Организация душеполезного семейного чтения
консультация (младшая группа)

Баданова Ольга Юрьевна

Как знакомить малыша с литературой. Организация процесса. Выбор места и время

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям по организации душеполезного семейного чтения

  • В семье следует определить комфортное во всех отношениях место для детской библиотеки.
  • В режиме жизни семьи необходимо выделить время для ежедневного общения с книгой. (Специалисты рекомендуют не менее 20 - 30 минут в день ребенку дошкольного возраста читать вслух).
  • Общаясь с книгой, следует относиться к ней как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать страницы, знать авторов, создававших литературно-художественное произведения, помещенные в книге, определить и знать ее место в домашней библиотеке. Любовное, бережное отношение к книге – одно из важных качеств общей культуры человека, а закладывается оно в «золотую пору детства».
  • Взрослому читателю следует сначала самому ознакомиться с содержанием литературных произведений, условно разделить их на законченные смысловые части, если того не сделано в авторских текстах, определиться с примерным объемом содержания для одного чтения.
  • Читать  литературные тексты следует неспешно, выразительно, эмоционально. Произведения, требующие глубокого осмысления, не следует читать ребенку непосредственно перед сном. Осмысленное чтение становится источником духовного обогащения человека, поэтому в семье следует определить время не только для чтения, но и для совместных размышлений.
  • Если  в книгах встречаются тексты довольно большие по объему, рекомендуется читать их «с продолжением». Чтение «с продолжением» развивает у ребенка привычку слушать книгу вместо бездумного сидения перед телевизором, формирует устойчивый интерес к детской художественной литературе.
  • Перед тем, как продолжать чтение, взрослому целесообразно попросить детей вспомнить, где остановились в прошлый раз, предложить пересказать какой-нибудь эпизод. При этом очень важно, чтобы у детей сложилось целостное восприятие читаемой сказки или другого литературного произведения.
  • После чтения литературных текстов взрослому рекомендуется поразмышлять вместе с ребенком, выбрать и определить те жизненные уроки, которые они получили после прочтения (уроки послушания, любви, терпения, верности, трудолюбия, веры, смелости и т.д.)
  • Считается, что совместные размышления по прочитанному - один из сильных моментов запоминания прочитанного. Родители и дети, осмысливая традиции своего народа, его моральные убеждения, культуру, вместе выходят на духовно-нравственные ценности. Жизненный опыт народа соединяется с опытом родителей, бабушек и дедушек, присоединяет пусть небольшой опыт жизни дошкольников, образуя новый социокультурный опыт. Таким образом, капля за каплей, формируется духовно-нравственный стержень маленького ребенка.
  • Взрослому нужно внимательно следить за реакцией детей при чтении и анализе произведения, обращая внимание на их эмоциональные изменения. В условленный отрезок времени следует читать ребенку по одной – две части. Далее рекомендуется передать книгу в руки ребенка. Теперь пусть он самостоятельно ее листает, пусть рассматривает, изучает рисунки. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается и к изобразительному искусству, учится видеть и понимать и графические способы передачи литературного содержания.
  • Рассматривание иллюстраций в конце чтения совпадает с желанием детей, углубляет понимание услышанного, уточняются отдельные, может быть не ясные места, полнее раскрывает художественные образы.
  • Уважаемые родители! Помните, что у детей дошкольного возраста есть важная особенность – постоянная потребность восприятия одних и тех же стихов, рассказов, сказок. 

     Об этой потребности прекрасно сказал великий знаток детства Я.Корчак: «Одна и та же, без конца повторяемая сказка – словно соната, словно любимый сонет, словно скульптура, без которой и день не в день, сер и бесцветен».

  • Возвращение к прочитанному помогает ребенку лучше осмыслить содержание литературного текста, сформировать представление о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности, честности, учит жизни, вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью, справедливость над произволом, добро над злом.

        Уважаемые Родители! Помните, что нравственные черты русского народа складывались столетиями, через сказки, сказы, былины, житийные рассказы, предания они передавались из поколения в поколения как моральный кодекс, как закон жизни. Изначально наш народ отличался высокой нравственностью, благородством, гостеприимством, хлебосольством, любовью к Родине, к своему народу, почтительному, любовному отношению к родителям, людям старшего поколения.

Дорогие наши читатели! Надеемся, что грамотно организованное семейное чтение будет одинаково полезно как детям, так и вам, уважаемые взрослые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУШЕПОЛЕЗНОГО СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ (В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПО ДУХОВНО—НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»)

·        Считаем, что совместные размышления по прочитанному– одна из сильных позиций книг для развития детей дошкольного возраста. Родители и дети осмысливая жизнен...

Консультация для родителей "Организация душеполезного семейного чтения"

Здесь собраны советы для родителей, о том что, сколько и в какое время нужно читать ребенку....

Советы родителям по организации душеполезного семейного чтения

Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России была практически утрачена, именно в нашей стране семейное чтение имеет удивител...

Статья-консультация для родителей дошкольников об организации семейного чтения «Познавательное семейное чтение»

Семейное чтение является одним из главных факторов общения ребенка и родителя....

Буклет "Советы родителям по организации душевного семейного чтения"

В буклете обращено внимание на роль взрослого в привитии интереса и любви к книге, чтению....

Буклет «Советы родителям по организации душевно семейного чтения»

Буклет«Советы родителям по организации душевно семейного чтения»...