"Виды театров, создание театра своими руками"
консультация

Прель Анна Геннадьевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_teatrov_sozdanie_teatra_svoimi_rukami.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 105

«Виды театров, создание театра своими руками»

сообщение

                                                   

                                                          Воспитатель: Прель А.Г.

                                                                           Морозова Н.Н.

Калининград

       Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».

На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость.

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. В нашем детском саду мы занимаемся театральной деятельностью: показываем музыкальные сказки, драматизации, кукольные театры, к нам приезжают театры. Дети с удовольствием участвуют в спектаклях, но любят и сами быть зрителями.

        Семейный театр – особая среда для развития творческих способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребенка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Театральная деятельность активно применяется в детском саду, но, сколько радости получает ребенок, когда его папа вдруг становится волком, мама – лисой, а дедушка – медведем! Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.

В детском саду несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что и  цель-то у них совсем другая, чем в условиях детского сада. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.

Дома можно пойти на  некоторый компромисс в оценке исполнительских  умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты.

В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

       Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразные виды театра. Доступные для домашнего пользования кукольный, настольный, теневой театры. И сейчас я расскажу Вам более подробно о том, какие бывают виды театров, и какими способами их можно изготовить.

Стендовые театрализованные игры.

- Фланелеграф. 

Картинки хорошо показывать на экране. Вырезанные по контуру картинки (герои сказок, декорации) по ходу сказки выкладывают на фланелеграфе.

- Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги или белой тонкой ткани прикрепленной на рамку, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ним, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук..

Настольные театрализованные игры.

- Театр игрушки. 

 Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.

- Театр картинок.

На картоне рисуется контурное изображение сказочных героев. Затем будущие куклы - картинки вырезают по контуру и раскрашивают с одной или двух сторон. В заключение для картинок изготавливают + подставки, которые позволяют ставить картинку на стол.

Верховой театр.

- Куклы на гапите. Самый простой гапит – просто вставленная в игрушку палочка. Она не должна быть слишком толстой и тяжелой, иначе актер не сможет удобно взять ее в руку. Гапит не должен быть слишком коротким, но и не слишком длинным.

- Театр кукол би-ба-бо или театр «Петрушки». Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки.

- Пальчиковый театр. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца. Кукла должна надеваться свободно на любой палец руки кукловода. Лицо персонажа можно вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, кусочки ткани, бусинки и т.д. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.

Напольный театр.

- Театр марионеток.

Кукловод управляет ими на виду у зрителей. Марионетка находится рядом с кукловодом, на полу, и приводится в движение с помощью ваги. Вага – это крестовина, к которой на нитях крепится куклы. 

- Большие куклы «живая рука». 

Большие куклы (по высоте ребенка) бывают плоскими и объемными, лучше из поролона. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, ленточки на поясе за спиной (как фартук) — у пояса куклы. Ноги куклы и руки ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резинки, пришитые к рукам и ногам куклы.

-Маски-шапочки.

       Самый любимый вид театра у детей. Изображения персонажей обычно рисуют, вырезают из картона и приклеивают на ободок, так же из картона.

Театр своими руками.

Театр сделанный руками детей, при некоторой помощи взрослых, дает  прекрасную возможность ребятам заниматься творчеством уже на этапе изготовления кукол и декораций.

- Перчаточный театр. 

Персонажей можно сделать из старых перчаток. Останется пришить глазки-пуговицы, носик-бусинку и фигурка готова. Когда надевают игрушку на руку, все ее части (головка,  лапки)становятся подвижными.

- Театр ложек.

Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Куклы-ложки предвосхищают знакомство с верховыми куклами, являясь как бы упрощенным вариантом.

Способ №1.

Самый простой - для любителей шопинга. В магазинах для детей , помимо всего прочего, можно найти и наборы для домашнего кукольного театра.

        Способ №2.

Умелые ручки. Если же вы решили проявить творческую фантазию и потратить на создание домашних актеров какое-то время, стоит вооружиться нитками, иголками, цветными пуговицами, кусочками меха и пряжи. А также различными старыми вещами, которые давно лежат в шкафу и кажутся совершенно не нужными. Например, носки и перчатки.

Способ №3.

Из кусочков ткани. Дома всегда найдется много обрезков цветных тканей или какие-то старые вещи, вполне подходящие для изготовления кукол на руку.

- Приложите свою ладонь к бумажному листу и обведите ее.

- Полученную выкройку перенесите на ткань (2 штуки - спинка - перед).

- Детали необходимо сшить.

- В оставшееся отверстие вставьте старую игрушку и зафиксируйте ее с помощью резинки или веревочки.

- Костюм куклы можно украсить аппликацией, разрисовать красками для тканей. Вместо ткани можно использовать старые перчатки. Возьмите одну, срежьте «кончики пальцев». Вместо них пришейте, например, цветочек, солнышко, тучку, головку медвежонка, куколки. Последней из шерстяной пряжи можно сделать волосы. Так у вас может получиться сразу пять замечательных актеров. Кстати, такой мини-театр можно сделать и из старой детской перчатки, тогда малыш сможет сам разыгрывать небольшие сценки, а это прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.

Куклы за пять минут. Из чего еще можно сделать кукол? Оказывается из чего угодно! Их можно изготовить из:

  • разрисовав всю ладонь или большой и указательный палец
  • из бумажных пакетов и бумажных тарелок
  • из теннисного или резинового мяча, платка и пуговиц
  • из журнальных вырезок и линейки
  • из плотной ткани
  • из прищепки
  • из катушки и носового платка
  • из ролика от туалетной бумаги
  • из ложки
  • из картона

       Способ №4.  Бумажный театр.

В продаже можно найти множество заготовок для бумажного театра. Преимущество таких книжек-поделок в том, что вместе со сказочными персонажами вы приобретаете еще и декорации. Остается все это только вырезать и склеить.

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете их жизнь  интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни. Сейчас мы переходим к самой интересной части нашего собрания - практической. Я предлагаю Вам изготовить персонажей  к сказкам любым понравившимся вам способом, а затем разыграть с ними небольшие сценки.

Подведение итогов. Домашние задание: изготовить персонажей  к сказке любым понравившимся способом, и предоставить фотоотчёт в ДОУ.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ИЗ ФЕТРА СВОИМИ РУКАМИ

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ИЗ ФЕТРА СВОИМИ РУКАМИ...

Консультация "Кукольные театры для дошкольников своими руками"

    Кукольный театр – одна из самых интересных игр, которые нравятся не только детям, но и их родителям. Дети раскрывают свою фантазию, ставят любимые сказки, придумывают новые. Когда...

Проект по театрализованной деятельности «Театр - это волшебство своими руками»

Формирование у детей интереса к театру, к совместной театрализованной деятельности, к созданию театра кукол своими руками и постановки кукольного спектакля.Видео - презентация по театрализованной деят...

Творческий проект по театральной деятельности "Театр - это волшебство своими руками"

Приобщать детей к театральному искусству, театральной деятельности....

Проект по театральной деятельности "Театр - это волшебство своими руками"

Приобщение детей к театральному искусству, к театральной деятельности....

Мастер-класс для родителей «Домашний театр для детей своими руками» (изготовление настольного театра)

Театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности,...