Консультация для родителей на тему: «Формирование мелкой моторики рук у дошкольников»
консультация

Вершинина Светлана Евгеньевна

      Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицу, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей с ОВЗ, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Вот почему родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики своих детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_melkoy_motoriki_ruk.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мелкой моторики рук у дошкольников

Консультация для родителей

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицу, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

        Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказывается обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей с ОВЗ, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

        Вот почему родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.

        Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации.

  • Заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.
  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность.
  • Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
  • Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
  • Ребенку всегда предлагается инструкция. Она должна быть простой, короткой и точной. Например, к упражнению «Шофер»: «Ты – шофер, а эта фишка – твоя машина. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать «дома и людей».
  • Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Тренировка пальцев рук

        В семье тренировку пальцев рук можно и нужно начинать с детьми как можно раньше. Детям двух лет и старше для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры.

        «Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой.

«Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.

«Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на две части. Нужно разорвать его  руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.

 «На морском берегу». Для игры понадобятка дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Малышу предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку.

 «Художник». Ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет в руки «волшебную палочку» (указку, карандаш, счетную палочку). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож. Можно предложить также задания на «срисовывание» простых контурных изображений: лодочка, ракета, человечек, коробка, лампочка, коврик, стакан, груша, бублик.

«Вязание». На обеих руках приготовить большие и указательные пальцы, остальные прижать к ладони. Пальцы левой руки неподвижны, «вяжут» только два пальца на правой руке: большой палец правой руки соединить с указательным пальцем левой, второй палец – на весу. Затем указательный палец правой руки приставить к большому пальцу левой руки, остальные пальцы разъединить. Двигая кистью и пальчиками правой руки, «вязать». Повторить упражнения левой рукой.

Можно придумать и другие игры вместе с детьми.

Составление фигурок из счетных палочек или спичек. 

Ребенка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседка, снежинка, парусник, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, фонарик.

Развитию мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия:

- изготовление бус, собирание пирамидок, матрешек, мозаик;

- работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков;

- лепка;

- аппликация;

- обведение лекал с последующей их штриховкой;

- игра с наборами мелких фигурок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Формирование мелкой моторики рук детей, имеющих речевые нарушения"

В статье предложены рекомендации для родителей детей, имеющих речевые нарушения....

Консультация для родителей на тему : «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»

Уважаемые родители, одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Предлагаю Вашему вниманию статью ...

Консультация для родителей на тему "Развитие мелкой моторики у дошкольников"

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», В. А. Сухомлинский.Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда ...

Консультация для родителей на тему "Развитие мелкой моторики у дошкольников"

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте...

Консультация для родителей на тему "Развитие мелкой моторики у дошкольников"

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», В. А. Сухомлинский.Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, ...

Консультация для родителей на тему : Развитие мелкой моторики, как средство формирования речи детей дошкольного возраста". Март 2024г.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения но...