"Я - ВЫСКАЗЫВАНИЕ"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Вырупаева Анна Сергеевна

«Я раздражаюсь, когда ты опаздываешь на свидание» – возможно, вы хотели сказать о своем чувстве раздражения, а получились обвинения в опоздании. Аналогично, фраза «Я так волновалась, пока тебя не было, и мне было больно, что ты мне не позвонил» – сохраняя (вроде бы) форму «я-высказывания», эта фраза является одновременно уколом, обвинением и достаточно грубым давлением на партнера, негативной маниупляцией.

Избегайте «Я-высказывания», когда вы в сильном негативе, и чаще используйте «Я-высказывания», когда вас переполняют светлые чувства: «Когда я чувствую твою заботу, мне так радостно!».

Правильным «Я-высказываниям» нужно учиться, превращая их в большей степени в мягкие просьбы и «Я-послание». «Я-высказывание» – это внешнее, это звучающие слова, а «Я-послание» – то, что звучит за этими словами. В «Я-послании» человек говорит о себе, но обращен к партнеру, центром делает не себя, а партнера. «Я-послание» – форма мягкой просьбы, обоснованием которой является описание человеком своего состояния. Например, это обращение «Мне важно твое мнение, но сейчас мне говорить с тобой трудно: телевизор работает и нас с тобой отвлекает. Не возражаешь, я его пока выключу?»

«Я-высказывание» само по себе ни хорошо, ни плохо, все определяется тем, кто, где, как и зачем этот оборот использует. Нередко Я-высказывания оказываются способом привлечь к себе дополнительное внимание, оказаться в центре внимания. «Я», «Мне», «У меня»... Если это делается сильным человеком, привычно захватывающим лидерскую позицию, это бывает оправдано, в других случаях это воспринимается негативно, как якание и центропупизм. 

 

 

 

 

Нужно хорошо представлять где и с кем «Я-высказывания» уместны, а где нет. Выплескивание чувств в формате «Я-высказывания» достаточно хорошо понимается женщинами и более уместно в личных ситуациях общения. Женщины любят говорить о своих чувствах, хорошо понимают язык чувств и при этом достаточно умело ведут себя в ситуации обмена чувствами. Мужчины обычно не так тренированы в этой области, лучше понимают язык действий и предпочитают общаться на уровне просьб и инструкций.

 

«Я готова расплакаться, когда у меня раз за разом ничего не выходит!» – для девушки это нормальный выплеск накопившейся досады, а молодой человек тут, скорее всего, окажется в затруднении: делать-то ему что? Посочувствовать или помочь? Мужчины плохо понимают, как им реагировать на женские чувства, и предпочитают инструкции, что от них хотят в той или иной ситуации. Именно поэтому в деловой сфере «Я-высказывания», в которых происходит выплеск чувств, мало уместны, деловые люди предпочитают говорить на языке вежливых просьб, интересных предложений и обоснованных требований.

С другой стороны, вполне по-мужски говорить в формате «Я-высказываний», когда это не язык чувств, а язык действий и язык решений. «Я готов взять это на себя!» – прекрасно! «Я против этого решения» – понятно. «Я хочу прожить с тобой всю жизнь» – восхитительно! При этом определяющей здесь также оказывается на сама по себе форма «Я-высказывания», а разумность и ответственность того, что человек говорит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_vyskazyvanie.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая ситуация.

Критерии развивающей ситуации.

Развивающая ситуация не может существовать сама по себе, в отрыве от того, на кого она призвана повлиять. Направлена развивающая ситуация в образовательном процессе, прежде всего, на личность ребенка, подростка. Чтобы понять суть развития, воздействия развивающей ситуации необходимо понять, что же такое личность.

В психологии личность рассматривается с двух точек зрения: с точки зрения деятельностного и с точки зрения гуманистического подходов.

Остановимся подробнее на каждом из них.

Все основные моменты образовательного и развивающего процесса: развитие личности, ситуация развития, критерии развивающей ситуации, мы рассмотрим с этих точек зрения.

Личность

Деятельностный подход

Гуманистический подход

 Личность – субъект деятельности характеризующийся        осознанность, целенаправленность, ответственностью, самостоятельностью, инициативностью.

 Субъект – человек осуществляющий деятельность (целеполагание, поиск способов осуществления деятельности, действия, оценку результатов деятельности)

Личность – внутренний субъективный опыт человека (как воспринимает мир и как ведет себя на основе восприятия).

«Я-концепция» – ядро личности (восприятие себя).

Развитие личности

Деятельностный подход

Гуманистический подход

 Субъект деятельности – субъект управления деятельности.

Развитие Субъекта деятельности= развитию его деятельности (способность ставить цели, способность действовать в соответствии с целью и способность адекватно оценить результат деятельности).

Становление «Я-концепции», внутреннего субъективного мира.

Стремление к самоактуализации (тенденция задействовать, сохранять себя и раскрывать себя, максимально развивая лучшие свои качества) Я реальное — Я идеальное.

Ситуация развития

Деятельностный подход

Гуманистический подход

Ситуация  деятельности  (игры) ребенка.

Задача педагога — организовать деятельность ребенка (ситуация постановка цели, составление плана деятельности и рефлексии). В игре — предмет, совместность, свобода.

Ситуация принятия, признания, понимания.

Критерии развивающей ситуации

Деятельностный подход

Гуманистический подход

  • Дети самостоятельно ставят цель и задачи (зачем? и что будем делать?)

  • ищут как будут действовать. Берут ответственность за дело (как делать? Кто что будет делать?)

  • действуют

  • Анализируют (что получилось? Почему получилось? Что не получилось? Почему не получилось?)
  • Доброжелательные доверительные отношения.
  • Я-высказывания.
  • Техники понимания (уточняющие вопросы, кивок, угу, понимаю... так...)
  • Модальные глаголы (не «Ты должен сделать», а «Что необходимо сделать» не «что ты хочешь?», а «Что хотелось бы сделать?»)
  • рефлексивные вопросы (ты сделал так, а что хотел? Почему так получилось?)
  • безоценочное        отношение        и ограничение через:
  • удивление,
  • не согласие с доказательством («Я не согласна, потому что...»)

Приложение

Упражнение: КАК СТРОИТЬ Я - ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Цель: отработка методов взаимодействия в рамках гуманистического подхода.

Инструкция. Прочтите описание каждой ситуации, ознакомьтесь с содержанием вербального сообщения родителя — Ты-сообщение (2-я колонка). Напишите в третьей колонке высказывание типа Я-сообщение. Закончив работу, зачитаем ваши решения и сверьте с правильными решениями, которые представлены в ключе.

«Я - высказывание» имеет следующую структуру:

  1. Событие:

«Когда…» (описание нежелательной ситуации)

  1. Ваша реакция:

«Я чувствую…» (описание ваших чувств)

  1. Предпочитаемый исход: «Мне хотелось бы…» (Описание желательного варианта)
  2. Причина: «Потому что…» (Объяснение причин, по которым вы предложили этот вариант)

«Мне не нравится, что ты оставляешь на столе беспорядок, потому что меня это раздражает. Убирай, пожалуйста, за собой.

Полезное высказывание: «Для меня важно, чтобы в доме было чисто. Я огорчаюсь, когда ты оставляешь учебники на столе и свои вещи разбросанными.

Убирай за собой, пожалуйста».

Задание: придумать самостоятельно несколько примеров как ты-сообщение можно перевести в Я-высказывание.

Задание 1

Ситуация

Ты — сообщение

Я - сообщение

1. Отец хочет почитать газету. Ребенок лезет к нему на колени. Отец в напряжении.

Ты не должен мешать людям, когда они заняты.

2. Мать работает пылесосом, ребенок вытаскивает вилку из розетки, мешает. Мать торопиться скорее закончить работу.

Ты — не послушный ребенок! Вечно ты мешаешься под ногами!

3. Ребенок приходит к столу с очень грязными руками и лицом.

Посмотри какой ты грязный, ты до сих пор так и не стал взрослым.

Так ведут себя только маленькие.

4. Ребенок откладывает и откладывает момент, когда нужно идти ложиться спать. Родители хотят поговорить наедине, ребенок шалит, слоняется, мешает им разговаривать.

Тебе давно пора ложиться спать! Ты нам уже надоел! хватит нам мешать!

5. Ребенок просит, чтобы родители взяли его в кино, хотя уже в течение нескольких дней он не убирает свою комнату как должен. Уборка комнаты — это его обязанность, по поводу которой существует договоренность с родителями.

Ты не заслуживаешь того, что бы пойти в кино, когда ты такой эгоист и так не внимателен к людям и не выполняешь свои обязанности!

6. Ребенок целый день дуется, уныл и невесел. Матери не известна причина.

Иди сюда. Хватит дуться! Или разговаривай нормально или уходи от меня и там дуйся. Ты слишком сегодня серьезный!

7. Ребенок смотрит телевизор в соседней комнате, включив так громко звук, что мешает разговаривать родителям.

Ты что, не можешь быть более внимательным к другим?! Почему ты так включил телевизор?!! ты что глухой?! Или совсем нас не уважаешь?!

8. Дочь обещала погладить скатерть, чтобы накрыть стол к приходу гостей. Целый день она бездельничала, до прихода гостей остался час, а она и не думает начинать работу.

Тебе должно быть стыдно! Ты целый день бездельничаешь и не выполнила обещание! Как можно быть такой легкомысленной и безответственной?!

9. Дочь забыла придти домой в установленное время, чтобы пойти с матерью покупать туфли, которые и так долго просила.

Тебе должно быть стыдно!! в согласилась купить эти туфли, отпросилась с работы, потеряла время, а ты забыла!! не позаботилась, чтоб придти во время.

Задание 2

Ты-высказывание

Я-высказывание

Это просто твой эгоизм!

Ты не в состоянии понять другого

человека!

Тебе все равно, что я думаю!

Вы меня недооцениваете!

Вы меняете расписание, как вам вздумается, вы относитесь ко всем без должного уважения!

У вас семь пятниц на неделе – вы не умеете ничего планировать! Это

возмутительно!

Вы вечно все сваливаете на меня!

Я устаю, а вам все равно!

Это твоя неаккуратность!

Вы не хотите пойти мне на встречу!

Упражнение «МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ»

Задание: придумать, привести примеры модальных глаголов. Перевести глаголы долженствования и прямых обращений в модальные.

Почему это порой необходимо? (можно порассуждать)

Это необходимо потому, что часто обращение, направленное напрямую на ребенка, особенно на подростка — вызывает стремление защититься, оттолкнуться. Оттолкнуть. Например, говоря на прямую подростку: «ты должен — возможна реакция пререкания — НИЧЕГО Я НЕ ДОЛЖЕН», модальные же глаголы помогаю на первом этапе общения обходить острые углы. И тогда информация воспринимается спокойнее и легче. Не «Ты должен», а «Что тебе необходимо сделать ».

Причём надо отметить это помогает и в учебной деятельности и в личном разговоре.

Из личного разговора можно привести пример, когда родителям не нравятся некоторые друзья: не «ты очарована этим мальчиком. Тебе он нравиться» - а «Что очаровывает в его поведении? Что нравиться?» (вроде как не тебе конкретно, а обтекаемо всем. И ты, мол не исключение. Бывает.)

Примеры:

Прямые обращения

Модальные глаголы

🟃 ты должен сделать

это необходимо сделать?

🟃 ты хочешь

что хотелось бы?

🟃 ты можешь

что можно бы было сделать?

🟃 ты обязан

какие обязанности входят в этот круг дел?

🟃 ты заинтересован

это могло заинтересовать? Что заинтересовало?

🟃 ты очарован

это очаровывает? что могло бы тут очаровать?

🟃 Тебе нравиться

что понравилось?

🟃 Они влияют на тебя

что повлияло?

🟃 Ты должен подумать

что можно придумать?

Причем надо отметить, что в самих обращениях долженствования или прямых обращениях нет ничего плохого и их использование зависит от каждой конкретной ситуации.\

 Ситуация № 1.

«Ты взял у меня книгу три дня назад. Что с тобой случилось? Ты здоров? Это очень хорошо. Я начал уже злиться…Я в недоумении, почему ты не возвращаешь книгу. И сколько мне еще злиться? Я бы хотел получить свою книгу назад завтра же, иначе мое доверие к тебе упадет»

 Ситуация № 2.

«Я волнуюсь, а ты знаешь, когда я волнуюсь, я начинаю воображать всякую чепуху.          Я бы хотела избавить от подобных волнений.  Нуждаюсь в твоей помощи».

Ситуация № 3.

«Задание надо было сделать к понедельнику, потом перенесли на среду, и это тебе было известно. Я ценю твою честность, но вынуждена поставить тебе два. Ты сам сделал такой выбор»

Ответы для самопроверки к упражнениям

задание 1

Ситуация

Ты — сообщение

Я - сообщение

1. Отец хочет почитать газету. Ребенок лезет к нему на колени. Отец в напряжении.

Ты не должен мешать людям, когда они заняты.

Я вижу ты хочешь поиграть. Но я не могу одновременно читать и играть. Я раздражаюсь, когда после работы не могу маленько отдохнуть, отвлечься. Давай минут через 30 я с тобой поиграю. Отдохну и поиграю.

2. Мать работает пылесосом, ребенок вытаскивает вилку из розетки, мешает. Мать торопиться скорее закончить работу.

Ты — не послушный ребенок! Вечно ты мешаешься под ногами!

Я очень спешу и меня очень злит, что каждую минуту должна бросать работу и опять включать вилку в розетку. Я не люблю играть, пока не закончу работу.

Сейчас я не воспринимаю это как игру — это баловство.

3. Ребенок приходит к столу с очень грязными руками и лицом.

Посмотри какой ты грязный, ты до сих пор так и не стал взрослым. Так ведут себя только маленькие.

Я не могу обедать, когда грязные руки. У меня даже аппетит пропадает. Сходи, помой, мы тебя обязательно подождем, без тебя не сядем.

4. Ребенок откладывает и откладывает момент, когда нужно идти ложиться спать. Родители хотят поговорить наедине, ребенок шалит, слоняется, мешает им разговаривать.

Тебе давно пора ложиться спать! Ты нам уже надоел! хватит нам мешать!

Мы с мамой хотим обсудить важный вопрос отдельно, без тебя — эта тема для взрослых людей. И к тому же тебе давно пора спать. Ты нам очень поможешь, если пойдешь сам ляжешь, как взрослый, мы придем тебя поцелуем перед сном — завтра расскажем как мы поговорили.

5. Ребенок просит, чтобы родители взяли его в кино, хотя уже в течение нескольких дней он не убирает свою комнату как должен. Уборка комнаты — это его обязанность, по поводу которой существует договоренность с родителями.

Ты не заслуживаешь того, что бы пойти в кино, когда ты такой эгоист и так не внимателен к людям и не выполняешь свои обязанности!

Мне неприятно делать что-то для тебя, когда ты сам не выполняешь свои обязательства. Я чувствую себя обманутой. В этом случае я тоже могу тебя расстроить и не выполнить твою просьбу.

6. Ребенок целый день дуется, уныл и не весел. Матери не известна причина.

Иди сюда. Хватит дуться! Или разговаривай нормально или уходи от меня и там дуйся. Ты слишком сегодня серьезный!

Мне неприятно (больно, странно) видеть тебя расстроенным. Я не знаю, как тебе помочь, потому что не знаю почему ты так расстроен. Если ты расскажешь — мы вместе что-нибудь придумаем. Если нет — то так и будем не понимать друг друга.

7. Ребенок смотрит телевизор в соседней комнате, включив так громко звук, что мешает разговаривать родителям.

Ты что, не можешь быть более внимательным к другим?! Почему ты так включил телевизор?!! ты что глухой?! Или совсем нас не уважаешь?!

Нам с папой надо поговорить, а телевизор отвлекает и начинает раздражать. Давай пока мы не раздражены совсем и не начали ругаться и раздражаться на тебя — сделай тише. Прояви уважение, которое мы часто к себе чувствуем от тебя. И сейчас и хотелось.

8. Дочь обещала погладить скатерть, чтобы накрыть стол к приходу гостей. Целый день она бездельничала, до прихода гостей остался час, а она и не думает начинать работу.

Тебе должно быть стыдно! Ты целый день бездельничаешь и не выполнила обещание! Как можно быть такой легкомысленной и безответственной?!

Напоминаю тебе, что скатерть мне уже нужна. Я так старалась весь день готовилась к приходу гостей, что эта мелочь меня расстроит. я знаю ты меня не подведешь и не расстроишь меня. Время есть еще.

Помоги мне.

9. Дочь забыла прийти домой в установленное время, чтобы пойти с матерью покупать туфли, которые и так долго просила.

Тебе должно быть стыдно!! я согласилась купить эти туфли, отпросилась с работы, потеряла время, а ты забыла!! не позаботилась, чтоб прийти во время.

Мне очень неприятно. Я так торопилась, отпросилась с работы. Я иду к тебе навстречу, а ты и не заинтересована вовсе? В другой раз я жду от тебя больше энтузиазма.

Задание 2

Ты-высказывание

Я-высказывание

Это просто твой эгоизм!

Я последнее время не чувствую от тебя

прежней заботы. С чем это связано?

Ты не в состоянии понять другого человека!

В последнее время я чувствую мало поддержки с твоей стороны. Мне

одиноко и грустно без твоего понимания.

Тебе все равно, что я думаю!

Я заметила, что последнее время мы

перестали обмениваться мыслями.

С чем это связано?

Вы меня недооцениваете!

Когда совсем не меняется оценка моего труда, мне обидно, так как последнее время я стараюсь изо всех сил, и мне хотелось бы иногда от вас узнавать, в

чем сейчас мои результаты лучше, чем раньше.

Вы меняете расписание, как вам вздумается, вы относитесь ко всем без должного уважения!

Когда график неожиданно меняется, я становлюсь дезорганизованным; я хотел бы, чтобы мне сообщали о таких переменах сразу же, как только они

происходят.

У вас семь пятниц на неделе – вы не умеете ничего планировать!

Это возмутительно!

Когда мне говорят об изменении планов, у меня складывается впечатление, будто мое мнение безразлично; мне хотелось бы знать об изменениях до того, как

решение будет принять.

Вы вечно все сваливаете на меня! Я устаю, а вам все равно!

Когда мне кажется, что я делаю больше по дому, чем остальные, я чувствую себя раздраженным – мне хотелось бы договориться о разделении труда так,

чтобы это устраивало всех.

Это твоя неаккуратность!

Я последнее время заметила, что в комнате

стало неуютно, грязно. С чем это связано?

Вы не хотите пойти мне на встречу!

Когда обстоятельства складываются, так, что учитывается только ваше мнение, мне обидно. Мне хотелось, чтобы иногда

учитывалось и мое мнение.

Ключ к упр. «Модальные глаголы»

Прямые обращения

Модальные глаголы

🟃 ты должен сделать

это необходимо сделать?

🟃 ты хочешь

что хотелось бы?

🟃 ты можешь

что можно бы было сделать?

🟃 ты обязан

какие обязанности входят в этот круг дел?

🟃 ты заинтересован

это могло заинтересовать? Что заинтересовало?

🟃 ты очарован

это очаровывает? что могло бы тут очаровать?

🟃 Тебе нравиться

что понравилось?

🟃 Они влияют на тебя

что повлияло?

🟃 Ты должен подумать

что можно придумать?

🟃

🟃

🟃

Ситуации. Ответы.

  1. Друг взял у меня книгу на три дня. Она мне очень нужна, чтобы написать реферат. Прошло 3 дня, а книги нет. Я звоню другу и говорю: «…»
  2. Я обещала маме быть дома сразу после уроков или позвонить, если задержусь, но начался такой захватывающий разговор с друзьями, что я не заметила, как пролетели два часа. Конечно, я не позвонила. Я возвращаюсь домой, мама открывает дверь и говорит: «…»
  3. Задание надо было сделать к понедельнику. В понедельник объявили, что урок должен быть в среду. В среду учитель спрашивает: «Где задание?». Ученик, честно сознаваясь:

«Забыл», опускает глаза и ждет, что будет дальше. Учитель: «…».

Рекомендации:

Когда необходимо подавлять свое раздражение?

- Ваше раздражение питает раздражение другого человека.

  • Эмоциональный накал растет, не давая результатов.
  • Ваш гнев частично нашел уже выход.
  • Необходимо вместе подумать над решением проблемы в будущем, а не перемалывать прошлое.

Как подавить свое раздражение?

  • Приказать себе остановиться
  • Использовать различные способы самоуспокоения.
  • Предложить подавить раздражение, для обоюдного решения конфликта.

Как необходимо выслушать человека, охваченного гневом, в стрессе?

  • спокойно слушать все. Что он хочет сказать.
  • Ответить на его вопросы.
  • Даже если отрицательные эмоции оппонента накаляются, отвечать спокойным и нейтральным тоном.
  •         Проявлять самообладание, показывать свою готовность выслушать и поддержать, утешить.

Когда необходимо махнуть рукой и уйти?

-        Накал раздражения и враждебности слишком высок.

  • Вы чувствуете, что ситуация стала мучительной: думаете только об этом, ощущаете больше разочарования и раздражения.
  • Взаимоотношения не стоят эмоциональных затрат.
  • Нет большой необходимости сохранять взаимоотношения.
  • Нет реального способа решить проблему или избавиться от вашего раздражения и гнева.
  • Вы хотите идти дальше.

Как махнуть рукой и уйти?

  • Сопоставить выгоды и издержки взаимоотношений.
  • Убедить себя в том, что необходимо списать потери и оставить их за спиной.
  • Подумать о том, что в случае прекращения взаимоотношений, потери будут меньшими.
  • Разрешить самому себе махнуть на все рукой и уйти.
  • Повторять себе, что этот промежуток жизни закончен и надо двигаться дальше.
  • Любить себя.

Создание развивающей ситуации:

  • Перефразируйте замечания ребенка, чтобы показать, что вы поняли его. Это дает ребенку уверенность в том, что вы слышите его, позволяет ему еще раз услышать себя и ощутить свои чувства, а вы получите подтверждение, что правильно его поняли.
  • Наблюдайте за языком и мимикой ребенка. Иногда слова расходятся с языком тела, всегда верьте последнему.
  • Оказывайте бессловесною поддержку и одобрение. Это могут быть улыбка, подмигивание, объятье, т.д.
  • Следите за своим тоном.
  • Используйте ободряющие фразы, чтобы поддержать разговор и продемонстрировать интерес. Выражения типа: «Ой, правда?..», «Расскажи мне об этом», «Кажется ты…», «А что потом?» очень важны ребенку, это способ сказать о вашей заинтересованности и способ стимулировать его к дальнейшему общению.
  • Хвалите как можно чаще. Ищите достижения даже в незначительных поступках.
  • Хвалите усилия, а не только результаты. Пусть ваш ребенок знает, что он не всегда должен побеждать. Напряженные усилия и попытки тоже ценны.
  • Помогите ребенку ставить реальные задачи. Не завышайте уровень притязаний и ожиданий, иначе неудача может оказаться сокрушительным ударом.
  • Не сравнивайте усилия ребенка с усилиями других. Всегда будут дети более или менее спортивнее, умнее, артистичнее и т.д., чем ваш.
  • Делая замечания, осуждайте поступок, а не самого ребенка.
  • Полезное замечание: «Перелезая через забор, ты мог пораниться, поэтому не делай этого больше, пожалуйста».

Ранящее замечание: «Зачем ты лез через забор? Ты ничего не соображаешь!»

  • Несите ответственность за свои негативные чувства. Один из конструктивных путей выражения чувств – использование

«я- высказывание».

Пример «я-высказывания»: Мне не нравится, что ты оставляешь на столе беспорядок, потому, что меня это раздражает. Убирай, пожалуйста, за собой. Полезное высказывание: «Для меня важно, чтобы в доме было чисто. Я огорчаюсь, когда ты оставляешь учебники на столе и свои вещи разбросанными. Убирай за собой, пожалуйста»

«Ты - высказывание»: «Ты ведешь себя как свинья. Когда ты научишься класть вещи на место?!»

  • Давайте ребенку посильные задания – это формирует ощущение успеха, собственной значимости и ответственность.
  • Демонстрируйте детям свою любовь. Это дает хорошие самоощущения и повышает самооценку.

«Я - высказывание» имеет следующую структуру:

  1. Событие:

«Когда…» (описание нежелательной ситуации)

  1. Ваша реакция:

«Я чувствую…» (описание ваших чувств)

  1. Предпочетаемый исход: «Мне хотелось бы…» (Описание желательного варианта)
  2. Причина: «Потому что…» (Объяснение причин, по которым вы предложили этот вариант)

«: Мне не нравится, что ты оставляешь на столе беспорядок, потому что меня это раздражает. Убирай, пожалуйста, за собой.

Полезное высказывание: «Для меня важно, чтобы в доме было чисто. Я огорчаюсь, когда ты оставляешь учебники на столе и свои вещи разбросанными.

Убирай за

собой, пожалуйста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста средствами русской народной литературы.

Научить  подрастающее  поколение  пользоваться  всеми  богатствами  русского  литературного  языка  в  быту, в  труде  и  обществ...

Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством картины и наглядного моделирования.

Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки  психического развития, в том числе и речи.    Выбор данной темы обусловлен тем,что формирование связной речи...

Развитие связных высказываний детей через использование моделей

Использование приема наглядного моделирования при обучении связному высказываапнию. Использование приема наглядного моделирования дает возможность:самостоятельного анализа ситуации или объе...

Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку яв...

Педагогический проект по теме "Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»

Аннотация проекта:1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети  мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказ...

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

У детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений, обеспечивающих процессы пон...

Родительские высказывания и их скрытые послания

Консультация для родителей на тему их общения с детьми, распространённых фраз, которые могут нанести вред психическому развитию ребёнка и альернативных выражений, которые помогут развиваться малышу пр...