Консультация для родителей "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста".
консультация (средняя группа)

Иванова Наталия Сергеевна

В консультации описаны этапы развития эмпатии, её значение в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_empatii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Развития эмпатии у детей дошкольного возраста».

    В наше время, когда людям не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество.

   Социально-нравственный кризис возник не случайно. Это и опасность  существования человека в обществе, агрессивность окружающих, это тенденции к «закрытому образу жизни», низкой контактности, общению. Но, самая главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе в духе МИЛОСЕРДИЯ.

   Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека. В этот период происходит становление и развитие фундаментальных свойств психики. Ребенок развивается как субъект общения.

   Проблеме интеллектуального развития детей посвящено достаточно большое количество исследований, но вопросам эмоциональной сферы ребёнка, уделено гораздо меньше внимания. Эмоциональное развитие детей, как правило, рассматривалось в связи с их коммуникативным развитием или проблемой готовности ребёнка к школе. К настоящему времени ещё целый ряд важнейших сторон развития эмоциональной сферы детей оказался вне поля внимания. В частности, это касается развития эмпатии детей дошкольного возраста.

     Федеральный государственный стандарт образования (ФГОС), подчёркивает значение эмоционально – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Личность ребёнка, должна быть способной к сопереживанию, сочувствию, милосердию. Ребёнок должен адекватно воспринимать эмоции других людей. Всё это поможет ему успешно адаптироваться в современном мире.

    Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и, в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Существенную роль в формировании эмоциональной сферы ребёнка играет умение правильно воспринимать и оценивать эмоции другого человека. Современные дошкольники не всегда способны не только осознавать и контролировать свои эмоции, но и распознавать эмоции других людей.

   С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником нравственного развития.

Развитие эмпатии включает в себя три компонента:

 - эмоциональный (распознание эмоциональных состояний другого человека, дифференциация их)

- когнитивный (понимание внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека, я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации),

      - поведенческий ( способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи).

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить с эмоциями можно с четырехлетнего возраста; дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас  пополняется словами, обозначающими эмоции.

Начинать знакомство следует со следующих эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, страх. Дети учатся определять эмоции по мимике, жестам, интонации. Понимают, в каких ситуациях возникают те или иные эмоции.

Следующим этапом работы является знакомство детей с моральными чертами характера. Занятия этого блока помогут ребенку задуматься о нравственных и безнравственных качествах, отличать хорошее от плохого. Для изучения выбираются те черты морального характера, которые знакомы, понятны дошкольникам, с которыми ребенок сталкивается с самого раннего детства. А именно:

-отношение к людям (добрый – злой),

-отношение к труду (трудолюбивый – ленивый),

-отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный),

-волевые качества (смелый – трусливый),

-характеристики честности (честный – лживый).

Таким образом, на основе понимания эмоционального состояния другого человека, развивать сочувствие, обращая внимание на действенный компонент: а что Я могу сделать в этой ситуации, как помочь, поддержать и т.д. Этому могут способствовать как игровая, так и трудовая деятельность ребенка.

   Третий этап реализует задачу гибкого изменения поведения на основе понимания эмоционального состояния себя и других.

Огромное влияние на развитие человека оказывают родители, семья. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В семье закладываются нравственные, социальные качества.

Эмпатия в отношениях родителей и детей возможна только в том случае, когда родители понимают чувства детей, принимают участие в их делах и разрешают им некоторую самостоятельность.

Сочувствие у детей сопровождается актом альтруизма. Тот, кто наиболее чуток к эмоциональному состоянию другого, охотно помогает и  наимение склонен к агрессии. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственны детям, родители которых разъяснили им нравственные нормы, а не прививали их строгими мерами.

    Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Но к 7 годам это число растет. Если на 100 младших дошкольников приходится только 6% сочувствующих, то на 100 старших – уже более 50. Изменяется с возрастом и качество сопереживания.  Дети среднего дошкольного возраста начинают отзываться на беды и несчастья товарищей, но могут отреагировать парадоксально. И лишь старшие дошкольники не только адекватно откликаются на переживания ровесников, но и содействуют их эмоциональному благополучию.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

     Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...

Консультация на тему: "Игры и упражнения на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

Данный материал будет интересен как воспитателям, так и родителям детей-дошкольников....

Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии  у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей дошкольников «Воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста»

laquo;Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого; мы как бы выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека"Сэмлоэл Смайлс.Поведение детей на протяжении дошкол...

Консультация для педагогов «Метод «подарков» в воспитании эмпатии у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Метод «подарков» в воспитании эмпатии у детей дошкольного возраста»...