Незатейливые игры родителям на развитие слухового восприятия
консультация (старшая группа)

Моисеева Ирина Сергеевна

В консультации для родителей представлена подборка игр на развитие слухового восприятия. Игры просты в применении, не требуют специального оборудования и знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Незатейливые игры родителям на развитие

 слухового восприятия

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

      Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

1. Оса

Са-са-са — вот летит оса.

Сы-сы-сы — не боимся мы осы.

Су-су-су — вы видели осу?

2. Шшш

Скажи звук «шшш», пошурши газетой.

Шорох, шептанье,

Шумок за окном,

Шлепанье легкое...

Кто это — гном?

Ш-ш-ш! Там за шторами,

Возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

3. Рычащие слова

Кто из животных умеет рычать?

Лев, тигр, рысь, леопард.

Представь себя этими зверушками, порычи:

Р-р-р-р-р-р!

4. Громкие и тихие слова.

Произнеси громкие слова громко.

Тихо-тихо, сделай тихие звуки.

Громкие слова:

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя с небесной кручи.

Тихие слова:

Лепет, шепот, тишина,

Шорох тихий и листва.

5. Жужжащие слова.

Жужужу, жужужу,

На лужайке я жужжу!

На лужайке я жужжу!

Над ромашками кружу!

Безобидно я жужжал,

Что ж ты, Женя, убежал?

6. Все делается с движением.

Летит муха вокруг уха: ж-ж-ж

Летят осы вокруг носа: с-с-с

Летит комар вокруг головы: ззз

Сел на лоб.

Мы его-хлоп! — и к уху.

Он там: шшш...

Отпустили.

7. Ветерок

Веет теплый ветерок: ш-ш-ш

Тучки пригнал: ч-ч-ч

Дождик закапал: кап-кап-кап

Лужа большая — вот такая!

Вышла уточка гулять: кря-кря-кря..

За ней курочка: ко-ко-ко...

Кого курочка зовет: цып-цып-цып?

Цыплята запищали: пи-пи-пи..

Запрыгали лягушки: ква-ква-ква..

Пришла коровушка: му-у-у

Пришла лошадка: и-и-и-и-го-го

Прибежала собачка: гав-гав-гав

Все испугались и paзбежались.

 

8. Где позвонил?

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

 9.  Японская печатная машина/ Хлопки

Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон). 

10. Похоже- не похоже

Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток

11. Кто летит/бежит/прыгает?

Взрослый говорит ребенку: «Я буду говорить птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т.д., а ты должен продолжить. Но внимательно слушай, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда ты меня поправляешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития фонематического восприятия. Подсказка для родителей.

Статья содержит краткую информацию о важности формирования фонематического восприятия в дошкольником возрасте. Предлагается практический материал, построенный по принципу от простого к сложному....

Игры на развитие фонематического восприятия (буклет для родителей)

Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников...

Практическое занятие для детей совместно с родителями «ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ НА ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА»

ЦЕЛЬ: РАЗВИВАТЬ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ ЯСЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРЫ С  ПАЛЬЧИКАМИ.ЗАДАЧА:1.Учить детей различать цвета по принципу «такой -не такой», Зрительному соотнесение цветов – восприяти...

Рекомендации для родителей. «Увлекательные настольные игры для развития психологического восприятия мира и физических способностей ребёнка»

«Увлекательные настольные игры для развития психологического восприятия мира и физических способностей ребёнка»Игры с камешками Марблс....

семинар-практикум для родителей "Формирование фонематического восприятия через игру".

В данном материале представлены игры для развития фонематического восприятия....