Семинар - практикум для родителей "Раз ступенька, два ступенька..."
материал (подготовительная группа)

Коротышева Светлана Григорьевна

Пов    Повышение компетентности родителей в вопросах обучения подготовки к чтению.   Материал  может быть полезен учителям - логопедам, воспитателям и родителям.Игры составленные в Power Point, для развития фонетико-фонематического восприятия, и подготовки детей к чтению можно наити по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/ieeV/NCz9C36Hg 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_obuchenie_chteniyu.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска»

Семинар для родителей – методическая разработка

Семинар – практикум для родителей старшего дошкольного возраста

«Раз ступенька, два ступенька»

 Интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку»

Коротышева Светлана Григорьевна

учитель-логопед

г. Лесосибирск 2021

Семинар – практикум для родителей старшего дошкольного возраста

«Раз ступенька, два ступенька»

Цель: повышение компетентности родителей  в вопросах подготовки к обучению чтению.

Задачи: 

- познакомить родителей с различными играми, способствующими в игровой форме, подготовить ребенка к обучению чтению;

- оказать помощь в правильной организации занятий  по обучению чтению дома;

- сформировать основные этапы, для осуществления подготовки к обучению чтению;

- стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству;

- воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.

Участники семинара: родители, учитель - логопед.

Форма работы: групповая, подгрупповая

Оборудование:  проектор, компьютер, презентация  дидактических игр по теме, картинки с  буквами, фломастеры,  памятки – консультации для родителей «Игры для  подготовки к обучению чтению - в помощь родителям».

План мероприятия:

1.Теоритическая часть: речевая разминка, актуальность.

2.Практическая часть: интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку», рефлексия.

3. Итог.

Ход мероприятия:

- Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать на семинаре, а чтобы настроится на совместную работу поиграем в игру.

 Речевая  разминка

 «Продолжи предложение….» (логопед начинает, а родитель продолжает).

1.Звуки мы произносим и …….(слышим)

2.Буквы мы пишем и ……….(видим)

3.Звуки делятся на согласные и ……….(гласные)

4.При произношении гласных звуков воздух ………(не встречает преграду)

5.При произношении согласных звуков воздух……..( встречает преграду)

6.Согласные звуки делятся на твёрдые и…….(мягкие), глухие……(звонкие)

-Если мы  с вами сформируем все эти понятия у детей, чему мы их можем научить? (ответы родителей)

-Это и есть фундамент будущей грамотности.

- А как вы думаете, научить ребенка читать, это актуально для Вас? (ответы родителей)

Актуальность

- Да, родители хотят видеть малыша умным, одаренным, умеющим  читать и начинают учить его читать самостоятельно. В связи с этим на практике приходится сталкиваться с ошибками, которые допускают родители  при обучении детей чтению. Самыми  распространенными ошибками, при обучении детей чтению являются:

    - смешивание   понятия ЗВУК и БУКВА, так как в  основе обучения чтению  лежит  не буква, а ЗВУК.

   -  ещё одна грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе).

  - бессистемные занятия, т.е. заниматься следует регулярно.

- С чего начинать?  (ответы родителей)

- При  подготовке к обучению дошкольника чтению важно соблюдать очерёдность основных этапов. Чтобы при минимальных усилиях добиться максимального эффекта, важно к каждому новому этапу переходить лишь после того, как предыдущая ступенька будет освоена на «отлично».

      Этапы перед вами на слайде.

Этап 1. Развитие фонематического слуха

Прежде всего, необходимо научить ребёнка слышать и различать в человеческой речи отдельные звуки.

Заниматься этим можно и даже нужно уже с рождения малыша. Пойте ему простые колыбельные, читайте потешки, рассказывайте сказки для самых маленьких. Разговаривайте с младенцем каждый раз, как только представится такая возможность

По мере взросления ребенка привлекайте для развития фонематического слуха специальные игры, в которых от маленького игрока требуется специальным образом реагировать на заданные звуки: фиксировать их, дифференцировать, подбирать слова по определённым звуковым критериям.

Этап 2. Изучение букв

После изучения многообразия звуков родной речи ребёнку предстоит познакомиться с символами, которые используются для обозначения этих звуков на письме. На этом этапе вы можете изучать буквы по алфавиту или вразброс (начиная с более простых гласных звуков).

Этап 3. Чтение по слогам

Когда ребёнок будет с лёгкостью узнавать буквы не только в его любимой азбуке или на развивающих карточках, но и в любом печатном тексте можно переходить на новую ступеньку. Теперь предстоит научиться складывать отдельные буквы в слоги.

Порой эта задача оказывается для малыша очень сложной. Когда мыслительные процессы малыша, достигнут необходимого уровня осознанности, вы удивитесь, с какой лёгкостью непокорённые прежде слоги сложатся в единую картинку, а за ними покорится и полноценное чтение первых детских текстов.

Слоги удобно изучать по букварю (особой популярностью у современных родителей и педагогов пользуется букварь Жуковой).

Этап 4. Чтение слов, предложений, текстов

Осознав, как из букв получаются слоги, ребёнок постепенно научится читать слова, простые предложения, а чуть позже он будет читать целые тексты. На этом этапе родителям важно не потерять бдительности. Необходимо убедиться, что ребёнок не просто технически читает, но и действительно понимает прочитанное.

-От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игры. Не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. Самое главное, именно игра делает сложный материал понятным и доступным, а скучный – интересным.

В своем выступлении хочу поделиться с вами играми, созданными мною в Power Point, которые отражают поэтапное обучение чтению.

Практическая часть:

В дошкольном возрасте большую часть мы уделяем внимание  первому  этапу, где формируем фонематический слух ребенка и лишь частично затрагиваем другие этапы.

 - Сейчас в интеллектуальной игре «Вопрос на засыпку»  вы сами попробуете пройти задания для того, чтобы легче организовать игровое обучение ребенка.

-Познакомимся с правилами игры.

Правила игры: У каждой команды листочки определенного цвета. Это отличительный знак вашей команды. На них вы будете писать свои ответы. Из 3 вариантов вам необходимо выбрать правильный ответ и записать соответствующую цифру на листочке, отдать курьеру, который приносит листок с ответом жюри.

Жюри  выбираем из родителей.

                                      1 раунд - «Гласные звуки»

Вы знаете, что в русском языке 6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э.

1 вопрос: На какой картинке девочка произносит гласный звук [и]

2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

1. синий

2. зелёный

3. красный

3 вопрос: Выбери цветок, который заканчивается на гласный звук

1. мак

2. роза

3. тюльпан

2 раунд «Согласные звуки и буквы»
1 вопрос: Перед вами 3 буквы, одна из них обозначает согласный звук. Под какой цифрой она находится

1 ы

2. м
3. у
2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? 

 1.синий

 2. зелёный
3. красный

3 вопрос: Выберите картинку, в названии которой первый согласный мягкий 

1.матрёшка
2. мяч
3. кукла

                                               3 раунд – «Звуки и буквы»

1 вопрос: Определи количество звуков в слове дом? 

                                                         « Перемена»

Игра « Живые звуки»- каждая команда получает карточки с буквами. Под музыку игроки начинают движение, по окончании музыки игроки должны из букв составить слова: ЗВУКИ и БУКВЫ.

2 вопрос: Перед вами 3 предмета, выберите тот, в названии которого все согласные звуки звонкие 

1.арбуз
2.груша
3. мандарин

                                               4 раунд - «Слоги и слова»

1 вопрос: Выберите птицу, в названии которой 2 слога

1. Грач

2. Дятел

3. Воробей

2 вопрос: Выбери животного, в названии которого 1 слог

1. Лось

2. Лиса

3. Белка

                                             5 раунд «Вопрос на засыпку»

Команда выполняет последнее задание за время. Выигрывает та команда, которая первая справляется с заданием (во время конкурса жюри следит за временем)
Задание: Отгадай пословицу, записав 1 букву в названии каждой картинки.

(Во время подведения итогов звучит композиция «В каждом маленьком ребёнке»)

-Вот закончилась игра,

Узнали многое, друзья!

Звуки, буквы изучите

Играть вы снова приходите!

(Жюри подводит итоги и награждает победителей дипломами и призами, участников - сертификатами)

- На сегодняшнем семинаре Вы познакомились с алгоритмом обучения детей чтению и теперь сможете организовать с ребенком игровое обучение дома, используя разработанные мною игры в Power Point. Игры вы можете сейчас скопировать на флешкарту или скачать ссылку на моей странице в nsportal.

Игра «Х И М С»

Наша встреча подошла к концу. Прошу Вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу прошедшей игры продолжая фразы:

Хорошо, что…

Интересно…

Мешало...

С собой возьму…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>

Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

Семинар - практикум для родителей "Сказка глазами детей и родителей"

Семинар – практикум для  родителей средней  группы « Сказка  глазами  детей  и родителей»Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи:...

семинар - практикум для родителей «Сказка глазами детей и родителей»,

цель семинара помочь родителям осознать роль сказок в воспитании ребенка...

Семинар -практикум с родителями на тему «Игровое взаимодействие детей и родителей»

Цель:Расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми.Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений,     способствующих полноценному развитию ребе...

Семинар-практикум для воспитателей «Раз ступенька, два ступенька»

Семинар-практикум для воспитателей «Раз ступенька, два ступенька» Цель: Развитие слухового внимания, памяти с помощью пошаговой программы «Логопедическая лесенка». План: 1. Что такое фонематическ...

Семинар-практикум для воспитателей «Раз ступенька, два ступенька»

Семинар-практикум для воспитателей «Раз ступенька, два ступенька» Цель: Развитие слухового внимания, памяти с помощью пошаговой программы «Логопедическая лесенка». План: 1...

Семинар-практикум для родителей «Сотрудничество родителей и педагогов» по теме: «Рекомендации и советы родителям будущих первоклассников»

  Семинар-практикум для родителей  «Сотрудничество  родителей и педагогов» по теме: «Рекомендации и советы  родителям будущих первоклассников&raq...