Семинар для родителей "Преодолеваем страхи ребенка" в рамках обучения родителей основам педагогики и психологии.
консультация (старшая группа)

Асанова Зарема Февзиевна

Семинар для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей "Преодолеваем страхи ребенка" в рамках обучения родителей основам педагогики и психологии.

Мы рады приветствовать вас уважаемые родители!

Тему мы выбрали не случайно, она очень интересная, актуальная, но все же очень сложная. Предлагаю вам всем  попробовать разобраться в природе страхов, в способах их преодоления, поделиться своим личным опытом.

   Начать хотелось бы с того что страх- это эмоция, такая же как радость, печаль, гнев и другие. Эта эмоция безусловная. Следует однозначно бить тревогу и обращаться к специалистам за помощью если страх отсутствует полностью. Стоит вспомнить, страх основан на инстинкте самосохранения и выполняет защитную функцию, а это значит, что бояться высоты, глубины, огня, большой скорости и др. в некоторой степени необходимо, дабы остаться целым и невредимым.

  Взрослым порой забавно наблюдать за малышом, который с круглыми глазами убегает от пылесоса, с опаской заглядывает под кровать, или рассказывает о злющей Бабе-Яге, как о реально существующей опасности. С высоты своего возраста и опыта, мы часто иронично подтруниваем над страхами детей.

-Встречались ли вы в своей жизни со страхом?

-Уважаемые родители поделитесь с нами страхами своих детей?

-Как вы реагируете на них?

-Есть ли у кого ни будь свои способы?

-Вспомните свои детские страхи.

-Как вы думаете они повлияли на вас?

   Каждый человек, когда – либо испытывал чувство страха, тревоги, волнения, беспокойства, такие эмоции на ровне с радостью, удивлением, восхищением, удовольствием и другими, являются откликами нервной системы на происходящее и окружающее вокруг него. Многие страхи свойственны определённой возрастной категории и имеют временной характер. Детские страхи обычно, как возникают, так и проходят со временем, исчезая бесследно, при условии понимания взрослыми причин и следствий их происхождения. Но, если страхи сохраняются на долгий период времени, то это, возможно, проявление психического неблагополучия ребёнка, что непосредственно связано с «климатом» в семье, наличие каких-то конфликтных ситуаций, неблагоприятное поведение родителей, а также зависит от психологического окружения ребёнка.

 Дети от 1 года до 3 лет зачастую боятся громких, резких звуков, одиночества, уколов и врачей.

Дети от 3 лет до 5 лет. Возможны страхи одиночества, темноты, чужих людей.

Дети от 5 лет до 7 лет. Возможны страхи перед вымышленными негативными образами, осознание не вечности человека, впервые страх смерти, страх потерять близких людей – бабушек, дедушек, родителей.

Дети от 7 лет до 11 лет. Страх не соответствует нормам и требованиям социального окружения, то есть быть не такими, какими их хотят видеть окружающие люди: родители, сверстники, педагоги.

Причины возникновения страхов.

Как Вы думаете, что может стать причиной появления страхов? Например, страх остаться одному?

-Дети реагируют на невнимание родителей, негативные оценки к себе и сложные, конфликтные взаимоотношения между папой и мамой. Отсюда рождается страх остаться одному - самый распространённый в раннем возрасте. Подкрепляется репликами: «будешь плохо себя вести – отдам … (вариации могут быть разными, начиная с крокодила и заканчивая детдомом)», или ещё одним приёмом воспитания, когда на прогулке мама прячется от зазевавшегося крохи, и после его паники, появляется со словами: «Видишь, как без мамочки плохо! Вот останешься один…».

Страх к насекомым и животным?

Страх к Бабайкам, полицейскими и др.?

-Кроме того, взрослые, сами того не подозревая, формируют огромное количество страхов своими эмоциональными реакциями, предупреждениями и запугиваниями. Дети как губка, впитываю всю информацию! И если мама кричит при виде жука, лягушки или мышки, то ребёнок невольно начинает испытывать страх к насекомым и животным. А если, при этом звучит: «Не подходи, не трогай, а то укусит, ужалит, поцарапает…!!!», то страх только укрепляется. Как часто родители манипулируют детьми при помощи «пугалок»: «Не будешь слушаться, есть кашу, мыть руки… заберёт тебя Бабайка, Полиция, Чудовище…» и кем только не угрожают, а потом удивляются, почему же ребёнок боится темноты, животных, оставаться одному.

-Телевидение тоже вносит свою лепту фильмами ужасов, криминальными новостями. Дети воспринимают информацию буквально и видят не актёрское мастерство и краску вместо крови, а реальную опасность, боль и страдание. В наших силах оградить ребёнка от ненужной информации, и, прежде всего не запретом, а личным примером, исключив из просмотра передачи, со сценами насилия, жестокости, агрессии.

-Появлению страхов способствует и неопределённость в воспитании, когда папа говорит – нет, мама – может быть, а бабушка – конечно! Не выработанная общая линия поведения взрослых сеет сомнения, тревоги и неуверенность. Ребёнок теряет устойчивость в восприятии мира, и обрастает всё новыми страхами: наказания, быть виновным, непонятым.

Коррекция детских страхов.

Самое важное - не отмахиваться от детских страхов, а относиться к ним с вниманием и пониманием.

Ребенок не перестанет бояться темноты, даже если вы сто раз повторите ему, что в квартире нет ничего опасного и страшного. Ему страшно, и точка. Никакая логика тут не поможет, страх необъясним по своей природе.

Пример. Если ребенок боится привидений и поэтому не может заснуть, приобретите на рынке пару симпатичных веников (в хозяйстве пригодятся - не дома, так на даче) и вечером уточните у малыша, где именно прячется привидение. Скорее всего, оно прячется в большом шкафу. Откройте шкаф, старательно "поработайте" там веником, приговаривая: "А ну-ка, противное привидение, выходи из шкафа и улетай из нашего дома, не то мы тебя вениками отшлепаем! И не вздумай возвращаться!" Попросите ребенка помочь, а когда он подключится, не забывайте повторять: "Не смей пугать моего сыночка (доченьку), живи себе в лесу, а тут наш дом, тут тебе не место!" Выметите вениками подоконник, откуда "улетело" привидение, закройте окно и уверенно скажите: "Видишь, малыш, как оно нас напугалось? Это потому что у нас волшебные березовые веники. Теперь ты можешь засыпать спокойно: привидение к нам ни за что не вернется: мы подоконник вымели, и оно дорогу забыло".

Если ребенка мучают ночные кошмары, и он просыпается с криком ужаса, конечно, мы подойдем к нему, успокоим, скажем, что это всего лишь сон. Но будить ребенка, пока он не проснулся сам, НЕЛЬЗЯ. Глубокий сон подобен гипнотическому трансу, резкий выход из него может сильно напугать, нарушить нервное равновесие. Если ребенок мечется на постели, кричит, плачет, но при этом не просыпается, не будите его и ни в коем случае не пытайтесь обнять и прижать к себе. Вы ведь не видите его сон. А что, если во сне ребенка преследует монстр и вот - вот его схватит? И тут очень "кстати" ваши объятья... Для него-то это все происходит во сне!

Пример. Попробуйте поговорить с ребенком. Назовите его по имени, скажите: "Оленька, папа рядом, все хорошо". Если ребенок вступит с вами в диалог, постарайтесь вести диалог "параллельно сну" и включиться в сон, как в игру. Вы можете не получить ответы от ребёнка, но достаточно будет того, что характер сновидения изменится к лучшему, кошмар прекратится, и вы услышите спокойное сонное сопение. Тогда можете уснуть и вы.

Кошмарные сны чаще снятся впечатлительным, тонко чувствующим и эмоционально ранимым детям, склонным брать на себя ответственность за происходящее и вину за неудачи.

Лучше всего приниматься работать над детскими страхами, пока ребенок еще дошкольник. Младший школьный возраст также благоприятен для этой работы. У старшего возраста страхи закрепляются, наслаиваются один на другой, становятся перекрестными. В итоге мы зачастую с трудом разбираемся в том, где причина, а где следствие, что значительно усложняет работу по излечению детей от страхов.

Прежде чем пытаться снять страх, необходимо уточнить, нет ли подобного страха у родителей. Если страх передан ребенку родителями или другими людьми, то есть является в некотором роде внушенным, с ним можно работать с помощью рисования или своеобразного " драматического кружка ", где можно изобразить или разыграть в ролях пугающие события, которые происходят в итоге со счастливым концом.

Детские страхи, в которых виновато чрезмерно развитое и богатое, порой "необузданное", воображение, можно снять с помощью того же самого воображения, которое этот страх и породило, как в примере с изгнанием привидения. В рисунке или игровой постановке ребёнок может изобразить свой страх и с помощью взрослого придать ему комическую окраску или счастливое разрешение проблемы

Страх перед наказанием, нотациями взрослых. Есть дети, родители которых стараются воспитывать их по «последнему слову в педагогической науке». Никаких бездумных игр, только развивающие. Никаких чрезмерных эмоций и проявлений чувств. Объятья и поцелуи относятся к категории "сюсюканья" и потому неприемлемы. Да и зачем все это, если растет настоящий «мужчина» или самодостаточная «женщина»? Таких детей постоянно критикуют как родители, так и бабушки с дедушками. Они всегда «все делают не так и ничего не умеют». Всё это негативно отражается в душе у ребёнка, в его поведении, в его страхах.

Таким образом, ребенок живет в постоянном страхе перед нотациями и наказаниями, причем далеко не всегда понимает, за что его ругают или наказывают. Он боится собственных родных, боится опять сделать что-то не так, боится вообще что-то делать. И боится всего окружающего мира, поскольку не ходит в детский сад и испытывает проблемы в общении со сверстниками и другими взрослыми.

Здесь родителям необходимо пересмотреть своё отношение к ребёнку, по-иному расставить акценты.

Сложнее обстоит с исцелением от страхов, причиной которых стал испуг (собака, прививка, незнакомый взрослый, глубокий водоём…)

Страхи от пережитого могут перерасти в невроз, могут начать сниться  кошмары. Это как раз один из неблагоприятных случаев, когда ребенок "обрастает" комплексом страхов и нуждается в длительном лечении. Лечение в таких случаях не подразумевает прием фармацевтических препаратов. "Лекарства" от страха совершенно другие...

Сначала родителям нужно  перестроить свое отношение к страхам ребёнка. Нужно перестать говорить ему, чтобы он не боялся, и называть его трусом. Вместо этого нужно показать, что они понимают его страхи и сочувствуют.

Пример. Если ребёнок испугался собаки, то можно подарить ему маленького и беззащитного щенка, за которым можно так не страшно и трогательно ухаживать: кормить, играть, обучать правилам поведения дома и водить на прививки. Кстати, здесь ребёнок возможно и сам избавиться от страха перед прививками.

Методы коррекции детских страхов

Рисование.

Изучение детских рисунков позволит взрослым  лучше понимать внутренние переживания ребёнка. Именно в рисунках, привлекая творчество, малыш борется со своими страхами. Тема рисунка может задаваться и взрослым: «Чего я боюсь», «Что меня напугало», «Что страшного мне приснилось» …в детском рисунке можно увидеть, как выглядит для ребёнка его страх и помочь ребёнку справиться с этим переживанием, победить страх или переключить его на комичное разрешение ситуации. А можно просто порвать рисунок или сильно его заштриховать, или совсем стереть ластиком, таким образом справившись с проблемой.

Сказкотерапия.

Тексты сказок вызывают у детей большой эмоциональный отклик. Потому взрослым необходимо так выложить содержание придуманной или изменённой, и уже известной сказки, чтобы ребёнок почувствовал себя храбрым, сильным и смог противостоять своим страхам. А во время прослушивания «страшных» сказок (детские «страшилки») или отдельных страшных эпизодов, ребёнок учится уменьшать интенсивность своих страхов; тогда и его эмоциональный мир становится более гибким и насыщенным.

Музыкотерапия.

Музыка успокаивает, бодрит и подавляет негативные эмоции. Правильно подобранная музыка успокаивает, расслабляет ребёнка, отвлекая его от сильных переживаний и страхов.

Игротерапия.

Арттерапия.

Игры на снятие страхов (народные)

Эти игры помогут снять заторможенность, скованность и страхи (темноты, замкнутого пространства, новой незнакомой ситуации общения)

«Жмурки»

Цель: Преодолеть страх внезапного влияния темноты и замкнутого пространства.

«Прятки»

Цель: Преодолеть страх темноты и замкнутого пространства, а так же  страх  остаться одному.

Иногда, достаточно нескольких минут, чтобы победить свой страх, иногда на это уходят недели, месяцы. Но, что бы вы не делали, какие бы техники не использовали, главное – искреннее желание помочь ребёнку стать свободным от страхов, которые тормозят мышление, вызывают тревожность, лишают непосредственности. Мешают развиваться в гармонии с собой и окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы подготовки детей к обучению в школе в педагогике и психологии

Проблема подготовки детей к обучению в школе в педагогике и психологии...

«Основы педагогики и психологии»

«Главный смысл и цель  семейной  жизни – воспитание детей»В.А.Сухомлинский В начале жизненного пути рядом с ребенком находятся самые главные люди в его жизни — родители.В совр...

Презентация "ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС"

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родите...

Проблема подготовки детей к обучению в школе в современной педагогике и психологии

Проблема подготовки детей к школе - это одна из главных проблем в дошкольной педагогике и психологии. Интерес к данной проблеме не иссякает, как со стороны исследователей российских ученых, так и сред...

Доклад на конференцию»Основы коррекционной педагогике и психологии. Общее представление о коррекционной педагогике и психологии»

Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенности такого развития &mdash...

План-график обучения родителей основам детской психологии и педагогике на 2020-201 учебный год

План-график_обучения_родителей_основам_детской_психологии_и_педагогике_на_2020-2021_уч._год...