Консультация для родителей на тему: "Готовность ребенка к школе"
консультация (подготовительная группа)

Новичкова Анна Михайловна

Консультация для родителей будущих первоклассников 

На что важно обратить внимание родителям при подготовке ребенка к школе?

Какие важные навыки должны быть сформированы, чтобы адаптация прошла наиболее успешна?

На эти и другие важные вопросы даются ответы в данной консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей на тему: «Готовность ребенка к школе».

   Какими же навыками должен на самом деле обладать будущий первоклассник?

Для успешного обучения в 1-м классе очень важно то, какими знаниями об окружающем мире владеет ребенок, как умеет общаться с людьми и справляться со своими эмоциями. Гораздо важнее психологическая готовность ребенка к школе и умение завязывать шнурки, а не умение выполнять фонетический разбор слова и чтения на скорость. И помочь ему в этом могут сами родители — без специальных подготовительных курсов.

Так какими же навыками должен на самом деле обладать будущий первоклассник?

1. Представления ребенка об окружающем мире — вот что поможет на первых уроках почувствовать себя успешным. Важно знать времена года (возможно, и месяцы), их основные признаки, дни недели, их очередность. Фамилию, имя (свое и родителей), домашний адрес, хотя бы один номер телефона близкого человека наизусть — обязательно!

2. Очень важно, чтобы ребенок умел ориентироваться в пространстве: право — лево, верх — низ. Поиграйте с ним в игру «Найди клад». Спрячьте, например, игрушку и координируйте его действия: пять шагов влево, три шага вправо, один шаг вперед, два шага назад. Двигательная память поможет ребенку запомнить быстрее. Составляйте игровые маршруты на бумаге — хорошо помогают графические диктанты на листе в клетку, когда в итоге получается какой-то рисунок. При регулярном повторении ребенок быстро научится ориентироваться в пространстве.

3. Очень хорошо, если ребенок умеет группировать предметы по понятиям: стул, стол, шкаф — мебель; ложка, тарелка, вилка, стакан — посуда; юбка, брюки, футболка — одежда. Используйте термины в быту: это расширит словарный запас ребенка, научит его быстро объединять предметы в группы.

4. Очень важно, чтобы ребёнок был самостоятельным: умел одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, завязывать шнурки. Это значительно облегчит ему жизнь, снизит количество стрессовых ситуаций, когда нужно быстро переодеться на физкультуру или прогулку. Чем самостоятельнее будет ученик, тем легче пройдет адаптация в 1-м классе.

Уже в школе в идеале ребенок сам должен собирать портфель: сориентироваться в предметах и учебниках ему вполне по силам. Родителям достаточно уточнить у первоклассника, приготовил ли он на завтра математику, русский язык и чтение. Не проверяйте портфель при ребенке, доверяйте ему. Лучше сделать это так, чтобы он не знал: это значительно повысит его самооценку и внутренний уровень самоконтроля. Не все получится с первого раза, но это нормально, не переживайте.

5. Крайне важно, чтобы будущий первоклассник умел вежливо общаться с окружающими, соблюдал субординацию, умел делиться вещами, договариваться с друзьями, смог выйти из конфликта или избежать его. Некоторым ребятам стресс от ссоры с одноклассником может испортить весь день. Всем этим навыкам можно и нужно учиться в семье в дошкольном возрасте.

6. Прекрасно, если ребенок умеет аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за границы, «без дырочек». В будущем это поможет соблюдать границы строки, высоту и ширину букв. Не обязательно заранее учить его писать буквы! Лучше купить побольше раскрасок и цветных карандашей (не фломастеров!) Это поможет натренировать руку, а буквы правильно и красиво его научат писать в школе. Можно упражняться в горизонтальной, вертикальной, косой штриховке. Очень важно следить за правильным положением карандаша в руке: он должен лежать на среднем пальце, а его кончик смотреть на правое плечо (у правшей), а не в сторону или вверх. Мелкую моторику развивают лепка, пазлы, лего. Очень часто дети не умеют вырезать ножницами. Пусть ребенок вырезает картинки из журналов, тренирует руку и глазомер.

7. Хорошо бы научиться считать до 10–20 и обратно. Можно считать дома вилки, чашки, игрушки. Состав числа, как правило, знают не все дети, но учатся этому в школе достаточно быстро ( например: 6 — это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3). Состав чисел в пределах 10 нужно просто запомнить, это позволит быстро решать примеры. Сложение и вычитание на пальцах можно заменить линейкой. Обычно этому тоже учат в школе.

8. Большинство детей приходят в школу читающими. Но скорость чтения — это не самое главное. Важно, чтобы ребенок читал правильно, не заменял буквы, не читал по догадке (начало слова правильно, а конец придумал), понимал прочитанное. Скорость нарабатывается достаточно быстро, а невнимательное автоматизированное чтение исправлять сложно. Ребёнок читает только слоги? Ничего страшного, в определенный момент слоги сольются в слова. Ежедневная кропотливая работа непременно даст свои плоды. Купите книгу, в которой слова разделены на слоги, пусть ребенок сам её выберет.

А ещё создавайте положительное восприятие книги и чтения: читайте сами, подавайте ребенку пример!

Сложно полюбить книги, если вокруг никто не читает. Хорошо, если ребенок умеет определять количество звуков в слове и произносить их по отдельности. Это должны уметь даже нечитающие дети. Начните с односложных слов («кот», «дом», «сын»), переходя к более сложным («мама», «дочка»). Это умение облегчит выполнение звукового анализа слов в начале 1-го класса.

9. Было бы неплохо сходить на консультацию к логопеду. Важно, чтобы ребенок не только правильно произносил звуки, но и не нарушал лексико-грамматическую структуру предложений. Специалист сможет это определить и даст рекомендации по устранению. В ежедневном общении вы можете помочь ребенку красиво выражать свои мысли, правильно строить фразу, отвечать на вопросы полными ответами, не начинать ответ с «потому что» и «ну». Подавайте ребенку правильный пример.

10. Играть, играть и еще раз играть! Подготовка к школе, кружки после детского сада, репетиторы отнимают у ребенка детство. Не мешайте детям играть. Но не в компьютерные игры, а в обычные куклы, машинки, настольные игры, лего. Наигравшимся детям легче учиться, контролировать свое поведение, у них выше саморегуляция, они понимают, что урок — для учебы, а перемена — для отдыха.

11. Необходимо научить ребенка справляться с эмоциями. Сосчитать до 10, глубоко вдохнуть и выдохнуть несколько раз поможет успокоиться и справиться со стрессом.

12. Очень важно создавать позитивный образ школы: на уроках будет интересно, учительница будет веселой, узнаешь много нового, появятся новые друзья, научишься красиво писать и быстро читать.

Все дети разные, кто-то созревает быстрее, кто-то — чуть медленнее, но это не значит, что ребенок не соответствует каким-то стандартам или не справится с учебой. Не стоит волноваться заранее: дети это чувствуют и подсознательно тоже начинают переживать. Гораздо важнее психологическая готовность, а остальному научат в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе ?"

Материал содержит информацию о понятии ( готовность к школе). Раскрываются параметры физической готовности к школе, психологической. эмоциональная зрелость, социально -коммуникативная готовность....

Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Под  «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным....

Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе"

Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломн...

Консультация для родителей по теме: "Готовность дошкольника к школе"

Консультация для родителей по теме: "Готовность дошкольника к школе"...

Консультация для родителей на тему: "Готовность к школе: Что мы не понимаем?"

Консультация для родителей на тему: "Готовность к школе: Что мы не понимаем?"Консультация для родителей на тему: "Готовность к школе: Что мы не понимаем?"...

Консультация для родителей на тему : «Готовность к обучению в школе»

Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную (личностную, мотивационную) готовность к об...

Консультация для родителей На тему: « Готовность детей к школе» (подготовительная группа)

Каждую заботливую маму волнует вопрос о том, готов ли её ребёнок пойти в школу  и быть успешным учеником. Как в этом разобраться?...