Консультация "Подготовка руки дошкольника к письму"
консультация

Ульянова Светлана Анатольевна
Одна из самых важных предпосылок успешного обучения – достаточно высокий уровень развития мелких движений руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx195.18 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка руки дошкольника к письму

   Одна из самых важных предпосылок успешного обучения – достаточно высокий уровень развития мелких движений руки. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. У многих детей 6 – 7 лет это умение сформировано недостаточно.

Какие же можно использовать игры и упражнения, которые способствовали бы развитию рук и ручной умелости?

Пальчиковая гимнастика. Ученые пришли к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее – от пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики руки, которая не только благоприятно влияет на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость. Исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.  Каждое занятие по подготовке к письму целесообразно начинать с пальчиковых игр, чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения Готовим руку к письму. Щепоть.

детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения упражнений пальчиковой гимнастики – 3-7 минут.

C:\Documents and Settings\Мама\Рабочий стол\Маме\252960071.jpg

Игры с крупой, бусинками,

пуговицами, мелкими камешками

оказывают прекрасное тонизирующее

 и оздоравливающее действие.

Детям предлагается сортировать мелкие

 предметы, угадывать их с закрытыми

 глазами, катать между большим и

указательным пальцами. Можно научить

ребенка перекатывать пальцами одной

руки два грецких ореха или камешка,

 пальцами одной руки или между двух

ладоней – шестигранный карандаш.

Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких  деталей: семян, пуговиц, веточек и т.д. Любят дети, а потому и охотно занимаются этим, аппликации с использованием крупы и семян.

Вырезывание ножницами один из необходимых навыков, которым должен владеть дошкольник. К сожалению, многие дети испытывают затруднения при работе с ножницами. Следует уделять особое внимание усвоению основных приемов вырезывания – навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).

C:\Documents and Settings\Мама\Рабочий стол\Маме\5831b6773571177877e20c631c3a9c5d--clipart-kindergarten.jpg

  Симметричное вырезывание, вырезывание различных фигурок из старых журналов, открыток – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Работа с бумагой, оригами, плетение. Развитию точных движений руки помогает плетение ковриков из бумажных полос, складывание из бумаги корабликов, самолетиков, фигурок зверей.

Рисование, раскрашивание – самые распространенные, известные всем детям и родителям занятия для развития мелкой моторики руки. Но и они требуют соблюдения ряда правил: необходимо научить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, ребенок не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – усвоении и выполнении необходимых для письма гигиенических правил. К ним относятся: выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради и умения держать карандаш и ручку. Не стоит ограничиваться каким – то одним материалом для рисования. Рисование ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом требуют различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след, что тоже тренирует руку ребенка для дальнейшей работы.

В работе с ребенком очень важно использовать подготовительные графические упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводку и штриховку контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, дорисовывание предметов. Эти упражнения полезно выполнять на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку или карандаш от бумаги и не прерывать линии. При этом дошкольник должен быть знаком с основными правилами штриховки и соблюдать их:

*штриховать только в заданном направлении; C:\Documents and Settings\Мама\Рабочий стол\Маме\i (29).jpg

*не выходить за контуры фигуры;

*соблюдать параллельность линий.

Что касается вопроса о том, нужно ли учить

 ребенка до поступления в школу писать

 прописными буквами, ответ однозначен – этого

 делать не стоит. Можно работать с ребенком в

тетради с разлиновкой. Полезны упражнения,

направленные на овладение рабочей строкой

 (ребенок рисует фигуры – кружочки,

 квадраты и т. д., стараясь не выходить за строку),

упражнения на выработку наклона. Все эти

игры и упражнения являются важной подготовительной работой для успешного овладения навыком письма в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлен отчет о работе по методической  теме...

презентация "Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлены практические и теоретические материалы по данной теме, а также работы детей....

Подготовка руки дошкольника к письму.

        У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети эт...

«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»

В статье представлен материал  для работы с  детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации....

Подготовка руки дошкольника к письму

Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движения...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...