обобщение опыта по применению здоровьесберегающих технологий
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

в работе обобщен опыт работы по применению офтальмологических тренажеров с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на минутках отдыха для глаз при проведении коррекционно-развивающей деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ухудшение здоровья детей  стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

Здоровьесберегающие технологии, в моем понимании, - это: условия обучения, воспи тания и развития ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация коррекционно -воспита тельного  процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка и учета состояния зрительного дефекта; необходимый, достаточный и рационально ор ганизованный двигательный режим.

Среди специфических принципов, выражающих  специфические закономерности пе дагогики оздоровления, важнейшим в своей практике я называю  принцип «Не на вреди!».

Большие возможности, на мой взгляд, в реализации технологий сберегающих здоровье  современного дошкольника, имеют:

  1. оздоровительная система  В. Ф. Базарного,
  2. уникальная методика выявления и коррекции зрительных дефектов Э. С. Авети сова
  3. методика В. А.Ковалева, которая способствует развитию остроты зрения.

Использование в условиях МДОУ Детский сад комбинированного вида №240  «Ру чеек» здоровьесберегающих технологий по методу В.Ф. Базарного заключаются в следующих моментах:

  1. Применение зрительно-координаторных тренажей с меняющи мися зрительно-сиг нальными сюжетами[1];
  1. В различных участках группы  фиксируются привлекающие внимание яркие объ екты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные кар тинки. Расположены они по углам комнаты. Игрушки (картинки) подобраны с таким рас четом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например,  из известных сказок). Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в по ложении стоя

Каждый сюжетный комплекс рекомендуется менять не реже 1 раза в 2 недели. Обязательным моментом является то, что под каждой картинкой помещается одна из цифр 1-2-3-4 в соответствующей последовательности.

  1. Применение  плаката – схемы зрительно-двигательных траекторий[2].

На плакате  с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по ко торым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-на зад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упраж нения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.

Упражнение с применением этого плаката – схемы мы с детьми прозвали « Упраж нение «8-ка В. Базарного»

  1. Размещение наглядности на «качелях». Я использую «зонтики» и различные модули, прикрепленные к потолку[3]

Эта методика позволяет не только добиться положительной динамики в развитии и коррекции зрительной патологии, но и повышает психическую активность детей на занятиях, дает положительный результат и в релаксационных мероприятиях по снятию мышечного напряжения.

  1. Работа на занятиях по зрительному восприятию в прописях «по Базар ному»  (об разно-каллиграфические прописи, на этапе проведе ния зрительного анализа на рисованной линии) и работа  на стенде пальцевых прописей с целью сня тия зрительного  и мышечного напряжения и разви тия зрительно-моторной коор динации[4].
  2. Проведение   учебных  занятий в режиме смены динамиче ских поз. Тем самым сохра няется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник - основа энергетики че ловеческого организма.
  3. Ежедневное проведение на занятиях двух физкультминуток:  для глаз и для расслабления различных групп мышц детей с использованием массажных ковриков – мешочков[5]).  Физминутки  стараюсь про водить в стихотворной форме, обязательно под музыку.
  4. Использование технологии  пере ключения ближнего зрения на дальнее. Поиск  необходимой  информации  ребе нок ведет  на  расстоянии, достигается это за счет максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала; карточки с информацией мо гут располагаться в любом месте групповой комнаты.

Это способствует  не только предупреждению общей утомляемости, но и поддер жанию естественного хода развития зрения.

Данная методика - это первая в отечественной и зарубежной практике попытка инте грации межведомственных интересов народного образования и здравоохранения.

Занимаясь по технологии В. Ф. Базарного могу сделать вывод:

  1. Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения и  устране ния близорукости.
  2. При систематическом использовании рекомендаций В. Базарного происходит по ложительный сдвиг в динамике развития зрения и психического состояния де тей и (это доказывают результаты диагностических исследований)
  3. наблюдается возрастание  интереса детей  к занятиям;
  4. наблюдается увеличение объёма выполняемых работ детьми на занятиях.

Последние 2 года работы я использую методику, разработанную  Ковалевым В.А.

В систематическую работу вовлечены дети на занятиях, выполняющие две или три физкультминутки каждый день с использованием различных средств для профилак тики зрительного утомления и развития основных зрительных функций.

Общее время затрат на выполнение специальных упражнений не превышает 6 минут за сутки и многие дети выполняют упражнения дома самостоятельно, так как абсо лютное большинство из них уже через 5 – 6 недель замечают благотворные изменения в работе глаз и сами начинают применять упражнения данной методики. Этому спо собствуют родители воспитанников, которые имеют возможность получить всю необ ходимую информацию на родительском собрании и на постоянных консультациях.

Первой физкультминуткой в системе является “запуск” глаз в работу. Это массаж ак тивных точек лица на первой минуте занятия[6].

Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активиза ции сетчатки глаза. Для детей все упражнения имеют название - “зайчики умыва ются”.

Основная задача второй физкультминутки - продление периода высокой зрительной работоспособности на втором-третьем занятиях. Для этого дети на 15-ой минуте заня тия по команде педагога (воспитателя) “рисуют” точкой взора прямоугольники по пе риметру рисунка тренажера “Видеоазимут”  Упражнения меняются на “рисование” диагоналей прямоугольника и вертикали.
Движения глазами осуществляются при относительно неподвижном лице и способст вуют резкому улучшению кровоснабжения тех участков оболочки глаза, к которым крепятся глазодвигательные мышцы. Именно эти упражнения способствуют укрепле нию склеры - оболочки глаза и превращают близорукий глаз в нормально видящий
[7].


Для снятия утомления с аккомодационного аппарата хрусталика на последних заня тиях и во второй половине дня использую тренажеры «Флажок»,  «Солнышко»  или “Дорожка”, позволяющие эффективно снижать степень утомления глаз при напряженном штриховании, рисовании.[8]

Для улучшения осанки детей во время выполнения заданий в предметно-практической деятельности  использую  тренажёры - мешочки, наполненные различными крупами. Во время работы они у ребят лежат на голове. Сидит ребёнок правильно - мешочек не падает, как только склонился, то он падает с головки. Вот так ребята учатся себя кон тролировать самостоятельно.

Всю организацию коррекционно-развивающей работы я стараюсь построить  с учётом физиологических принципов изменения работоспособности ребёнка:

  1. сделать облегчённой начало каждой учебной недели
  2. в ходе проведения занятий сложный материал изучается лишь тогда, когда работо способность детей достигла высшего уровня;
  3. рационально чередуется учёба и отдых детей; работа зрительного анализатора и сохранных анализаторов

В качестве приёма здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на занятиях. При этом каждый ребёнок получает от процесса познания но вого и закрепления пройденного материала только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.

Хороший эффект в динамике развития детей был достигнут и после применения  нетрадиционных здоровьесбере гающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе:

  1. «Музыкотерапии»
  2. « Закона смежной ассоциации и свойства цвета»

Музыкотерапия.  Доказано, что музыка может успоко ить, но может привести в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Ритм, кото рый диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем са мым речь ребёнка. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтиче ский эффект. Например, для снятия тревоги - Шопен, Штраус, для уменьшения раз дражительности - Бетховен, успокоительное - Брамс. Музыка обладает силой воздей ствия на детей. Музыка заставляет задуматься над собой, над своим характером. А как это важно, когда ребенок живет в коллективе.

На занятиях использую закон смежной ассоциации и свойства цвета

Наглядные пособия  готовлю таким образом, что при восприятии учебного материала дети видят определённый цветовой фон, на который нанесены программные понятия и представления. Дети воспринимают два объекта: цвет и  «учебное» понятие. При упоми нании о цвете вспоминают всё, что на нём увидели. Так,  вместе с восприятием цвета идёт процесс познания. Важно, чтобы наглядные пособия, изготовленные по закону смежной ассоциации и свойства цвета, попадали  в поле зрения детей только во время занятия. Иначе они дадут обратный эффект.

Общие выводы:

  1. Рассмотренные здоровьесберегающие технологии позволяют создать условия для предупреждения и  коррекции  зрительной патологии.
  2. При систематическом использовании рекомендаций происходит по ложительный сдвиг в динамике развития зрения и психического состояния де тей и (это доказывают результаты диагностических исследований)
  3. наблюдается возрастание  интереса детей  к занятиям;
  4. наблюдается увеличение объёма выполняемых работ детьми на занятиях.

Три последних года с использованием рассмотренных здоровьесберегающих техноло гий  дали следующие результаты:
-  улучшение остроты зрения у 65% детей, без изменений у 35% (положительный фак тор сохранения исходного зрения).
При норме зрения в 1,0 у детей произошли следующие изменения исходных показате лей: на 0,5 прирост у двух человек, на 0,4 - 3 человек, на 0,3 - 2 воспитанников,  на 0,1 - 2 человека.
Большую роль играл контакт с родителями, которые помогали детям усваивать уп ражнения дома и контролировали выполнения домашних заданий.
Методика  работает и результаты ее внедрения убедительны - она помогает сохранить зрение и осанку детей. Надеюсь, что данный материал сможет оказать вам помощь и вам, уважаемые читатели.


[1] Методика работы с тренажами  и перспективное планирование представлена в Приложении № 1

[2] Методика  работы с плакатом – тренажером (упражнение «8-ка В. Базарного» ) представлена в Приложении №1

[3] Изображения на карточках, силуэтные изображения предметов должны быть четкими, ясными. Изображения на карточках должно быть нанесено с двух сторон.

[4] Методика работы на стенде пальцевых прописей и перспективное планирование работы в прописях «по Базарному» представлены в Приложении №1

[5] У каждого ре бёнка под ногами лежат самодельные коврики, выполненные по образцу аппли катора Кузнецова. Эти массажные коврики (мешочки с бобами) изготовлены родителями при участии детей

[6] Методика проведения массажа представлена в Приложении №2

[7] Методика работы с тренажером «Видеоазимут» представлена в Приложении №2

[8] Вид тренажеров и методика работы с ними представлены в Приложении №2



Предварительный просмотр:

Методика работы на статичном тренажере «8-ка В. Базарного»

Для профилактики близорукости и замедления ее развития использую специальную гимнастику для глаз - офтальмотренажер, схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базар ного.

Гимнастика для глаз на офтальмотренажере. На схеме с помощью специальных стре лок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой и против часовой стрелки, по внешнему и внутреннему овалам, по кругам в центре. Каждая траектория отлича ется от остальных цветом. Упражнения выполняются стоя.

Изготовление плаката - схемы

Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возмож ную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок укажите основные направления, по которым должен двигаться взгляд в про цессе вы полнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: №1,2 — корич невый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый.

Методика занятий по тренажеру Базарного

Режим № 1.

Режим непроизвольного зрительно-моторного "скольжения" по траекториям.  Как по казал опыт, ребенок периодически непроизвольно включается в такой самотренаж.

Учитывая, что схема выполнена яркими цветными линиями, которые привлекают "на себя" наибольшее внимание из объектов учебной комнаты, становятся за счет этого зрительно-ориентирующими доминантами в непроизвольной зрительно-моторной по исковой экспрессии.

В этих условиях орган зрения, находясь в свободе непроизвольного поиска, каждый раз при взгляде вверх вступает в моторное взаимодействие с гармонической пластикой линий, непроизвольно как бы "скользит" по ориентирующим траекториям, настраивая свою моторику на гармоничный строй.

Режим № 2.

Дети периодически становятся в центре под схемой-тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение. При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и ту ловищем.

Кратность: примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по "овалам", по "восьмерке" и по "кресту"). Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжи тельности пребывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы. Например: в процессе выполнения тонко координированных зрительных операций рекомендуется выполнять упражнения через каждые 15 минут.

Режим № 3

Дети, фиксируя взором траектории, в начале учатся "обходить" схемы-траектории, а затем "обегать". Такие упражнения рекомендуется выполнять примерно через каждые 1-1,5 часа.

Режим № 4

Занятие проводится на специально изготовленной карте-схеме. Карта размещается на стене напротив лица. Занятие заключается в поочередном обведении указа тельным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемо сти, избыточной нервной возбудимости, агрессии. Такие занятия способствуют улуч шению межличностных отношений в коллективе, росту доброжелательности во взаи моотношениях, а также продолжительности и качеству сна.

Методика использования зрительно - координаторных тренажей (с меняющи мися зрительными сюжетами)

Все упражнения базируются на зрительно – поисковых стимулах: дети совершают со четанные движения головой, глазами и туловищем. Дети должны стоять прямо, не сдвигая ног с места.

Продолжительность выполнения упражнений 1,5 – 2 минуты. В четырех вертикальных углах групповой комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание образно – сюжетные изображения. Каждый сюжетный комплекс рекомендуется менять не реже 1 раза в 2 недели. Обязательным моментом является то, что под каждой картинкой по мещается одна из цифр 1-2-3-4 в соответствующей последовательности.

Систематические занятия способствуют кроме снятия зрительного утомления и трени ровки мышц глаза, стабилизации психоэмоционального развития детей в целом (сни жение утомляемости, избыточной нервной возбудимости).

Методика использования статичных зрительно - координаторных тренажей

Схема – тренажер находится на мольберте, в центре стены (прямо перед глазами ре бенка).

  1. Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится прямо перед тренажером.
  2. Объяснить детям, что они должны делать: по команде педагога, не поворачивая го ловы, движением одних глаз проследить траекторию движения сказочного ге роя, насекомого, машины и т.д. очень важно сделать акцент на то, чтобы дети стояли прямо, не сдвигая ног с места и не поворачивая головы.
  3. Педагог предлагает переводить взор с одной зрительной метки на другую под счет.
  4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз оста навливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каж дую метку, а можно – в случайном порядке.
  5. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо мед ленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.
  6. Продолжительность  выполнения упражнения – 1 минута.
  7. Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы дети не поворачивали головы.

Систематические занятия способствуют кроме снятия зрительного утомления и тренировки мышц глаза, стабилизации психоэмоционального развития детей в целом (снижение утомляемости, избыточной нервной возбудимости).

Методика использования подвижных  зрительно - координаторных тренажей

Все упражнения базируются на зрительно – поисковых стимулах: дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Дети должны стоять прямо, не сдвигая ног с места.

Продолжительность выполнения упражнений 1,5 – 2 минуты. К потолку групповой комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание зонтики, с сюжетными картинками (сюжетные картинки прикрепляются к зонтику цветными атласными лентами). Каждый сюжетный комплекс картинок рекомендуется менять не реже 1 раза в 2 недели

Дети размещаются по кругу вокруг подвижного тренажа - зонтика. Методика проведения упражнений аналогична проведению предыдущего упражнения, только при выполнении этого упражнения разрешено выполнять сочетанные движения головы, глаз, туловища. Но сходить с места нельзя!

Методика использования индивидуальных подвижных  зрительно - координаторных тренажей

Схема-тренажер находится в вытянутых руках на уровне глаз ребенка. При выполнении упражнения дети следят за движением предмета только движениями глаз. Дети должны стоять прямо, не сдвигая ног с места.

  1. Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится прямо у рабочего места.
  2. Объяснить детям, что они должны делать: по команде педагога, не поворачивая головы, движением одних глаз проследить траекторию движения бабочки, звездочки, солнышка и т.д. Очень важно сделать акцент на то, чтобы дети стояли прямо, не сдвигая ног с места и не поворачивая головы.
  3. Педагог предлагает переводить взор за движущейся меткой (направления движения предмета (и глаз) : вверх – вниз, влево – вправо, по кругу (по часовой или против часовой стрелки).
  4. Скорость слежения за двигающейся меткой  не должна быть большой. Переводить взор надо медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.
  5. Продолжительность  выполнения упражнения – 1 минута.
  6. Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы дети не поворачивали головы.

Систематические занятия способствуют кроме снятия зрительного утомления и тренировки мышц глаза, стабилизации психоэмоционального развития детей в целом (снижение утомляемости, избыточной нервной возбудимости).



Предварительный просмотр:

Методика работы с тренажерами В. Ковалева

Массаж активных точек лица. Первой физкультминуткой в системе методики В.А. Ковалева явля ется “запуск” глаз в работу. Это массаж активных точек лица на первой минуте занятия. Дети по команде педагога выполняют следующие упражнения:

1. Массаж точек на висках на линии от уголка глаза снаружи до козелка на ушной раковине. Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не требуется, движения пальцами могут быть кругообразными или рисующими букву “с”. Время - 15 сек. Затем выполняются потира ние переносицы достаточно близко к уголкам глаз, потом под глазами на линии крыльев носа и над бровные дуги снизу ближе к переносице. Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза.

2. Основная задача второй физкультминутки - продление периода высокой зрительной работоспо собности на втором занятии. Для этого дети на 10-15-ой минуте занятия по команде воспитателя “ри суют” точкой взора прямоугольники по периметру рисунка тренажера “Видеоазимут” на листе бу маги форматом А–3. Упражнения меняются на “рисование” диагоналей прямоугольника и верти кали. Движения глазами осуществляются при относительно неподвижном лице и способствуют рез кому улучшению кровоснабжения тех участков оболочки глаза, к которым крепятся глазодвигатель ные мышцы. Именно эти упражнения способствуют укреплению склеры - оболочки глаза и превра щают близорукий глаз в нормальновидящий.

Этот тренажер  выполняется в виде рисунка прямоугольника на ватмане, на щите из фанеры, на чертежном листе. Егo размеры от 30 х 42 см до 140х330 см. Он служит развитию конвергенции, явля ясь синтезом идей тренажеров «Флажок», «Звездочка» и других подобных им. Первый внешний прямоугольник нарисован красным цветом, рисунок создают красные стрелки, дающие направление по часовой стрелке. Внутри красного нарисован зеленый прямоугольник. Стрелки показывают на правление движения и другую сторону (рис. 8.). Диагонали желтого и голубого цветов, а вертикаль и горизонталь – фиолетовые. По углам тренажера целесообразно расположить рисунки фигур героев мультфильмов, спортивную символику. Это опорные точки для Фиксации точки взора. У нас не сколько вариантов тренажера. Один, небольшой, для работы на столе. Это тогда, когда мы много работаем глазами. Другой вывешивается на доске (стене) посередине. Он используется для тренировки глаз на дальнем, но привычном для ребенка расстоянии с его рабочего постоянного места в группе. Возможен домашний тренажер-плакат. Он поможет снять зрительное утомление во время выполнения домашних заданий или на коррекционных занятиях дома.

Схема упражнений для нашего тренажера. 

1. Обежать только взо ром, не двигая головой, красный прямоугольник. Дозировка для дошкольников – 4 движения полного цикла.

2. Обежать взором зеленый прямоугольник.

3. Обежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно каждую.

4. Вертикаль и горизонталь в той же дозировке.

Скорость бегания каждый, определяет сам. Необходимо темп держать выше среднего. Расстояние до тренажера от глаз равно его ширине. Старайтесь не двигать головой. При обучении малышей тренировочным движениям глазами используйте указку, но только на первом этапе. Если на трена жере нарисованы картинки (опорные точки), можно называть их для облегчения освоения детьми программы движений глазами.

Тренажер «Дорожка». 

Тренажер «Дорожка» – лист белого картона размером 18х4- см, на нем на рисована дорога (вид сверху). Дорога с двухсторонним движением, постепенно сужается к линии горизонта. На дороге автомобили, вокруг дороги деревья и дома. Если положить дорогу на стол пе ред собой и так, чтобы она уходила от вас, то возникает возможность «пробежать» глазами по до роге в одну сторону от себя и к себе. Так нужно делать 20 раз для малыша 4-7 лет.

Мы можем тренировать конвергенцию (следящие движения глаз в горизонтальной плоскости) и аккомодацию (движения глаз в глубину от себя и к себе) таким упражнением как упражнение «Флажок»

Тренажер — флажок на длинной ручке, ее длина 80 – 90 см., ткани полотнища ярко-красный, другой вариант – зеленый, желтый, голубой и фиолетовый. Пять флажков разного цвета, по одному на каждый день. Задача педагога – стоя лицом к воспитан никам, двигать полотнище флажка по прямым линиям перед собой, «рисуя» в про странстве перед собой фигуру прямоугольника со сторонами не менее 1м х 2м. Дети следят за флажком одними глазами, не двигая головой. Для детского сада (для всех групп) «рисуем» 4-6 раз один прямоугольник, затем рисуем его в другую сторону столько же раз. Потом в прямоугольнике обозначим диагональ (4-5 раз) . Вертикаль и горизонталь труда не представляют, дозировка 4-5 движений вверх-вниз, затем вправо-влево.

Какой цвет использовать и когда?

В понедельник используется красный цвет флажка, дети еще утомлены после суббот него и воскресного отдыха.

Во вторник пойдет желтый или зеленый цвет, как и в среду.

 Затем голубой и фиолетовый.

Варианты упражнений.

1. Учитель или воспитатель, стоя перед группой детей, сидящих или стоящих у школьных столов, выполняет движения флажком, указкой в воздухе по определенным направлениям. Рекомендуется широкая амплитуда движений в среднем темпе, оста новки флажка в опорных угловых точках обозначаемой фигуры;

Упражнение «Ромашка» для дошкольников за ключается в том, что педагог «рисует» в воздухе круг из 30-40 движений по диаго нали, через воображаемый центр окружности. Дети сопровождают взором каждое движение флажка.

Упражнение «Восьмерка» довольно сложное по характеру движения. Выполняется медленно, рисуется восьмерка, лежащая на боку. Данное упражнение выполняется по кругу. Упражнения подоб ного типа рекомендуют  Э.С, Аветисов и В.Ф. Базарный, из вестные советские специалисты, занимающиеся развитием зрения детей и взрослых. В данном упражнении мышцам глаз приходится выполнять работу ступенчатого типа, движения флажка должно быть медленным. Выполнить 5-6 восьмерок для малышей и 10-15 для начальной школы.

Упражнение «Ромбик». Медленно нарисовать в воздухе ромб, стоящий острым углом вниз по вертикали. Делать 10 – 15 рисунков,

Упражнение «Пила». Двигаясь перед столами, за которыми работают дети, рисовать над головами де тей рисунок пилы, четко прорабатывая углы внизу и вверху. Делать 1 минуту.

Упражнение «Змейка». Упражнение «Змейка» выполняется как и предыдущее, но без обозначения углов, они плавно округляются, делать медленно 1 минуту.

Упражнение «Оса». педагог ходит по группе с тренажером, детям разрешается движе ние головой при сопровождении флажка взором. Дети следит только глазами за тре нажером тогда, когда педагог находятся перед ними, т.е. не заходят за их спины. Как только это происходит, дети начинают следить глазами и поворачивают голову вправо или влево.

Тренажер «Солнышко»

   

Это самый простой тренажер из предлагаемых  В. Ковале вым. Для его изготовления нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка разме ром 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхнос ти рукавичек снаружи. Он применяется даже для детей ясельного возраста. Воспитатель, надев рукавички – тре нажер, разводит руки в стороны, стоя перед детьми лицом к ним, находясь в центре перед детьми. Вначале он объясняет детям старшего возраста, что им нужно делать.

Затем начинает поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь. Дети видят только одно солнышко на ладонях. Таким образом, они переводят точку взора, держа голову неподвижно.  Воспитатель контролирует выполнение задания, глядя в глаза детям.

С малышами насколько сложнее – приходится добиваться выпол нения задания без предварительного объяснения задачи. Придется по стараться подвигать, потрясти од ной ладошкой, чтобы привлечь вни мание детей.

Схема тренажера: вначале держим руки в стороны и 10-15 се кунд поочередно сжи маем и разжимаем ладони. Затем ставим руки в положение в сторону – вверх /одна рука/ и другая в сторону – вниз. Рука как бы показывают диагональ прямоугольника. 10-15 секунд вы полняем движения, затем меняем положение рук и снова проводим тренаж. Таким образом, мы заставим сокращаться и расслабляться все глазораздвига тельные мышцы ребенка. Хотя мы развиваем конвергенцию, но можем воздействовать этим тренажером и на аккомодацию. Поста вим одну руку перед собой, стоя перед ре бенком ясельного возраста, Раскрытая ладонь сжимается и убирается на 40-50 см к нам и снова раскрывается. Ребенок видит объект, постоянно перемещающийся в глу бину от него и к нему.

Вместо солнышка можно нашить  бабочки, очень яркие и красивые. При сжатии и разжимании  ладошек получается красочный эффект летящих бабочек, у которых дейст вительно работают крылышки. Есть варианты солнышка с лучиками, ягодок, цвет тоже может быть разнообразным, хороший эффект дают флюросцирующие краски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация опыта работы "применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедическом процессе"

Особенно важным становится применение з.с.т.  в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Контингент логопедических занятий составляют дети с различными психо...

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опытом на тему "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"

Обобщение опытом на тему "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"...

Обобщение опыта работы "Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога ДОУ"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, ...

Обобщение материала по применению здоровьесберегающих технологий в первой группе раннего возраста.

В нашем учреждении отводится большая роль здоровьесберегающим технологиям, но более приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является физкультурно-оздоровительная работа...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»

Забота о здоровье детей-важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою древнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интелл...

Мастер-класс для родителей «Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии».

Мастер-класс для родителей«Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии»....