Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития способностей детей дошкольного возраста
статья

Донская Галина Валентиновна

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к музыкально-театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-teatralizovannaya_deyatelnost.doc111.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

  Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития способностей детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – период интенсивного физического и психического развития ребенка. Этот возраст, включающий в себя первые семь лет жизни человека, является уникальным по своей значимости. Именно в эти годы происходит формирование у ребенка фундаментальных человеческих способностей, закладываются основы его личности.

Одной из главных задач дошкольного образования, как говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), является «сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала». На первое место, таким образом, ставится вопрос о необходимости использования всех имеющихся педагогических ресурсов для развития способностей детей. Одним из таких ресурсов является музыкально-театрализованная деятельность.

Проблема развития способностей детей дошкольного возраста через приобщение к творческой, в частности, музыкальной и театрализованной деятельности, является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. Ее исследовали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Венгер,  Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов, О.М.Дьяченко, А.И.Волков и многие другие.

Важность развития способностей дошкольников средствами музыкально - театрализованной деятельности невозможно переоценить. Однако в практике дошкольного обучения на сегодняшний день  недостаточно внимания уделяется этому  виду деятельности. Точнее сказать, музыкальным развитием в детских садах занимаются достаточно глубоко, это  предусмотрено программами. Театрализованной деятельности  тоже многие воспитатели и музыкальные руководители уделяют внимание. А вот объединить  эти два направления, да так, чтобы они были равноправны, удается далеко не всегда. Да и такого репертуара для детских садов меньше, чем только музыкального или только театрального. В результате, многие возможности для самовыражения детей остаются невостребованными. Данная проблема, на мой взгляд, актуальна тем, что позволяет привлечь внимание к изучению проблемы развития способностей дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности, что значимо для дошкольной образовательной системы.           Музыкально-театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, - гиперактивность, суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театрализованная деятельность.  

Встречаясь в жизни с разными людьми, мы невольно обращаем внимание на то, что все они отличаются различной степенью успешности в работе, в учебе, в творчестве, хотя некоторые из них росли и воспитывались  подчас в одинаковых или почти одинаковых условиях: жили в одном городе, учились в одной школе, жили в одном доме.  Когда мы пытаемся  объяснить это, то обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний, умений и навыков одними людьми и долгого, порой мучительного обучения других. Что же такое способности?

Следует отметить, что слово «способность» применяется в различных областях практики очень часто и широко. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности. В отечественной психологии принято считать, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование. Наибольший вклад в экспериментальное исследование способностей внес известный отечественный ученый Б.М.Теплов. Он выделил следующие основные признаки понятия «способность».

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у человека [28]. Правда, это не означает, что способности никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота  приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей. По мнению выдающегося отечественного психолога С.Л.Рубинштейна, определенные умения и знания могут долгое время оставаться чем-то внешним для способностей человека, до той поры, пока они не освоены. По мере того, как они осваиваются, т.е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями и умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей. «Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности».

В науке известно много классификаций способностей. Чаще всего ученые говорят об общих и специальных способностях. К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых разных видах деятельности, они свойственны  большинству людей. Например, мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память. К этой же группе можно отнести  способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку было бы очень трудно жить среди себе подобных. Так, без владения речью как средством общения, без умения адаптироваться в обществе людей, т.е. правильно воспринимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними и налаживать  хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможны. Отсутствие у человека такого рода способностей являлось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное. С.Л. Рубинштейн называет общие способности «одаренностью», а в зарубежной литературе их часто  называют «интеллектом»: «если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности, эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т. д.».  

Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей и наоборот. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.  Наличие специальной способности, достаточно явно выявившегося таланта накладывает отпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказывается на характере каждой специальной способности. Хотя бывает и так: у человека есть общая одаренность без ярко выраженных, оформившихся специальных способностей и наоборот, есть специальные способности, которым не соответствует высокий уровень развития общих способностей. Это объясняется тем, что развитие реальной личности совершается в конкретных условиях, и способности каждого человека развиваются специфично и индивидуализировано. Одаренность одного человека так же отличается от одаренности другого, как различается и их жизнь. Способности складываются в процессе развития; в процессе развития происходит специализация одаренности, в одном случае – меньшая, в другом -  большая, в зависимости от направления и характера обучения.

Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности  на теоретические и практические. Первые связаны с функционированием у человека теоретического и абстрактного мышления, вторые предполагают наличие и преобладание в деятельности практического, наглядно-действенного мышления. Люди, обладающие теоретическими способностями,  склонны к научной деятельности, тогда как субъекты с практическими способностями предпочитают заниматься практическими делами  в сфере производства, торговли, предпринимательства и др..    В отличие  от общих и специальных способностей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.

Существует также деление на учебные, их еще называют репродуктивными, и творческие (продуктивные) способности. Первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения стандартных видов деятельности. Вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры, дают возможность человеку осуществить самоактуализацию и проявить свой творческий потенциал. Невозможно ответить на вопрос, какие способность важнее для человека. Если бы человечество было лишено возможности творить, оно не могло бы развиваться. Но при отсутствии учебных способностей развитие человечества тоже было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предыдущими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности – это прежде всего общие способности, а творческие – специальные, определяющие успех творчества.

Способности в процессе своего развития проходят ряд этапов. В психологии чаще всего принята следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Для того, чтобы какая-то способность  поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно сформирована ранее, на предыдущем уровне. Но для изначального формирования любая способность   должна  иметь определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимают анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например. в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. А задатки интеллектуальных способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга - его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, органов чувств и движения, или врожденные задатки, и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми.

Следует подчеркнуть, что наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение мозга, переферического (слухового) и центрального нервного аппарата не может предусмотреть, какие профессии, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности  для развития имеющихся у него задатков будут ему предоставлены. Следовательно, степень развития задатков напрямую зависит  от условий индивидуального развития человека, его воспитания. В то же время, развитие задатков - это социально обусловленный процесс,  связанный с особенностями развития общества: задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности где нужен именно тонкий музыкальный слух.

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными или актуальными. Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретной деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как правило относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивая или не обеспечивая их переход в актуальные.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. Важно понимать, что от одаренности зависит не само успешное выполнение деятельности, а только возможность такого  успешного выполнения. Успешность же выполнения какой-либо деятельности зависит от сочетания способностей и наличия определенного уровня знаний и навыков. Какую бы феноменальную математическую одаренность не имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, выбирают историю, другие – математику, литературу, кто-то выбирает общественную работу и т.п. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. «Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б.М.Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека». Иногда бывает так, что заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Но если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, или имеет сильную мотивацию к ней, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По мнению Е.П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Вероятно, именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях.

Следующий уровень развития способностей человека – талант. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных, художественных и т.д.). Так же как и способность, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом.

Высший уровень развития способностей называют  гениальностью. О гениальности говорят, когда  творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю историю человеческой цивилизации их было не более 400. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р.Декарта, М.В.Ломоносова, Г.В.Лейбница. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей  это развитие начинается  с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.

В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов. каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Например, у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь, в пять-семь лет он наиболее готов к овладению чтением. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить то, что эти периоды особой готовности  к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Поэтому для развития способностей ребенка важны все этапы его становления как личности. Нельзя думать, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это происходит в период от рождения до  шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы  всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования  и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах.  Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, позже существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

В дошкольном возрасте именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

Следует отметить, что не все виды деятельности, которыми занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл  зоной ближайшего развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо меньшей степени способствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает  лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.  

Немаловажное значение для развития способностей в детском возрасте имеют семейные условия воспитания. Если члены семьи занимаются традиционно какими-либо видом деятельности, то у ребенка появляется склонность заниматься ею, и при наличии врожденных задатков у него быстро развиваются способности. Или же в случае, когда родители вообще проявляют заботу о развитии способностей своих детей, вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

Другую группу условий развития способностей у детей  определяют особенности макросреды. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профориентации подрастающего поколения.

В любом случае прогноз о пригодности индивида к той или иной деятельности должен строиться исходя из положения о развитии способностей в деятельности. С.Л. Рубинштейн следующим образом сформулировал основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных возможностей».

        Музыкально-театральная деятельность – один из самых распространенных видов детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия музыкально-театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций и музыкальности при исполнении ролей. Кроме того, эти занятия требуют от ребенка решительности систематичности в работе, трудолюбия, что способствует воспитанию волевых качеств. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, изобретательность, способность к импровизации. Занятия музыкально-театральной деятельностью связана с частыми выступлениями на сцене перед зрителями. Это способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Музыкально-пластические этюды, вокальные и танцевальные номера в спектаклях развивают чувство ритма, музыкальность, эмоциональность детей. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. В процессе занятий развиваются внимание, воображение, память. Театрализованные игры  и спектакли помогают ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

В театральной игре, если она является действительно игрой, а не запланированной, заорганизованной деятельностью, все ее участники, несмотря на возраст, равны. Каждый проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.

Существуют различные способы организации музыкально-театральной деятельности детей в разновозрастной группе. Наиболее типичный из них – подгрупповая работа педагогов с дошкольниками, когда дети одновременно занимаются разными видами деятельности. Другой, более сложный способ – включение детей разного возраста в единый проект, в котором для каждого найдется интересная и посильная роль или задание.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом   Приказом  №1155 Министерства образования и науки РФ  17 октября 2013 г., говорится о необходимости реализации системно-деятельностного подхода, предполагающего «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». Этот подход предполагает не передачу детям  готовых знаний в объяснительно-иллюстративной форме, а создание таких условий, при которых дети с помощью педагога сами находят способ решения проблемы. О.А. Куревина и Л.Г.Петерсон в своей работе «Концепция образования: современный взгляд» приводят по этому поводу образный пример: «если в традиционном обучении взрослый  выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети – роль зрителей, то в деятельностном подходе их роли меняются: дети становятся исполнителями, а взрослый – дирижером».

Рассматривая организацию музыкально-театральной деятельности, нельзя не отметить несколько важнейших принципов педагогического процесса, которые используются в работе с дошкольниками разного возраста.

  1. Принцип психологической комфортности. Это прежде всего создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, и, самое главное – получение удовольствия, ощущение радости от самой деятельности.
  2. Принцип творчества (креативности). Этот принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, на приобретение детьми своего собственного, индивидуального опыта творческой деятельности.
  3. Принцип целостного представления о мире. Здесь речь идет о личностном отношении ребенка к полученным знаниям, умениям и навыкам, и об умении применять их в своей практической деятельности. Этот принцип тесно связан с компетентностным подходом. Еще в древности Конфуций писал, что «суть знания в том, чтобы, имея его, использовать его».
  4. Принцип вариативности. Современная жизнь требует от человека осуществлять выбор – от товаров и услуг до друзей и жизненного пути. Данный принцип предполагает развитие у детей «вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи». Этот принцип развивает не только творческое «изобретательское» мышление у детей и педагога, но и тренирует способность спокойно, философски относиться к «тупиковым ситуациям, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает». Кроме этого, этот принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
  5. Принцип мимимакса. Данный принцип позволяет учесть индивидуальные возможности и особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом. Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Один ребенок ограничится минимумом. а другой – возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами. Таким образом, каждый ребенок имеет возможность выбрать свой уровень по своему возможному максимуму. Этот принцип особенно важен при работе с детьми в разновозрастной группе.

        Организация  музыкально-театральной деятельности с детьми включает в себя работу по нескольким направлениям.

  1. Театральная игра. В процессе театральной игры дети учатся ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему. Этот вид деятельности развивает способность произвольно напрягать и ослаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектакля, развивает зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также прививает интерес к сценическому искусству. Дети упражняются в четком произношении слов, отрабатывают дикцию. Театральная игра воспитывает нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение не только со сверстниками, но и со старшими и младшими детьми, прививает любовь  к фольклору.
  2. Ритмопластика. Этот вид деятельности включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические  игры и упражнения, которые призваны обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. В процессе работы у детей развивается умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Ритмопластика развивает координацию движений, учит запоминать заданные позы и образно передавать их.  Дети учатся  верить в любую воображаемую ситуацию, добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений.
  3. Культура и техника речи. Данный раздел включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, выработку правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логику речи. У детей развивается связная образная речь, творческая фантазия, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дошкольники учатся произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. В процессе работы значительно пополняется словарный запас ребенка.
  4. Пение. Выполнение различных упражнений часто связано с музыкой и пением. В процессе работы над музыкальным спектаклем ребенку проходится также много петь, играя ту или иную роль. Поэтому данный раздел включает в себя музыкальные распевки, метро-ритмические упражнения, упражнения и игры на развитие звуковысотного и тембрального слуха. музыкальной памяти.
  5. Основы театральной культуры. Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства, виды театрального искусства, основы актерского мастерства, культура зрителя.
  6. Работа над спектаклем. Эта работа включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, музыкальным спектаклем (оперой), а также работу над спектаклем – от этюдов до рождения спектакля. В процессе деятельности дети учатся сочинять этюды по сказкам, басням, стихотворениям; развивают навыки действий с воображаемыми предметами; учатся находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, обиженно, восхищенно, презрительно, таинственно и т.п.), пополняют словарный запас и образный строй речи.

В заключении хочется сказать, что только системное использование эффективных приемов и методов  музыкально-театрализованной деятельности может привести к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков и  благоприятно повлиять на всестороннее развитие способностей детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...