Конспект дополнительной образовательной деятельности в старшей группе "Звук и буква "Н". Чтение слогов. Написание и чтение слов"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Луханина Светлана Николаевна

Использование авторской педагогической технологии Е.В. Колесниковой по обучению дошкольников элементам грамоты "От звука к букве". Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте" помогает детям в игровой форме усвоить сложный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dop_gramota.docx264 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное

учреждение Гимназия № 196 (дошкольное отделение)

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Конспект дополнительной образовательной деятельности

 

для детей старшего возраста

Тема: «Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов.»

Воспитатель:

Луханина Светлана Николаевна

Используемые технологии: Авторская педагогическая технология Е. В. Колесниковой по обучению дошкольников элементам грамоты «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической  активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте»

Санкт-Петербург

2021 год

Название «Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов.»

Цель: познакомиться с новым звуком и буквой «Н»

Задачи:

1.Образовательные:

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую  аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком  и его условным обозначением – синий  квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение – синий квадрат. Продолжать знакомить детей с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык интонационно выделять звук «Н» в словах. Познакомить с печатным написанием буквы «Н». Вырабатывать умение писать букву «Н» с помощью образца, читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Знакомить с тем, как писать  слова луна, мыло с помощью условных обозначений и букв. Помогать осваивать фонетический разбор этих слов.

2.Воспитательные

Воспитывать предпосылки учебных действий: умение не мешать товарищам, заниматься вместе, умение самостоятельно работать; интерес к познавательной деятельности.

 3. Развивающие

Развивать эмоциональное и логическое мышление.

Интегрируемые образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Материалы к совместной  образовательной деятельности: Е.В. Колесникова рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я», демонстрационный материал Колесникова «Звуки и буквы», лист 11 ««Звук и буква «Н», предметные картинки слов со звуком «Н», Слоговый домик звука «Н», цветные карандаши.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Примерный ход совместной  образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация

Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»

– Здравствуй, друг!         

  – Как ты тут?                     

 – Где ты был?         

 – Я скучал!                          

  – Ты пришел?                       

– Хорошо!                             

-Ребята, а кто мне скажет, с каким звуком и буквой мы познакомились с вами на прошлом занятии. А какое слово мы с вами научились читать? А чтобы узнать с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся, давайте посмотрим на картинки. Назовите предметы. Какой первый звук в слове «ножик». Сколько звуков «Н» в слове «банан». Учить детей произносить звук так, как он слышится в слове, - «Н». –Так кто мне может сказать, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Кто сегодня будет внимательным, тот сможет прочесть новое слово!.

Пожимают друг другу руки.

Ласково треплют за ушко.

Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.

Прикладывают правую руку к сердцу.

Постукивают по плечу.

Обнимают друг друга.

Звуком и буквой «М»

Ножик, банан.

«Н». Два.

Проблематизация

Игра «Кто внимательный».

Дети должны хлопать в ладоши, если в словах, которые назовет педагог, есть звук «Н»; если звука «Н» нет, хлопать не надо.

Слова: носорог, нос, банан, ноты, пальто, шарф, ноги, корона, сон, юноша, стол, шкаф, ночь, окно, зонт.

Игра «Подскажи словечко»

C:\Users\Sony Vaio\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20211128_213101.jpg

Подсказать слово в конце каждого стихотворения и обвести картинки-отгадки.

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым…..

                Кто один имеет рог?

                Отгадайте!....

- Назовите первый звук в словах ножик, носорог.

Какой это звук? Каким значком обозначается согласный звук?

Игра «Определи место звука в слове»

C:\Users\Sony Vaio\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20211128_213101.jpg

- Назовите предметы на картинке, интонационно выделяя звук «Н». Определите место звука «Н»  в названиях нарисованных предметов и нарисуйте синий квадрат в соответствующем месте. (Слон – в конце, зонт – в середине, насос – в начале)

- Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением слона?

- Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением зонта?

- Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением насоса?

Физкультминутка

Мы пойдем на носках,

Мы пойдем на пятках.

Мы идем как все ребятки –

Раз-два, раз-два! (темп быстрый)

И как мишка косолапый –

Раз-два, раз-два (темп медленный)

Ножиком

Носорог

«Н»

Согласный – воздух, выходящий изо рта, встречает преграду виде зубов. Обозначаем синим квадратом.

В конце, потому что звук «Н» в слове слон слышится в конце.

В середине, потому что звук «Н» в слове зонт слышится в середине.

В начале, потому что звук «Н» в слове насос слышится в начале.

Выполняют движения согласно тексту стихотворения

Целеполагание

Звук «Н» как и другие звуки имеет свой знак – это буква «Н». Она написана в левом уголке, а в правом ее шуточное изображение. Показать детям букву и прочесть стихотворение И. Блюмкина

Две палочки, а третья – поперек.

Так буква Н по лесенке идет.

Вот теперь вы познакомились с новой буквой. Сегодня, когда будете идти домой с мамой, покажите ей новую букву на витринах названий магазинов, которую сегодня узнали,.

-Ребята, а как образуются слоги?

Воспитатель обращает внимание детей на демонстрационный слоговый домик.

Прочитайте слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ (одновременно педагог ведет указкой от согласной к гласной, добиваясь от детей слитного чтения слогов)

Согласная соединяется с гласной

Дети вместе с воспитателем читают слоги

Планирование будущей деятельности

Игра «Соедини правильно» 

Обведите букву «Н» по точкам, а затем напишите слова в слоговом домике перед гласными буквами. Прочитайте слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Соедините каждый шарик с соответствующим слогом в домике.

C:\Users\Sony Vaio\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20211128_213111.jpg

Реализация плана

Игра «Слово, схема, предмет»

-Ребята, какие предметы нарисованы в задании? Напишите названия предметов сначала буквами, а внизу – условными обозначениями (гласные – красный квадрат, согласные – синий квадрат). Прочитайте слова

C:\Users\Sony Vaio\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20211128_213111.jpg

Нарисованы луна, мыло

ЛУНА, МЫЛО

Рефлексия

Какую букву вы сегодня покажете родителям по дороге домой?

Назовите слова со звуком «Н»

Что вам было легко делать?

Где испытывали трудности?

Оцените свою работу. Нарисуйте зеленый кружок в правом нижнем уголке, если все упражнения выполнены правильно; если 1-2 ошибки – желтый; если все выполнено неправильно - красный

Букву «Н»

Дети называют слова. Если затрудняются, показать картинки Буратино, нос, сосна, санки, ночь, ноты, нора, ноябрь,  ноги,,, один, корона, банки, ворона, бант, рябина.

Самоконтроль и самооценка выполненной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на логопункте по теме: «Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах и предложениях»

Цель: Закрепить навык правильного произношения звука [Р]Программное содержание:Задачи:а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ...

Конспект дополнительной образовательной деятельности в старшей группе «Спортивная тренировка со Смешариками»

Сегодня я хочу познакомить вас с настоящей баскетбольной командой. Вот они – это смешарики. Ребята, вы знаете, смешарики умеют играть в баскетбол, они настоящая команда и вообще очень любят заниматься...

Конспект дополнительной образовательной деятельности в старшей группе « Под грибом». (по мотивам сказки В. Г. Сутеева)

Формировать у детей интерес к театру, эмоциональную отзывчивость в исполнительской деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»»

Основная идея рассказа в том, что неважно кем быть по профессии, главное — оставаться человеком....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе"Труд людей весной". Речевое развитие, чтение художественной литературы, подготовка к обучению грамоте.

Конспект  организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Труд людей весной".  (речевое развитие, чтение художественной литературы, подготовка к обучен...