Способы выявления и развития способностей детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Редько Любовь Владимировна
Способы выявления и развития способностей детей дошкольного возраста. Наиболее эффективными способами для выявления способностей детей дошкольного возраста считаю практические методы. Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего, так можно понять круг его интересов. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика. Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней. Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы выявления и развития способностей детей дошкольного возраста.

Наиболее эффективными способами для выявления способностей детей дошкольного возраста считаю практические методы. Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего, так можно понять круг его интересов. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.

Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление  детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.

Условия развития способностей в дошкольном возрасте:

- Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.

- Включение дошкольника   в разные виды деятельности для проявления  всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.

- Создание предметно-развивающей среды.

- Правильная позиция взрослого в общении с детьми.  Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Для выявления особенностей двигательно-ритмической сферы использую:

- тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца при обследовании произвольной мимической моторики;

- методику Н.А. Рычковой при обследовании речевой моторики;

- тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца при обследовании общей произвольной моторики;

- тесты для обследования тонких движений пальцев рук М.А. Поваляевой;

- обследование действий с предметами по методике М.А. Поваляевой;

- чувство ритма по методике Н.А. Рычковой.

Для развития способностей обучающихся активно включаю в занятия игровые технологии, элементы и приёмы здоровьесберегающих технологий, технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, информационно-коммуникативные технологии, которые повышают речевую и познавательную активность детей.

Для развитии лицевой и речевой моторики  пользуюсь комплексной методикой коррекции артикуляционных расстройств Крупенчук О.И., Воробьёвой Т.А «Исправляем произношение», в которую входят: система работ по развитию мелкой моторики, логопедический массаж, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, изотонические упражнения.

Подобрала и систематизировала комплексы: картинки-символы, игрушки-помощники, изготовила пособие «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах».

Для развития мелкой моторики рук использую крупотерапию, мозаики, массажные мячики, су-джоки, эспандеры; рисование и штриховку карандашами; «пальчиковые игры», которые способствуют развитию речи, творческой деятельности. Разработала пособия: «Счетные палочки возьми, картинку собери», «Умные прищепки», «Чудо-веревочка», «Чей хвост?», «Учимся шнуровать».

Развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики способствуют ритм стихов, поговорок, пословиц. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.  Систематизировала комплекс динамических пауз в сочетании с речевым материалом.

Для обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста использую иллюстрированный материал О.Б. Иншаковой.

Для коррекции звукопроизношения использую пособия: Е.Н. Краузе «Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика», М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения», О.А. Новиковской «Учим ребенка говорить. Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков», дидактический материал О.Е.Громовой «Говорю правильно», альбомы Л.А. Комаровой «Автоматизация звука в игровых упражнениях» и др. Составила картотеку «Автоматизация и дифференциация звуков на занятиях и дома».

Для выявления особенностей фонематического восприятия у детей

использую комплекс диагностических методик в основе заданий предложенных

Г.А. Волковой «Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста», Н.И. Дьяковой «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников»

Для развития слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза использую пособия: Н.М. Мироновой «Развиваем фонематическое восприятие», Т.А. Ткаченко «Коррекция фонетических нарушений у детей», «Развитие фонематического восприятия», Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет», Гадасиной Л.Я., Ивановской О.Г. «Звуки на все руки. 50 логопедических игр» и др.

Изготовила дидактические пособия на развитие звукового анализа и синтеза «Звук слышу, табло заполняю», «Твёрдый-мягкий», «Прочитай по первым буквам», «Слоги и слова»; по обучению грамоте «Тактильный алфавит», «Профили звуков».

Для выявления особенностей слоговой структуры слова пользуюсь учебно-методическим пособием Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной «Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи»

Коррекцию слоговой структуры слова провожу с использованием методических рекомендаций Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». С.Е. Большаковой «Формируем слоговую структуру слова», Н.С. Четверушкиной «Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений».

Для выявления особенностей словаря, грамматического строя и связной речи использую комплекс диагностических методик в основе заданий предложенных

В. С Володиной «Альбом по развитию речи», Т.Б. Филичевой, Т.В.Тумановой «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста», И.А. Смирновой «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи»


Работу по развитию лексико-грамматических категорий языка и связной речи провожу параллельно с совершенствованием у детей неречевых психических функций, познавательных способностей. Использую игры и упражнения, разработанные Г.С. Швайко  «Игры и игровые упражнения по развитию речи», О.С Ушаковой «Придумай слово», В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко «Синонимы», «Антонимы», а так же «Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет» Н.С Руслановой, «Логопедические задания для детей 5-6 лет (6-7 лет) Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой.

Использую в своей работе сюжетно-ролевые игры, которые способствуют быстрому и полному развитию детской фантазии; игры – театрализации и игры – драматизации готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей.

Разработала и апробировала пособия, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (технология формирования речевого дыхания) : «Вертушки», «Варежки», «Грибочки», «Бабочки», «Осенние листочки», «Забей мяч в ворота», «Подуй на листочки; на паучков»; на развитие грамматического строя речи «Чей хвост», «Один-много», «1-2-5-9»;

Подготовила победителей и участников: муниципального конкурса «ЛогоЗнайка»; всероссийской викторины для дошкольников "Маленькие эрудиты"; всероссийской онлайн-олимпиады «Русская матрешка»; международной викторины для дошкольников "Совушка-всезнайка"; международной викторины для дошкольников "К школе готов! Русский язык". Организовала и провела общесадовские конкуры чтецов: «Осенняя палитра», «Весенний ручеёк», «Пернатые друзья», конкурсы рисунков: «Русские народные сказки», «Моя любимая сказка», «В мире сказок».

Развиваю творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Совместно с родителями и детьми стали победителями в муниципальном конкурсе «Педагогический проект» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие способностей детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей дошкольного возраста, использовалась на общем родительском собрании. Будит полезна воспитателям разных возростных групп....

Перспективный план работы в рамках реализации Программы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Одарешка».

Перспективный план работы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста. В приложениях к плану представлена методика проведения исследований по выявлению способностей ребен...

Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к музыкально-театрализованной деятельности...

Программа по выявлению и развитию способностей детей дошкольного возраста

1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов способностей.2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к кото...