Рекомендации для родителей : "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
статья

Куликова Елена Ивановна

Мы знаем, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, памяти, мышления. Также мелкая моторика рук оказывает огромное влияние на развитие всего организма, координацией движений, пространственном восприятием,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kulikova_e.i.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

 « РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Рост и развитие ребенка очень своеобразный процесс. Не стоит забывать о том, что необходимо принимать активное участие в этом процессе.

Сегодня огромное значение уделяется дошкольному образованию и развитию малышей. Одной из современных проблем, с которыми сталкиваются родители, является то, что много детей сейчас рождается с различными отклонениями, в том числе и моторное отставание. В основном этим страдают городские дети, так как у них нет такой возможности играть на природе, трогать листочки, веточки. С этой проблемой можно и нужно бороться не только воспитателям, но и родителям дома. Для этого необходимо развивать мелкую моторику рук у детей.

Под мелкой моторикой подразумевается движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность ребенку выполнять тонкие двигательные приемы, такие как рисование, письмо, раскрашивание, одевание т.д.

Мы знаем, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, памяти, мышления. Также мелкая моторика рук оказывает огромное влияние на развитие всего организма, координацией движений, пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением. Да и вся дальнейшая его жизнь всегда непосредственно связана с движением рук и точной координацией. Многие ученые именно об этом и говорят. Вот, например, педагог В.А.Сухомлинский говорил: "Ум ребёнка — на кончиках его пальцев".

У детей с плохо развитой мелкой моторикой пропадает интерес к рисованию, лепке. Эти дети плохо адаптируются к школьному процессу, плохо читают. У них плохо или совсем не развиты творческие способности, а также могут наблюдаться дефекты речи. Они могут быть дезориентированы в пространстве.

Развитие мелкой моторики необходимо начинать с массажа рук и кистей. Это могут быть элементарные поглаживания, разжимание и сжимание пальчиков, и многое другое.

Также можно использовать различные упражнения и игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. Не стоит забывать о том, что ребенку должны быть интересны эти упражнения. Мы знаем о том, что ребенка трудно заставить делать то, что он не хочет. Следовательно, для того, чтобы начинать то или иное упражнение, игру, необходимо спросить ребенка, что ему интересно?

Вот несколько примерных упражнений, которыми можно заниматься с ребенком дома.

1. "Золушка"

На тарелку насыпаются несколько видов круп. Ребенку необходимо разложить крупу по сортам. А вы тем временем можете рассказать, что можно приготовить из той или иной крупы.

2. "Узоры"

Можно на лист бумаги нанести пластилин и из круп выкладывать рисунок.

3. "Подбери крышечку"

Берутся различного размера баночки и бутылочки с крышками. Ребенку необходимо найти пару крышечке и закрутить её.

4. "Леечка"

В одну чашку насыпается песок, сахар, манка или что- либо другое. Ребенку нужно из полной чашки пересыпать содержимое в пустую чашку и наоборот.

5. "Игры в песочек"

Очень эффективный способ развития мелкой моторики. Необходимо сделать небольшой ящичек с дном. В него насыпается песок и различные мелкие игрушки. Ребенку всегда очень интересно играть в песке.

6. "Вкусный рисунок"

Насыпается на плоскую поверхность любой мелкий сыпучий материал. Ребенок может рисовать пальчиком различные фигурки: квадратики, ромбики, кружочки.

Можно комбинировать материал и выделять фигуры разным цветом.

7. "Лепка из теста"

Вместе с ребенком сделать тесто. Предложить ему самому что-либо изобразить из пластилина. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

8. Игра «Бусы»

Необходимы шарики разного цвета или пуговки. Ребенку нужно сделать разноцветные бусы.

9. "Пластилиновая ворона"

Пластилин - это самый распространенный материал для развития мелкой моторики. Да и дети охотно мастерят различные поделки из него. Можно катать колбаски, шарики, можно просто отщипывать по маленькому кусочку и облепливать коробочку.

10. "Шнуровка"

Очень эффективный метод развития мелкой моторики. Детям даются шнурки, и предлагается различными способами зашнуровать кроссовки.

Не стоит забывать о том, что маленькие дети быстро устают от монотонной работы. Поэтому игры и упражнения необходимо чередовать. Также можно включать в игры различные веселые стихи, поговорки, песенки, чтобы ребенку стало весело и интересно это делать. Еще игры и упражнения можно сопровождать сказкой или интересной историей. Вот, например, при рисовании на песке фигур, можно сказать, что это летающая тарелка, и она прилетела к нам, чтобы подружиться и т.д. Не стоит забывать о том, что любое упражнение, игра, или рисунок должны быть завершены. После нескольких рисунков или поделок, можно организовать выставку. Это будет еще одним стимулом для того, чтобы ребенок с охотой садился за занятия и завершал их.

Следовательно, чем больше ребенок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Так как наши руки выполняют большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Еще необходимо знать то, что заниматься нужно обеими руками. Это нужно для того, чтобы ребенок был гармонично развит и не забывать о том что, формирование  двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.

И всегда нужно помнить о том что, наиболее благоприятная среда для психического развития и воспитания ребёнка младшего возраста – это семья, где его окружают родные любящие люди, которые заботятся о нем, а в детском образовательном учреждении важно, чтобы педагогический процесс способствовал полноценному психическому и физическому развитию каждого ребенка.

 Куликова Е.И. воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ « Д/с «Колокольчик» г. Дмитровск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей . Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действ...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский.  Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышл...

Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

При подготовке детей к школе необходимо обращать внимание, не только на чтение и счет, но и на развитие мелкой моторики. Ведь именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются ни...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму, поэтому  в данной консультации п...

Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития....