Консультация для родителей «Как привить ребенку любовь к книгам»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Клева Елена Владимировна

Материал может быть полезен воспитателям ДОО и родителям в воспитании старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_privit_rebenku_lyubov_k_knigam.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 28 п. Разумное»

Консультация на тему:

«Как привить ребенку любовь к книгам»

Подготовил:

воспитатель подг. «А» гр.

Клева Е. В.

Разумное, 2018-2919 уч. г.

Длинными ненастными вечерами мы, взрослые, будучи маленьким детьми любили, когда нам читали.

Закрывая глаза мы представляли себя то принцессой, сидящей в высоком замке, то Иваном-царевичем, скачущим на сером волке. Нам хотелось оказаться рядом с Буратино, который убегал от Карабаса Барабаса, или путешествовать с Незнайкой. В какой восторг нас приводили радиопостановки, которые звучали из радиоприёмников. Хотелось слушать и слушать, фантазировать и мечтать.

Мы повзрослели. Но каждый раз, беря в руки какую-нибудь книгу, мы окунаемся в необычный мир полный тайн и приключений, этот мир нас завораживает, манит.

Но к большому нашему сожалению не все дети любят слушать, когда им читают, им интересны в основном иллюстрации. Если взять книгу со стихами или сказками, а на иллюстрации нет какого-нибудь героя, о котором идет речь, то книга становиться сразу «не интересная!» и дети категорически отказывается слушать…

Что нам только не приходится делать для того чтобы заинтересовать маленького слушателя. Мы меняем голос, пытаемся жестикулировать, идём на всякие ухищрения лишь бы добиться своей цели. Аудиосказки тоже мало не всегда нас могут выручить, когда ребёнок слышит песню из мультфильма, то сразу же требует мультфильм.

«И что же нам делать?» - спросите вы.

Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но выбор самой сказки и конкретной книжки зависят от возраста ребенка.

        Первые книжки обязательно должны быть с картинками – желательно с большими, реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают малышу лучше представить содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультиков) позволяют «остановить мгновенье», еще и еще раз вернуться к любимому персонажу и самостоятельно вспомнить, и узнать «про что было в книжке». Так что картинка в детской книжке – это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и усвоения текста.

        Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности и устойчивости окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию, усвоению. Надо сказать, что повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые классические детские сказки («Колобок», «Репка», «Теремок») построены на повторении одних и тех же фрагментов. Вспомним знаменитую песенку Колобка, которая повторяется 5 раз или бесконечные вопросы и ответы "Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет» - «Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка…» и т. п.

В более сложных народных сказках главный герой совершает как минимум три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо же три сестры или три брата похожим образом испытывают свое счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл.

        Несколько позже (с 4 - 5 лет) в жизнь дошкольника входят авторские сказки – Перро, Андерсена, братьев Гримм, Заходера и пр. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста (т .е. перевода). Дело в том, что многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком. Они изобилуют причастными и деепричастными оборотами, взрослыми словами, слишком сложными синтаксическими конструкциями. Все это затрудняет понимание, а значит, делает чтение скучным. Приходится по ходу чтения разъяснять непонятные слова или упрощать слишком взрослый текст.

Во всех случаях сказки нужно читать медленно, хорошо артикулируя слова и максимально выразительно. И, конечно, каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка вовсе не надоедает дошкольнику, напротив, она становится все более любимой и своей. Ребенок снова и снова проживает и переживает уже знакомые события и не перестает волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев и радоваться счастливому концу. Время от времени можно возвращаться к уже прочитанному – это доставит ребенку особое удовольствие.

        Очень полезно проигрывать знакомые сказки. Например, с малышом можно играть в колобок, репку, теремок. Девочка постарше с удовольствием может стать Золушкой, Василисой Прекрасной или Спящей красавицей, а мальчик – Иванушкой, Принцем или Богатырем. Такие игры помогают усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое «Я».

Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя ее главным героем – требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. В этом опять же можно видеть способ проживания и усвоения сказки, и в то же время способ формирования самосознания.

Итак, в сказках главное – понимание их смысла, проникновение в их содержание.

        Совсем по-другому воспринимаются стихотворения. Детям обязательно нужно читать стихи, при чем как можно раньше.

В детских стихах главное художественная форма - красота звучания, игра рифмованных слов, музыкальность ритмического текста буквально завораживают ребенка. Дети очень чувствительны к ритму и рифме. Они ужасно радуются, когда знакомые или не очень знакомые слова складываются в рифмованные строчки.

И, конечно же, особое удовольствие они получают от чтения стихов. Одно дело сказать, что летом тепло и сухо, и совсем другое «Лето, лето к нам пришло, стало сухо и тепло» - это хочется повторять, под это хочется прыгать и скакать. Гениальные детские стихи Барто, Маршака, Чуковского и, конечно же, сказки Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие и складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть (впрочем они сами заучиваются и не забываются потом всю жизнь). И хотя эти стихи были созданы очень давно, и на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни, кажется, никто не придумал.

Чтобы ребенок в дошкольном и школьном возрасте любил слушать и читать книжки, необходимо не приучать его к этому, а прививать любовь.

Нельзя приучить читать. Родители должны сделать все возможное, чтобы ребенок полюбил книжки не меньше, чем игрушки, и важно, чтобы мама с папой ненароком не помешали ему в этом.

Вот несколько плезных советов:

  • Разнообразьте выбор детских книг у себя дома.
  • Если книг в доме много и ни пестрят иллюстрациями, то ваш ребёнок обязательно потянется к ним. Книги должны быть разного формата, содержания.
  • Читайте одну и ту же книгу несколько раз. Это создаст почву для того, что бы у малыша появилась любимая книжка.
  • Не переутомляйте ребёнка частым и долгим чтением.
  • Слушание, как и чтение, должно приносить радость, а не являться наказанием за шалость.
  • Читайте с выражением и эмоциями.
  • Объясняйте картинки и сюжет.
  • Книга должна соответствовать возрасту ребёнка.
  • Сначала предложите малышу книгу с картинками, которые ему понятны, а персонажи на них узнаваемы и похожи на себя.
  • С возрастом увеличивайте разнообразие стихов, сказок, их объем. Детям постарше читайте занимательные истории и приключения.

Самое главное научить ребёнка любить и ценить книгу.

Желаем вам удачи в этом нелегком, но приятном труде!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Как привить ребенку любовь к книге". (Советы родителям подготовительной группы.)

Мне часто задают  вопрос: «Как привить ребенку интерес к книге?»Нужно создать такую атмосферу, чтобы общение с книгой у ребёнка вызывало  только положительные эмоции, и было бы связано с пол...

Консультация для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению книг»

Мы часто слышим от родителей жалобы на то, что ребенок не хочет читать. У детскойкниги много конкурентов. Но книга играет огромную роль в жизни каждого ребенка. Она первая отк...

Консультация для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению книг»

Книга — это тот друг, который неизменно будет служить ему на протяжении всей жизни верой и правдой. Мудрые люди уверены, что человек в состоянии преодолеть любые трудности и невзгоды, одиночеств...

Консультация для родителей "Как привить ребенку любовь к книге". (Советы родителям подготовительной группы.)

Цель: Приобщить родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы....