От звуков к словам: дошкольное чтение.
консультация

Хайрова Юлия Александровна

Многие родители хотят научить ребенка читать еще до школы. Действительно, умение читать является желательным (хотя и не обязательным) требованием при приеме ребенка в школу. Да и какой взрослый не мечтает, чтобы его ребенок научился рано читать и, главное, полюбил чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_chitat.docx176.14 КБ

Предварительный просмотр:

От звуков к словам: дошкольное чтениеC:\Users\Юля\Desktop\ЛОГОПЕД\картинки\Буратино.jpg

Многие родители хотят научить ребенка читать еще до школы. Действительно, умение читать является желательным (хотя и не обязательным) требованием при приеме ребенка в школу. Да и какой взрослый не мечтает, чтобы его ребенок научился рано читать и, главное, полюбил чтение.

Итак, с чего же начать? Предлагаем Вам начать с небольшой игры, которая развивает подвижность губ ребенка, чтобы он смог произносить звуки правильно и четко. Для этого нужно встать вместе с ребенком перед зеркалом и, проговаривая отдельные звуки, обращать внимание на артикуляцию. Затем можно показывать звук просто ртом, молча, и просить ребенка угадать, что это за звук. Затем поменяться ролями. Пусть ребенок показывает губами какой-то звук, а Вы пробуйте угадать. Начинать нужно, разумеется, с гласных звуков.

Согласные звуки легче всего прорабатывать, подражая звукам животного мира. Например, жук жужжит «Ж-Ж-Ж-Ж», пчела летает «С-С-С-С», корова мычит «М-М-М-М».

Затем нужно научить ребенка находить звуки в словах. Например, можно задать вопрос: «Есть ли звук А в слове АААрбуз?». Сначала подбирайте такие слова, в которых нужный звук оказывается в начале. Потом звук можно «спрятать» в середину, конец слова. Произнося слово, выделяйте нужный Вам звук, чтобы облегчить на первых порах эту игру ребенку, спустя какое-то время можно перестать делать акцент.

Расскажите ребенку о том, что существуют гласные и согласные звуки. Гласные – это те, которые можно легко петь с открытым ротиком, согласные петь не получается, так как что-то мешает – губы, язык, зубы, горло. Благодаря этим преградам и образуются согласные звуки. Вместе с ребенком Вы можете понаблюдать, как появляется звук М, П, К, что мешает петь эти звуки.

После такого детального знакомства со звуками можно переходить к знакомству с буквами. Для начала объясните ребенку, что звук – это то, что мы слышим, а буква – это то, что мы видим, пишем, читаем.

Можно начать изучение букв с любимого звука Вашего ребенка, с того, который ему удается лучше всего, например, с А или с первой буквы его/ее имени.

Каждую букву ребенок должен изучать всесторонне. Сначала покажите эту букву, отдельно и крупно написанной на листе бумаги/картона. Затем вместе с ребенком вылепите ее из пластилина, из теста, согните из проволоки. Можно попросить ребенка закрасить объемную букву в раскраске или обвести по трафарету, иными словами, нужно использовать любую возможность, чтобы у ребенка сложился целостный образ буквы. Очень хорошо будет, если Вы подберете слова, которые начинаются с этой буквы или предложите ребенку в небольшом, крупно написанном тексте обвести букву карандашом.

Продолжаем играть. Теперь можно нарисовать квадраты с буквами, которые уже знает Ваш ребенок. По мере изучения букв количество квадратов будет расти. Для рисования букв лучше использовать два цвета – синий для согласных и красный для гласных.

Итак, Вы называете букву, а затем ребенок находит ее и закрывает рукой. Ролями можно меняться: теперь букву называет ребенок, а Вы ее находите и закрываете. Здесь можно использовать удивительный прием «Ошибка», когда Вы закрываете неверную букву. Пусть Ваш малыш будет внимательным и сразу Вас поймает на этой ошибке!

Следующее упражнение еще более занимательное. Обрисуйте ножку ребенка на бумаге и вырежьте след, потом сделайте несколько таких следов. На каждом нарисуйте по букве. Буквы должны быть крупные. Нужно сделать из следов дорожку, по которой пройдет Ваш ребенок. Каждый раз, наступая на след, ребенок должен называть букву. Начинать произносить слоги желательно с гласных, также гуляя по дорожке из следов. Ребенку надо сообщить, что он должен тянуть первый звук до тех пор, пока не наступит на второй след и не произнесет второй. Например, А-А-А-А….У.

Дальше пробуем соединить гласную и согласную, именно в таком порядке. Например, предложим ребенку прочитать А-А-А-А….М, тянется А, затем добавляется М, вместе АМ.

Чтение слога, который начинается с согласной – самый ответственный этап обучения, но и здесь работает то же правило; тянем согласную, например, ММММ, а затем, не разрывая дорожки, переходим к гласному звуку – А.

На следующем этапе Вы вырезаете следы и пишите на них уже полные слоги: БА, ВА, ДА. Не требуется писать все существующие сочетания букв, но в "дорожке" должны присутствовать хотя бы несколько вариантов сочетаний одной гласной и различных согласных.

Если Вам удалось научить ребенка слитному прочтению слога, можно переходить к слогам из трех, четырех букв: О-СА, МА-МА, ДО-М.

И напоследок. Важно научить ребенка видеть в букве образ. Для этого нужно научиться фантазировать вместе с ребенком: что напоминает буква, какой цвет ей больше подходит, какой у нее характер, например буква Д похожа на дом, буква Г на подъемный кран, О на бублик. Все это способствует целостному восприятию азбуки и чтения у малыша. И главное, наберитесь терпения, повторяйте один и те же упражнения, добавляя новые интересные элементы, разнообразия их. И Ваш ребенок, безусловно, легко и быстро научиться читать! 

По материалам Татьяны Бородиной «Учимся читать»



C:\Users\Юля\Desktop\ЛОГОПЕД\картинки\818d05c8a57e.png
Как учить ребенка читать?

Обучение ребёнка чтению, является одним из главных условий успешного детского раннего развития ребёнка. Родители часто задают педагогам вопросы о том когда ребёнку уже пора читать, как его научить читать. С какого возраста нужно учить малыша читать? Сколько времени ребёнку нужно для того, чтобы освоить чтение? Нужно ли учить ребёнка называть буквы? Какая методика обучения ребёнка чтению эффективнее? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.

Почему чтение развивает интеллект ребёнка?

Ребёнок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим нечитающим сверстником.

Во время чтения ребёнок развивает свою речь, поскольку чтение — это одна из разновидностей речи (письменная).

Читая и запоминая новые слова, ребёнок развивает мышление, увеличивает словарный запас.

Чтение помогает ребёнку запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно.

Многократно прочитывая одно и то же слово, ребёнок зрительно запоминает его начертание. Это поможет ребёнку в будущем правильно писать.

И наконец, чтение — это новый вид получения информации. Теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Все ли дети могут научиться читать рано?

Сторонники большинства существующих методик обучения детей чтению гарантируют стопроцентный результат. Однако никто из них не анализирует случаи не слишком успешного обучения детей. Было бы глупо отрицать положительные стороны разных обучающих методик. Тем не менее некоторые дети не могут научиться читать вплоть до 7–8 лет или они допускают специфические ошибки во время чтения (дислексия).

Что может стать препятствием для обучения ребёнка чтению?

Побуквенное чтение. Родители, которые не знают, как правильно учить читать, учат ребёнка буквам: «А — Бэ — Вэ — Гэ — Дэ…» . В процессе обучения ребёнок запоминает названия букв. Но когда родители начинают учить малыша складывать буквы в слова, простое слово «мама» звучит как «МЭ-А-МЭ-А» и ребёнок не понимает, какое слово он прочёл. Прочитанное слово не похоже на то, которое малыш привык слышать. Обучение чтению превращается в зубрёжку. И родители, и ребёнок при таком обучении чувствуют разочарование.

Механическое чтение. Часто родители в процессе обучения чтению не показывают и не разъясняют ребёнку картинки или предметы, названия которых он только что прочёл. Поэтому ребёнок не может объяснить прочитанные слово или фразу.

Индивидуальные особенности развития ребёнка. Чтение — сложный процесс, который зависит от совместной работы нескольких участков коры головного мозга. Недоразвитие или повреждение одного из участков мозга может привести к тому, что навык чтения появится у ребёнка гораздо позже или будет нарушен, вплоть до полной невозможности освоения чтения (алексия). Одну из главных задач в процессе чтения выполняют затылочный и затылочно-теменной участки коры, которые отвечают за зрительное восприятие. Эти зоны созревают позже других участков коры головного мозга. Если развитие этих зон головного мозга запаздывает, то для успешного обучения ребёнка чтению придётся воспользоваться другими системами восприятия (тактильная чувствительность, общие движения). Например, Мария Монтессори предлагала детям запоминать начертания «шершавых» букв, вырезанных из наждачной бумаги, «прописывая» их пальчиком.

Проблемы развития. У ребёнка с задержкой психического развития, сниженной остротой зрения меньше шансов научиться читать рано, чем у его здорового сверстника. Однако именно чтение может помочь ребёнку с проблемами в развитии. Раннее обучение ребёнка чтению способствует развитию речи у неговорящих детей, а также у детей с нарушениями слуха и проблемами общения. Известны случаи, когда дети с синдромом раннего детского аутизма ежедневно осваивали чтение 20–30 новых слов благодаря феноменальной зрительной памяти.

Можно ли учить ребёнка читать, используя одновременно несколько методик?

Конечно! Методики обучения чтению, одинаково эффективной для каждого ребёнка, не существует. Это не означает, что вы должны метаться от одних методов обучения чтению к другим. Учить ребёнка читать можно разными способами. Возможно, вы разработаете индивидуальную программу обучения чтению для вашего ребёнка.

По материалам статьи Oлеcи Жуковoй «Учимcя читaть»

Обучение ребенка чтению по складам по методике Зайцева

Чтение по складам

Классическая методика обучения ребёнка чтению — слоговая. Например, слово «мама» ребёнок должен прочитать «МА-МА», а слово «кошка» — «КОШ-КА». Послоговое чтение трудно даётся ребёнку со сниженным объёмом слухоречевой памяти. Если слово длинное (например, «кукуруза» ), то такой ребёнок, дочитывая последний слог, часто забывает первый и потому не может правильно составить слово.

Педагог-новатор Н. А. Зайцев предложил заменить понятие «слог» понятием «склад». Его методика обучения чтению построена на складывании слов из складов (сочетаний «согласный + гласный», например «БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» ) и отдельных букв. Слово «кошка» будет складываться таким образом: «КО-Ш-КА».

Б. Н. Зайцев разработал пособие по обучению чтению, известное как «кубики Зайцева». В обучающий комплект входят кубики, таблицы складов и методическое пособие. Уникальность методики состоит в том, что ребёнок учится читать по складам играя. Нет понятия урока. Ребёнок может двигаться и учиться. Более того, ребёнок, учась читать, должен петь, отстукивать, отхлопывать, танцевать — так Б. Н. Зайцев предлагает запоминать таблицы складов.

Кубики Зайцева, на гранях которых написаны склады и буквы, тоже необычны. К ужасу приверженцев классической методики обучения чтению, Б. Н. Зайцев придумал кубики, которые отличаются по 46 признакам, среди которых цвет, вес, наполнители, размер… и ребёнок должен учиться запоминать все кубики одновременно. Такое, казалось бы, усложнение не мешает, а помогает малышу, потому что в работу включаются слух, зрение, осязание и температурная чувствительность, а не только зрение, как в традиционной методике обучения.

Мы не стремимся описать полностью методику обучения чтению Зайцева. Любознательные и неленивые родители смогут самостоятельно освоить методику обучения Зайцева, купив комплект кубиков.

Мамина школа

Если по каким-то причинам вы не можете купить кубики Зайцева, учите ребёнка читать с одного года таким простым способом.

На большом листе бумаге напишите слоги в два столбика:
МА МЯ
МО МЁ
МУ Мю
МЫ МИ
МЭ МЕ и т.д.

Продолжите таблицу слогов с другими согласными, не нарушая порядок следования гласных сверху вниз. Перед сном нужно пропеть или проговорить малышу такую таблицу. Начните с согласных звуков, «лёгких» для произнесения ребёнком. Это звуки, которые есть в речи годовалого малыша, — М, П, Б, Н, и т.д.

На картонных карточках размером не менее 10 X 15 сантиметров напишите крупными буквами те же слоги, что и в таблице. Нужно сделать хотя бы по две карточки одинаковых слогов, чтобы сложить из них слова типа «мама», «папа», «баба», «ту-ту», «би-би», «ко-ко». Начинайте учить читать ребёнка именно с этих слов.

В процессе обучения чтению всегда показывайте ребёнку картинку или фотографию предмета, название которого вы прочитали. Вместо карточек для обучения можно использовать пластмассовые кубики: наклейте на грани карточки со слогами и буквами.

Учите ребёнка произносить и слоги, и буквы так, как мы произносим соответствующие звуки, например, «б» вместо «бэ», «р» вместо «эр».

Обучая ребёнка чтению постепенно усложняйте задания: складывайте слова из трёх букв типа «ко-т», «жу-к», «до-м», а затем слова типа «ми-ш-ка», «ба-н-ка». После того как ребёнок освоит чтение слов, начинайте читать словосочетания, предложения, книжки.

Маме на заметку! Помните: у каждого ребёнка индивидуальный темп обучения чтению. Не разочаровывайтесь и не ругайте ребёнка если обучение чтению идёт не так быстро как бы Вам хотелось. Будьте терпеливы! Одно из главных условий успешного обучения чтению — систематичность. Не нужно заставлять ребёнка читать целый час: более эффективны короткие занятия чтением несколько раз в день. Учите ребёнка читать, когда у вас хорошее настроение, и как можно чаще хвалите ребёнка.

Какие игровые пособия могут пригодиться при обучении чтению?

Ребёнку можно купить:

Магнитные буквы. Детям нравится «приклеивать» их к холодильнику. Предложите ребёнку составить слово, пока вы готовите обед. Не забудьте, что прочитать слово ребёнок должен по складам. Для этого раздвиньте буквы так, чтобы ребёнок видел склады.

Вкладывающийся алфавит. В продаже есть две разновидности этого учебного пособия — обычные и зеркальные буквы. Смешав два обучающих алфавита, учите ребёнка находить правильные и зеркальные буквы. Это поможет ребёнку избежать неправильного написания букв на письме.

Волшебный экран. На волшебном экране можно писать слова во время поездки на машине или на прогулке. Напишите на экране слово, попросите ребёнка читать слово и найти соответствующий предмет, посмотрев по сторонам.

Пазлы-слова. Они могут состоять из двух — трёх частей. Ребёнок одновременно собирает слово и соответствующую картинку.

По материалам статьи Oлеcи Жуковoй «Учимcя читaть»

Желаю успехов!

C:\Users\Юля\Desktop\ЛОГОПЕД\картинки\818d05c8a57e.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.

Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов.  Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Инструменты"

Данная игра способствует автоматизации звука Л в словах и слогах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначина для детей старшего дошкольного возр...

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Мебель".

Данная игра способтвует автоматизации звука Л в слогах и словах, а также способствует  развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначена для детей старшего дошкольного...

Конспект дополнительной образовательной деятельности в старшей группе "Звук и буква "Н". Чтение слогов. Написание и чтение слов"

Использование авторской педагогической технологии Е.В. Колесниковой по обучению дошкольников элементам грамоты "От звука к букве". Формирование звуковой аналитико-синтетической активности до...

Звук и буква "М" . Чтение слогов, слов. Ударение.

Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа и формировать звуковую аналитико-синтетическую активность....

Звук и буква "Я" Чтение слогов, слов.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой «Я» и ее печатным написанием. Учить читать слоги и слова. Познакомить детей с мягкими согласными и их обозначением на схеме (зеленый квадрат). Учит...

Письмо от жирафа от Тоши. Звук "И", буква "И". Чтение слогов и слов

Цель: - Познакомить со звуком [и], буквой И, соотносить звук и букву....