Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук.
консультация

Из данной консультации родители узнают, что такое тонкая моторика рук, почему так важно заниматься ее развитием.

Так же найдут материал о том, с какого возраста можно начинать занятия и варианты самих занятий, направленных на развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley._razvitie_melko_motoriki_ruk.odt29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А.Сухомлинский

Так что же такое мелкая моторика рук и почему так важно ее развивать?

Мелкая моторика - это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной.

Тонкая моторика — основа развития, своего рода локомотив всех психических процессов, включая память, внимание, восприятие, мышление, конечно же, речь. Именно поэтому необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школе.

С чего начать и как развивать мелкую моторику рук?

Прежде чем приступить к описанию способов развития мелкой моторики, хочу уточнить ряд принципов, которые следует учитывать при  подборе игровых упражнений и игрового материала:

  • учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка (как простой, так и сложный вид работы лишает ребенка интереса к выполнению);
  •  важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат. Личностные отношения взрослого и ребенка должны строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности (ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях);
  • занятие — это игра (овладение новой информацией должно приносить детям радость, быть интересным процессом);
  • хвалить ребенка;
  • игра должна быть доведена до конца (даже если вызывала затруднения);
  • во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы — уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес;
  •  работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически;
  •  учитывать длительность проведения работы (деятельность должна увлекать ребенка, а не утомлять его, лишая сил); упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых;
  •  постепенное усложнение игрового материала, упражнений (от простого к сложному).

Как же можно развивать мелкую моторику рук и когда нужно начинать это делать?

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

  Для развития мелкой моторики рук  можно использовать стандартный набор занятий:

  • плетение;
  • мозаика;
  • лепка;
  • конструкторы;
  • шнуровки;
  • пирамидки и др.

 также очень любимы детьми пальчиковые игры-потешки, такие как: «Сорока-белобока...», «Ладушки-ладушки...», «Идет коза рогатая...», «Пальчик-мальчик, где ты был?..», "Этот пальчик дедушка...” и другие.

Все мы знаем, что дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, придумывать для них новое применение. И только нужно направить их фантазию в нужное русло и мы уже пользуемся предметами, которые оказались у нас под рукой:

прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

щётки для волос, зубные щётки, - для массажа и самомассажа ладоней;

орехи;

решетка для раковины;

бусы;

карандаши;

резиночки для волос и т.д.

Приведу несколько примеров использования нестандартного оборудования для развития тонкой моторики рук:

Игры с крупными бигуди

Трудно ролик мне вести

Дети катают бигуди между

Прямо по дорожке,

ладонями вперёд-назад, руки

Так и хочется ему

держат перед собой.

Спрятаться в ладошке.

Убирают бигуди в обе ладони.

С. Ерошкина

Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу!»

Т.Волгина

игры с шестигранными карандашами

Карандаш в руках катаю,

дети крутят карандаш между ладонями.

Между пальчиков верчу,

пропускают карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживают его в определенном положении в правой и в левой руках.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Крутят карандаш между ладонямию

С.Ерошкина

Дети качают карандаш вправо-влево сначала двумя руками, затем-держа в правой руке, потом — держа в левой руке.

Карандашик в руки взяли,

вправо-влево покачали.

Что такое? Неужели

мы попали на качели?

Е.Колесникова

Открути и закрути

материалы: пробки и крышки.

Ход игры:

  • ребенок самостоятельно откручивает и закручивает разноцветные пробки;
  • выкладывание узора;
  • распределить пробки по цветам

Фасолинки

материалы: решетки для раковины, фасоль

ход игры: ребенок самостоятельно выкладывает по одной фасолине в каждую ячейку решетки.

Крабики

материалы: коктейльные палочки, заколки для волос «крабики».

Ход игры: ребенок берет коктейльную палочку и закрепляет на ней «крабиков» (по одному).

Разноцветные крышки, стеклянные камешки

Материалы: стеклянные камешки (марблс), цветные крышки.

1. Ребенок кладет по одному камешку в каждую из крышек.

2. Ребенок выкладывает любой узор из крышек, камешков.

Игра «Сплети коврик»

Оборудование: решёточка для раковины, разноцветные ленты шириной2,5 см , пришитые одним концом к краю решётки.
Описание: воспитатель просит детей сплести красивый коврик, вдевая ленту в окошки «сверху - вниз», «слева - направо». На начальном этапе воспитатель показывает, как нужно вдевать ленту в окошко.

Игра «Ежик»

Оборудование: дуршлаг, ватные палочки.

Описание :предложить ребенку вставить ватные палочки в отверстия дуршлага.

Надеюсь, что рекомендации помогут Вам в успешном обучении, воспитании и развитии  ребенка.

Литература:

  1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  6. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  7. Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.
  8. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  9. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  11. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
  12. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.-Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-144 с.
  13. Новиковская, О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей/О.А.Новиковская.-М.:АСТ;Спб.:Сова,2005

14.Источник: https://energy-family.ru/melkaya-motorika-ee-znachenie-i-razvitie/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья....