рассказать про зайца и лису — про то, как лиса его обидела.

◈ Закрепляем: а если ребенок сам покажет и расскажет вам несложную сказку, например, про Колобка? Колобка можно сделать из теста, пластилина.

Меньше - больше

Игра развивает сообразительность, знакомит детей со словообразовательными суффиксами.
Взрослый называет различные слова (предметы, 1 животные, растения и т. д.) и говорит малышу, что эти слова можно сделать «маленькими» или «большими». Например: заяц - зайчик - зайчище; мяч - мячик; волк - волчок - волчище; дом - домик - домище и т. д. Далее взрослый просит ребенка попробовать самостоятельно «увеличить» и «уменьшить» слова (добавлять к словам суффиксы). 

Как это называется?

Игра развивает сообразительность, мышление, память и речь.
Опишите малышу что-либо ему известное (человека, растение, животное) и предложите ему угадать то, о чем вы говорите, например: 
♦ часы, которые помогают проснуться, — будильник, 
♦ большая ложка, которой мешают суп, — поварешка, 
♦ человек, который играет на трубе, — трубач. 
СОВЕТ! Меняйтесь с ребенком ролями. Если возникают сложности, помогайте ему составить нужное описание. 

Что кому?

Игра развивает сообразительность, логическое мышление.
Взрослый называет ребенку человека определенной профессии или животное и предлагает сказать, какой предмет ему может понадобиться. Например, пчеле необходимы цветы и нектар; почтальону — сумка и письма; птице — гнездо; парикмахеру — ножницы, расческа и т. д. 
СОВЕТ! Если малыш хорошо справляется с заданием, можно усложнить игру — попросите ребенка не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, весы нужны продавцу для того, чтобы взве¬шивать продукты, и т. д. 

Из чего же, из чего же?

Развитие наблюдательности и внимания. Игра помогает ребенку познакомиться с названиями материалов, из которых сделаны предметы (дерево, металл, пластик, резина, стекло).

Вам понадобятся: предметы, сделанные из разных материалов, подносы, сделанные из тех же материалов, что и предметы, мешочек. 

Перед началом игры расскажите ребенку, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов, попросите его вспомнить, какие он знает материалы, а также сделанные из них вещи. 

Заранее приготовьте мешочек с различными предметами. Например, в мешочке могут находиться деревянная матрешка, пластмассовая кукла, металлический солдатик, резиновый мяч и стеклянное блюдце. 

Расставьте подносы. Вместе с малышом определите, из какого материала сделан каждый поднос и попросите его доставать по очереди предметы из мешочка. Ребенок должен назвать материал, из которого сделан предмет, и найти для него подходящий поднос.

Найди одинаковые предметы.

Развитие внимательности, смекалки. Игра учит ребенка сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия.
Вам понадобятся: различные предметы (желательно игрушки), среди которых есть абсолютно одинаковые незначительно отличающиеся друг от друга (например, две одинаковые матрешки с разным рисунком, две одинаковые машинки, различающиеся цветом кузова или размером).

Расставьте предметы на столе, расположив абсолютно одинаковые подальше друг от друга. Предложите ребенку найти два абсолютно одинаковых предмета и объяснить свой выбор. В том случае, если ребенок выберет два похожих, но не одинаковых предмета, попросите его внимательнее посмотреть и найти отличие.

Новый дом для куклы.

Игра помогает ребенку запомнить и правильно употреблять слова «мебель», «одежда», «обувь», «посуда», «игрушки».
Вам понадобятся: кукла, игрушечная мебель, посуда, одежда, обувь и игрушки для куклы. 

В двух разных углах комнаты сделайте новый и старый домики для куклы. В старый дом положите все вещи куклы: посуду, мебель, одежду, обувь, игрушки. В новый дом посадите куклу. Расскажите малышу, что у куклы новоселье и нужно помочь ей обустроить дом — перенести ее вещи из старого домика в новый.

Попросите ребенка приносить только те предметы, которые относятся к сказанному вами слову. Например, если вы говорите слово «мебель», малыш должен принести диван, кресло, кроватку, то есть только те предметы, которые являются мебелью. 
СОВЕТ! По ходу игры проверяйте вместе с ребенком правильность выбора предмета. Пусть он сам расставит и разложит предметы в новом домике куклы.

Волшебные звуки.

Игра на развитие слухового внимания, сообразительности, умения употреблять слова, обозначающие тот или иной звук.
Вам понадобятся: любые «звучащие» предметы. Например, колокольчик, игрушечное пианино, книга (шуршание страниц), свисток; ширма или любое заграждение. Можете сделать ширму из гладильной доски, набросив на нее покрывало.

Зайдите за ширму и с помощью приготовленных «звучащих» предметов и инструментов последовательно извлекайте звуки. Задача малыша — отгадать, с помощью чего вы издаете каждый звук. Если у ребенка возникают трудности с ответом, повторите звук, попросив его слушать внимательнее.

Если малыш легко справляется с заданием, можно повторять звуки, но только тише. 
СОВЕТ! Эту игру можно проводить и на улице. Например, на прогулке обращайте внимание ребенка на звуки сигналящих машин, шелестящих листьев, на пение птиц и т.п. 

Времена года.

Игра учит ребенка соотносить явления природы и труд человека с конкретным временем года.
Перед началом игры спросите малыша, знает ли он, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев, когда тает снег, когда поливают цветы на газонах и т. д. Называйте время года и попросите ребенка отвечать, что происходит в это время года и какой работой заняты люди.

Топ-хлоп.

Игра на развитие внимания и памяти.
Вы произносите фразы-утверждения — правильные и неправильные. Если то, что вы говорите, соответствует действительности, малыш должен хлопнуть в ладоши, если нет — топнуть ногой. Например: «Детом всегда идет снег», «Картошку едят сырую», «Ворона — перелетная птица». Чем старше ребенок, тем сложнее должны быть фразы.
СОВЕТ! В эту же игру можно играть, используя кружки красного и зеленого цвета (светофор). На правильную фразу ребенок показывает зеленый цвет, на неправильное утверждение — красный. 

Сложи картинку.

Игра на развитие внимания и памяти.
Вам потребуются: картинки со схематическими изображениями предметов и геометрические фигуры (то и другое нужно вырезать). 
Покажите ребенку одну из картинок, рассмотрите, из скольких частей состоит изображенный на ней предмет, какие эти части по форме. Затем предложите ребенку найти среди геометрических фигур соответствующие части и сложить похожую картинку.

Давай придумывать!

Игра развивает абстрактное мышление, речь.
Вам потребуются: несколько разных предметов и карточки с рисунками (по числу выбранных предметов). Главное условие — изображения на картинках должны быть похожи, но не тождественны выбранным предметам. Например, карандаш, удочка, иголка, нож по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток — на полый цилиндр и т. д.

Игра проводится следующим образом — малыш садится за стол с набором предметов. Взрослый занимает место напротив, у него карточки с картинками. Он показывает ребенку карточки (по одной) и спрашивает: «Какой предмет похож на это изображение?». Ребенок выбирает соответствующий предмет и, если он сделал верный выбор, получает от взрослого карточку с изображением. 
СОВЕТ! Поменяйтесь ролями: пусть у ребенка будут карточки с картинками, а у взрослого — разные предметы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста

Материал для родителей "Картотека развивающих игр "...

Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста

Картотека включает следующие разделы:Ритуалы начала занятияКоллективные игры и упражненияПсихогимнастические этюдыКинезиологические упражнения и пальчиковые игрыДыхательные гимнастикиРелаксационные уп...

Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста

Мамы и папы, сетуя на собственных детей и жалуясь друзьям на то, что собственный ребенок вас не понимает (не слушает, не уважает…) остановите словесный поток ...

Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста

Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру. Но все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особе...

Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста. Воспитателям ДОУ и родителям.

Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста. Воспитателям ДОУ и родителям....