Проектная деятельность в семейном детском саду: «незабываемое лето»- идеи совместного творчества педагогов, детей и родителей.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Деева Татьяна Сергеевна

 Cемейные детские сады и проектирование. С чего начать? Проектирование помогает научиться работать с семьей, работать в «команде». Начиная от изучения вопроса  до реализации проекта,  овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, освоить  алгоритм создания проекта, объединить  усилия  педагогов, родителей, детей с  целью  реализации проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность  в семейном детском саду:  

 «незабываемое лето»- идеи совместного творчества педагогов, детей и родителей.

                                                                                                    Скажите, дети, лето-

                                                                                                        Оно какого цвета?

Проектная деятельность в детском саду - это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе  которой  ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Проектная деятельность в семейном детском саду  позволяет находить новые формы общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка, вопросы социализации, помогает стать ближе всем участникам процесса..

Меняется роль специалистов  и воспитателей в отношениях  с семьей: они  выступают активными участниками процесса, способными решать актуальные задачи дошкольного воспитания. У педагогов и родителей вырабатывается собственный аналитический  взгляд на практику воспитания детей, способность выбирать  способы  и  виды  деятельности  для  достижения поставленной  цели.          

         Проектирование помогает научиться работать в «команде». Начиная от изучения вопроса  до реализации проекта,  овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, освоить  алгоритм создания проекта, объединить  усилия  педагогов, родителей, детей с  целью  реализации проекта.

В  общем виде процесс проектирования включает в себя следующие этапы: 

  • выдвижение идеи,
  • разработка проекта ее реализации,
  • реализацию проекта,
  • рефлексию опыта реализации проекта.

 Идеями к проектной деятельности могут выступать любые предложения, направленные на улучшение, изменение качества отношений в системах: «детский сад-семья», «педагоги-родители-дети».

 В качестве примера предлагается рассмотреть  идею организации  летнего отдыха детей семейного детского сада.

Лето -  особенное время  в  жизни  ребенка, широко открывающее  дверь   в  мир природы, дающее  малышу и воспитывающим его взрослым уникальную  возможность  познания, новых  открытий, созидания, общения.

      Опрос  родителей воспитанников  семейных детских садов, показал, что 89,3 %  родителей  планируют проводить  летний  отпуск  вместе с детьми на даче,  в  городе – 10,7 %.

      Знание приоритетов в организации и  проведении  отдыха  с   воспитанниками детских садов  позволило создать и предложить семьям примерные  проекты летнего отдыха

Среди  факторов, оказавших влияние на процесс проектирования  летнего  отдыха  детей,  можно  назвать:

-   готовность  педагогического  коллектива  образовательного  учреждения  к  коллективной   деятельности  по  определению  комплекса  мероприятий, вносящих  изменение   в   организацию  летнего  отдыха детей;

- привлечение  семей  воспитанников,  ориентированных  на  партнерские  отношения  с  детским садом,  к  участию  в  проектировании  летнего  отдыха   дошкольников;

- учет  особенностей   работы с семейными детскими садами, возможность проводить летние месяцы   на даче, используя возможности мини-экосистемы  Подмосковья со своим многообразием видов  флоры  и  фауны.

      На приглашение принять участие в реализации  проекта во время  летнего  оздоровительного отдыха  с  детьми  откликнулось большинство родителей семейных детских садов. Дополнительно к проекту были привлечены другие близкие родственники:  папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры воспитанников. В сентябре, с началом учебного года родители и дети  имели  возможность обменяться   своими достижениями, яркими впечатлениями от  общения  друг с другом,   старшие дети делились впечатлениями при помощи презентаций.

Благодаря проектной деятельности была найдена удачная  форма  отражения  результатов  разнообразной  совместной  деятельности  взрослых  с  детьми  -  семейные  дневники, необходимые  не  только  для  сбора  информации  о  мире, но  и  для  последующего совместного обсуждения приобретенного опыта, анализа событий, рефлексии.

Лето  на  даче.

Содержание  дневника:

     1.  Наша  дача.

      Представление семьей  дачного  домика  и  участка при активном сотрудничестве  с  ребенком  (в  рисунке, прозе, поэзии  и пр.).   

     2. Удивительное  рядом.

      Описание  всего  необычного, что привлекло внимание  детей  и взрослых  на  даче (встречи  с  насекомыми, птицами;  растениями, появление на  огороде овощей  необычной  формы и т.д.)

     3. Мой   огород.

   Представление первого  опыта  выращивания  овощей  ребенком. Зарисовка  стадий  детского  труда  в  природе  при  поддержке членов семьи: посев семян –  появление  ростка –  рост  – цветение – плодоношение – сбор урожая -  участие в – хранении, консервировании, сушке овощей и  фруктов.

     4. События  лета.

     Описание  происходящих  на  даче событий; отражение их  в  рисунках, рассказах. Фоторепортаж.  Видеоотчет.  

Наше  летнее  путешествие. Лето  в Подмосковье.

Содержание  дневника:

  1. Выбираем  маршрут.

       Совместное  с  ребенком  определение и обсуждение  маршрута  летнего путешествия. Поиск   маршрута  по карте   Московской области. Сбор  рюкзака  «юного  туриста». Ребенку  могут  пригодиться  в путешествии  материалы для творчества: альбом, фломастеры или карандаши  для  зарисовок, цветная бумага, клей, ножницы.

  1. Отдых на реке  Оке.

      Мама, совместно с детьми, проводила  сбор, накопление  и представление информации о великой  русской  реке  Оке. Сочиняли маленькие мини – рассказы «зарисовки» о  событиях  из прошлого  и  настоящего  семьи, связанного  с  рекой.

  1. Через чувства к творчеству

      Видеосъемка  исследований  реки: выполнение  аппликаций, поделок, рисунков  на  «речную тематику». Описание чувств, связанных  с  отдыхом  на  реке (радости, восторга  от  овладения ребенком навыками плавания,  прогулки  на теплоходе и пр.). Сбор  пословиц, поговорок, песен  о   реке  и  конкретно, об Оке. Описание  объектов  природы  и  культуры,  поразивших красотой форм, гармонией   детей  и взрослых. Фоторепортаж.  

  1. Незабываемые  встречи.

       Описание  встреч  с  интересными  людьми, фоторепортаж.  

  1.  «Чудо-клад. Наша  коллекция».

      Представление  коллекции  растений, камней, открыток, игрушек  и  других  интересных  предметов, рассказывающих  об  удивительном  природном  и  культурном  наследии   Московской области.       Особо хочется отметить, что - идею  для  этого проекта предложили сами дети. Их участие в проектировании имеет особое развивающее значение.  

Сталкиваясь с разными проблемами,  наши воспитанники  при поддержке педагогов и родителей, сверстников, а также старших детей приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Решая различные задачи познавательно-практической, художественно-образной, социально значимой направленности, дети получают новые знания о разных сферах окружающей действительности. У них пробуждается и развивается интерес к разнообразной деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых - создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний и к проверке имеющихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми...

«Детский творческий фестиваль « Театральная весна» - как форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, обращает внимание педагогов на необходимость создания условий в дошкольной образовательной организации, открывающей возмож...

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс  через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...

Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...

Сотрудничество детского сада и семьи по социально – коммуникативному развитию детей «Роль родителей в проектной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад №27 «Сказка» г. СаяногорскаВоспитатель: Зубковская Е.П. Сотрудничество детского сада и семьи по социал...

Доклад(опыт работы): «Вовлечение родителей в участие в учебно-воспитательном образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Наше образовательное учреждение работает с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, ...

Проект «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей».

Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но в соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сд...