Мастер-класс для родителей «Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии».
методическая разработка (старшая группа)

Саблина Марина Владимировна

Мастер-класс для родителей

«Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_dyhanie_master_klass.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 города Сим,

Ашинского района, Челябинской области».

Мастер-класс для родителей

«Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии».

Выполнила:

Учитель- логопед

Саблина М.В.

Кв. кат: первая

2018г.

Цель: Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии.

Задачи:

  • раскрыть значение здоровьесберегающей технологии;
  • познакомить с методикой проведения;
  • распространить педагогический опыт по применению дыхательной гимнастики через игровые приемы;
  •  познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающей технологии с целью повышения профессиональной компетентности и квалификации.

Вводная часть

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма влияет дыхание. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут

 Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, речевому дыханию и артикуляции.

Сегодня мы поговорим о развитии речевого дыхания. Считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, т.к. в большинстве своем это гиперактивные , легковозбудимые дети. Йоги отмечают, что дышать ртом также неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в развитии.

Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Речевое дыхание- это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Основная часть

Маленькие дети в процессе говорения иногда начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе.

Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое дыхание или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. Зам коротким энергичным вдохом идет пауза, за ней продолжительный выдох- источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз.

Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучать правильному дыханию следует в игровой форме. Во время игр и упражнений необходимо постоянный контроль за правильностью выполнения, и соблюдения некоторых условий:

  1. Выполняя упражнения на дыхание, щеки не надувать, плечи не поднимать.
  2. Делаем глубокий шумный вдох носом, пауза и плавный выдох  через рот (бесшумный).
  3. Губы вытягивать вперед трубочкой.

Есть еще один вариант выполнения речевого дыхания- широкий язык держать губами, дуть через щель посередине языка.

Дуть пока не закончится весь воздух. Не допускать коротких доборов воздуха, не заниматься с ребенком, если у него заболевания органов дыхания в острой стадии.

Самое главное, следить за длительностью игр, чтобы не появилось головокружение.

Такие игры необходимо ограничивать во времени. Некоторые игры я представила на выставке, вы можете ознакомиться с ними. Эти игры помогают научить ребенка плавно выдыхать через рот сильной направленной струей воздуха.

Теоретическая часть

Самые любимые игры — это «Вертушки».

«Гонки корабликов»-нужно наполнить таз с водой и научить ребенка дуть на кораблики. Можно устроить соревнования, или отправить кораблик в путешествие к сказочным героям.

Можно устроить «Бурю в стакане». «Забей гол в ворота» либо через соломинку, или просто губы вытянуть трубочкой и загнать ватный шарик в ворота.

Существует множество интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: занятии по развитию речи, познавательному занятию, физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения и как самостоятельные игры с различными атрибутами и игрушками- тренажерами.

Тренажеры для дыхательных упражнений можно сделать своими руками, они не требуют больших материальных затрат. Вот, например, тренажер «Буря в стакане» изготовлена из пластиковой бутылки, трубочки и пенопласта.

«цветочная поляна» изготовлена из цветной бумаги и ниток

«Вертушки» тоже сделаны из цветной бумаги и ниток.

Практическая часть

  • Ну а теперь, я предлагаю вам самим изготовить интересные тренажеры для дыхательной гимнастики. Т.К. скоро лето, я предлагаю Вам сделать тренажер- «Одуванчик»- перед вами лежит цветная бумага, шаблоны лепестков, клей. Ножницы и белые нитки. Сначала рисуем стебель с листьями одуванчика, затем вырезаем и приклеиваем на основу, затем берем нитки, связываем из между собой, и приклеиваем к верхней части стебля, далее вырезаем серединку и накладывая на ниточки приклеиваем. Затем обводим по шаблону лепестки, вырезаем и приклеиваем к ниточкам. Приступаем!
  • «Вертушки».
  • «Варежка»
  • «Кораблик » из бумаги, таз с водой.

А чтобы остальные не скучали, я предлагаю тоже потренироваться:

-подуть в стакан с водой (один стакан полный, второй на половину).

-Забить гол в ворота.

-Передуть карандаш друг другу.

-Не надувая щек, надуть шарик.

-Подуть на вертушки.

Итак, давайте посмотрим, что получилось у нашей фокус группы, которые делали тренажеры.

Сделаем глубокий вдох носом, губы вытянем трубочкой и подуем.

Заключительная часть

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей.

Правильное дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы.

Данные упражнения хорошо проводить с детьми с заиканием, ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на просодическую сторону речи, влияют на чёткость дикции и в целом на речь детей. Надеюсь, что мой мастер –класс был полезен для Вас. 

Раздача буклетов «Игры для развития речевого дыхания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта по применению здоровьесберегающих технологий

в работе обобщен опыт работы по применению офтальмологических тренажеров с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на минутках отдыха для глаз при проведении коррекционно-развивающей ...

презентация опыта работы "применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедическом процессе"

Особенно важным становится применение з.с.т.  в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Контингент логопедических занятий составляют дети с различными психо...

Мастер-класс для педагогов "Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений"

Вашему вниманию предложены игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста, которые могут использовать в своей практике не только логопеды, психологи, воспитатели, но и р...

Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).

Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....

«Формирование речевого дыхания посредством игровых упражнений»

Мастер класс для педагогов.Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии. Задачи:...