РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в старшей группе на тему «Зачем нужны бабушки и дедушки?»
материал (старшая группа)

Яровая Елена Владимировна

Цели: помочь родителям понять роль старших членов семьи в воспитании ребёнка;

 дать родителям знания про педагогическую ценность опыта старших в  воспитании у дошкольников чувства семьи;

помочь родителям правильно строить взаимоотношения со старшими членами семьи на основе любви и уважения;

дать родителям возможность применить приобретённые знания и умения на практике;

активизировать родителей к подготовке и проведению праздника «Бабушек хороших много есть на свете…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_rod._sobranie.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

в старшей группе на тему

«Зачем нужны бабушки и дедушки?»

Цели: помочь родителям понять роль старших членов семьи в воспитании ребёнка;

 дать родителям знания про педагогическую ценность опыта старших в  воспитании у дошкольников чувства семьи;

помочь родителям правильно строить взаимоотношения со старшими членами семьи на основе любви и уважения;

дать родителям возможность применить приобретённые знания и умения на практике;

активизировать родителей к подготовке и проведению праздника «Бабушек хороших много есть на свете…»

Предварительная работа: предложить родителям организовать совместную прогулку с бабушками и дедушками, составить фоторепортаж о проведённом досуге, провести анкетирование родителей на тему «Роль бабушек в воспитании вашего ребёнка», подготовить с ребятами рисунки для выставки « Моя бабушка (дедушка) самая(ый) лучшая(ий)».

Повестка дня

Ход собрания:

Вступительное слово воспитателя по теме собрания.

У славян издревле была прекрасная семейная традиция – жить большой и дружной семьей в одном доме. При таком укладе пожилому человеку всегда отводилась роль главы семейства. Но времена меняются, меняется наш образ жизни. И наши близкие и родные оказываются далеко от нас – за сотни и даже тысячи километров. Сжимается сердце иногда от того, когда видишь брошенных и забытых стариков, одиноко коротающих свои последние дни. А ведь народная мудрость учит не забывать своих корней, иначе можно остаться без будущего.

Когда мы говорим о воспитании детей, то главную роль, естественно, отводим родителям – мамам и папам. Но ведь немаловажную роль в становлении и развитии личности играют и другие близкие родственники – бабушки и дедушки. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей существенно. Прежде всего, это помощь, которую оказывают бабушки и дедушки, забота о них, пока родители на работе; ухаживают за ними во время болезни. Тем самым в большой степени помогают снять напряжение и перегрузки родителей.

В наше время очень много семей, в которых оставшихся без попечения родителей детей воспитывают дедушки и бабушки, семей, где бабушки берут на себя воспитание внуков, когда родители работают с утра и до позднего вечера. Как же влияют наши родители на наших детей?

Многие мамы и папы считают, что наши родители не способны воспитывать внуков, что они только портят ребенка, позволяя ему вольности. Это стереотип, имеющий мало общего с действительностью. Ведь не случайно в народе говорят, что человек становится настоящим родителем только с появлением внуков. На фоне мудрости, житейского опыта, которые появляются с годами, мы начинаем принимать ребенка безусловно, не пытаясь реализовать через него свое понимание, каким должен быть сын или дочь. Чаще всего именно бабушки и дедушки дают уверенность в себе, адекватное принятие жизни.

Отношение к воспитанию детей у всех разное.

Условно бабушек и дедушек можно разделить на пять типов.

“Тиран” – это авторитет, который заявляет безапелляционно: делай то, что я говорю, потому что я лучше знаю. Многие родители не хотят общаться с такими дедушками и бабушками и ограждают от них детей, поскольку такой натиск очень трудно выдержать. Тирания воспитывает в ребенке чрезмерное послушание и зависимость.

“Компьютер”– человек, который постоянно поучает, дает оценку всему. С таким человеком трудно общаться, особенно ребенку. Этот тип бабушки довлеет, напрягает, не исполняя прямой обязанности – учить быть компромиссным.

“Мученик” – это альтруист, для которого важнее всего служить ближнему. “Не обращайте на меня внимания, главное, чтобы у вас было все хорошо”– часто говорят такие бабушки и дедушки. У таких людей соответствующее поведение и с внуками, что имеет последствия в виде избалованности ребенка, которому позволяется все на свете.

“Приятель” – это человек, который потворствует в играх и шалостях, не признает никакой ответственности. “Я ничего не мог поделать. Это у вас такой ребенок”, – оправдываются такие дедушки и бабушки, когда родители обвиняют их в том, что не смотрели за ребенком, который “ходил на голове”. “Приятелям” скоро надоедают шалости растущего ребенка, а найти им альтернативу они не могут.

“Руководитель и проводник” – человек разумный, который знает все подводные камни, поэтому смело ведет ребенка по дороге жизни. Но в определенный момент, когда почувствует, что ребенок может сделать что-то сам, уйдет в сторону и даст возможность проявить себя. Человек мудро и здраво умеет балансировать методами воспитания, гармонизируя отношения с ребенком. Иначе говоря, такой человек остается гибким, что позволяет и внуку быть разным, тренироваться, пробуя себя в разных ролях.

Наверное, большинство мам и пап задавались вопросом: “А можно ли доверять стареющим родителям воспитание детей, не испортят ли они ребенка?”. Нет проблемы отцов и детей, есть недостаток культуры общения в семье, неумение и нежелание понимать другого. Дело не в установках или шаблонах, что бабушки портят и балуют, а в умении услышать и принять друг друга. Для дедушек и бабушек – это умение принять своих детей и внуков и не реализовывать в них своих ожиданий. Для мам и пап – умение быть снисходительными и толерантными (терпимыми) по отношению к старости. Поэтому вопрос воспитания бабушками связан, прежде всего, с психологией старости – на сколько человек стареет и как меняется его внутренний мир.

Вот три самые распространенные ситуации.

1. Бабушка занимается собой и не принимает участия в воспитании внуков. Когда дети просят посидеть с внуком хотя бы часок, у бабушки находятся неотложные дела. Возможно, что в свое время этой бабушке ее родители тоже не помогали в воспитании детей, поэтому она платит своим детям той же монетой. Но надо помнить, что такой порядок в семейной системе – это не навсегда и не на все поколения. Насколько родители сумеют сказать бабушке, что она им нужна, что она – неотъемлемая часть семьи, настолько у нее появится желание принимать участие в воспитании внуков, понимание того, что внуки – радость, а не повод для очередной ссоры.

2. Бабушка и дедушка - зло. Нередко встречаются семьи, в которых дети отстраняются от родителей, потому что в свое время натерпелись от них горя. Они уверены, что общение с бабушкой – выпивохой и дедушкой – тираном ничего хорошего ребенку не принесет. Как же поступить? Можно оградиться от частого общения с такой бабушкой, но уважение и умение принять ее со всеми слабостями и недостатками должно быть сформировано. Нужно сказать себе: “Да, мне как маме, это не нравится, но бабушка – часть моей личной истории, отвергая ее – мы отвергаем самих себя”.

Прятать ребенка от родителей мужа и от него самого свойственно также разведенным женщинам. Таким методом они добиваются лишь того, что формируют у ребенка комплекс страуса, который прячет голову в трудной ситуации. Выход из конфликтной ситуации может быть разным: уступить, пойти на компромисс или сотрудничество, убежать от конфликта.

3. Бывает, что бабушки- дедушки пытаются заменить живых родителей. Не сложилась у дочери семейная жизнь с отцом ребенка, а тут подвернулся хороший человек. Бабушка предлагает: давай я заберу ребенка, а ты строй свою жизнь и не волнуйся. Тем самым бабушка перекладывает ответственность за воспитание ребенка на себя. Это ошибочная установка – у каждого должна быть своя ответственность.

Воспитание – это метод проб и ошибок, но в первую очередь – это знания, а также умение применить эти знания на практике. Не нужно специально воспитывать, нужно помогать расти и развиваться нашим детям. И получится самый удачный результат, если царит уважение, доверие, понимание двух поколений – старшего и младшего.

Отрицать огромную роль бабушек в деле воспитания подрастающего поколения просто бессмысленно. В нашей стране это бессмысленно вдвойне, поскольку большинство молодых семей вообще не в состоянии без помощи бабушек обеспечить ребенку нормальные уход и воспитание.

Анализ анкет для родителей.

Мы провели анкетирование родителей на тему « Роль бабушек в воспитании вашего ребёнка» и сейчас готовы познакомить вас с результатами (результаты анкетирования).

Блиц-интервью с родителями « Ваше мнение».

Уважаемые родители! Передавая наш «микрофон» друг другу, кратко ответьте на следующие вопросы: - Какую роль в воспитании вашего ребёнка играют бабушки и дедушки? И почему? –Часто ли бывают разногласия в вопросах воспитания ребёнка? Если да, то как стараетесь их преодолевать?

Советы для родителей « Как строить гармоничные отношения с бабушками и дедушками».

  • Сразу же после появления ребёнка  в семье необходимо поговорить с вашими родными и объяснить им свои педагогические взгляды;
  • Объясните бабушке и дедушке, что их опыт очень важен, но ответственность за воспитание ребёнка полностью ложится на его родителей;
  • Не критикуйте действия бабушек и дедушек в присутствии ребёнка, лучше сделайте это наедине, корректно и тактично;
  • Не стремитесь изолировать вашего ребёнка от бабушек и дедушек, - они много чему могут научить;
  • Воспитывайте ребёнка таким образом, чтобы он уважал пожилых родичей;

Поэтическая минутка.

Уважаемые родители! Перед вами замечательное поэтическое произведение « Моя бабушка». Предлагаю вам вставить подходящие по смыслу  пропущенные слова и прочитать это стихотворение.

Очень бабушку мою –

Маму мамину ______.

У неё  ______  много,

А на лбу седая прядь,

    Так и хочется потрогать,

А потом __________.

  Может быть, и я такою

 Буду старенькой, ___ ,

  Будут у меня внучатки,

                                                И тогда, надев _______,

                                            Одному свяжу ______ ,

                                            А другому – башмачки.

(Слова для справок: люблю, морщинок, поцеловать, седою, очки, перчатки, башмачки).

Литературная викторина.

Уважаемые родители! Ваша задача вспомнить как можно больше сказок, где действующими лицами являются дед и баба.

Обсуждение ситуаций.

Уважаемые родители! В будущем вы и сами станете бабушками и дедушками. Давайте попробуем сейчас  поставить себя на их место и обсудим несколько жизненных ситуаций.

1. Часто у ребенка не одна бабушка и дедушка, и каждому хочется быть самым любимым для внука. А выражается это соперничество между родственниками так: «Кого ты больше всего любишь: бабу Веру или бабу Свету?», - ревниво допрашивает внука то одна, то другая бабушка. Одна задаривает внука игрушками, другая – сладостями. У ребенка уже выработалась привычка заглядывать в сумку и задавать неизменный вопрос: «А что ты мне принесла?».

Вопрос: Выскажите свое мнение о данной ситуации. Расскажите о своем опыте отношений с ребенком. (Обсуждение ситуации).

2. Как-то пришла бабушка за внуком в детский сад. К вечеру потеплело и мальчику разрешили не надевать курточку и шапку.

- На, бабушка, неси! А я так пойду.

- Я думала, ты не только мой помощник, но и бабушкин, - сказала воспитательница.

Мальчик смутился и сказал: «Давай, бабушка, я сам сумку понесу!».

- Ладно, уж, - говорит с иронией бабушка.

- Ну, как же, он и мне помогает и малышам тоже, - продолжает воспитательница, - он же большой и сильный.

Бабушка недовольно махнула рукой:

- Какой он сейчас помощник! Вот подрастет и станет помощником. А пока он еще совсем маленький!

Мальчик растерянно смотрит то на воспитательницу, то на бабушку: как поступить? Нужного решения он принять не успевает: бабушкина рука настойчиво подталкивает его в спину, навстречу к раскрытой двери.

Мальчик стремительно выбегает в дверь, не оглядываясь, выкрикивает:

- А я еще совсем маленький!

Вопрос: Есть ли ошибки в словах и поступках бабушки по отношению к ребенку? Как бы вы поступили в данной ситуации? Почему одни дети избалованны, а другие нет? Где корни избалованности, откуда они идут? (Обсуждение ситуации).

3. В автобус вошли бабушка с внуком. Пассажиры освободили место и мальчуган тут  же сел. Бабушка, поставив сумку ему на колени, встала рядом.

Пассажиры переглянулись: «Мы уступили место твоей бабушке. Она, наверное, устала». «Ты уже большой», - добавил кто то.

- Ничего, я постою, - сказала пожилая женщина. - Какой же он большой, это он такой рослый. Бабушка невольно поджимает губы, обращаясь к внуку, который намеревается встать: «Сиди, сиди, всем не науступаешься».

Вопрос: Представьте, что вы вошли в вагон со своим внуком. Ваше мнение о данной ситуации. (Обсуждение ситуации).

Подведение итогов обсуждения воспитателем.

Уважаемые родители! Как результат нашей плодотворной встречи, предлагаем вместе с детьми в ближайшем будущем провести Праздник-встречу с бабушками. Послушайте наши предложения по поводу организации и проведения этого мероприятия. Просим Вас высказать своё мнение по этому поводу, внести свои предложения. ( Обсуждение сценария Праздника для бабушек).

Мастер-класс для родителей по изготовлению подарков для бабушек своими руками вместе с детьми.

Воспитатель: Что ж. … Пришло время сделать окончательные выводы и подвести итог.

Каждая семья – это целый мир со своими правилами и традициями, со своими проблемами. Нет рецептов, которые подходили бы абсолютно для всех. Но есть законы и правила, которые соблюдать нужно всегда.

1. Ответственность за детей несут, прежде всего, родители. Они отвечают и за здоровье, и за воспитание, и за поведение детей. Поэтому в сложном организме, каким является современная семья, бабушки и дедушки, как бы ни был велик их опыт, имеют право совещательного, а не решающего голоса.

2. Молодые родители, пытающиеся воспитать ребенка самостоятельно, безусловно, правы. Но часто – только теоретически. Дети требуют времени. А у современных родителей его, как правило, нет.

Практически куда легче сделать все за малыша, чем добиться, чтобы он систематически – не в порядке игры на один день, на одно утро – выполнял определенные требования.

То, чего хотят молодые родители, в большинстве случаев правильно, – но неимоверно трудно! Психологически трудно. Если учесть, что родители общаются с детьми «вплотную» лишь по выходным дням и после работы, – да и в это время у них много разных дел, и дети бывают предоставлены бабушкам и дедушкам, даже когда мама и папа дома, – станет ясно, как трудно приходится дедушкам и бабушкам. Поэтому нужно быть благодарными бабушкам и дедушкам за их большой, но никому не видный труд.

3. Когда молодые жалуются на своих родителей, на их «устаревшие» методы воспитания, они не учитывают такого момента: если бы они сами занимались детьми – только детьми! – они не избежали бы многих ошибок, на которые жалуются. Им просто не хватило бы терпения, спокойствия, они бы дергали детей, думая, что достаточно два-три раза повторить приказ – и сразу выработается тот автоматизм, которого практически мы добиваемся десятилетиями… Пошел бы в ход и ремень, и окрики…

4. Надо стараться, чтобы дети не увидели, не почувствовали разногласий между взрослыми – они ведь очень быстро станут на них спекулировать.

5. Бабушки и дедушки нуждаются в тактичном отношении к ним. Если вы повысили голос на свою мать или отца в присутствии сына (и даже в отсутствии) – считайте, что когда-нибудь ваш сын поднимет голос на вас. Корректность можно привить детям одним-единственным способом: самим быть корректными.

6. Не забывайте о таком явлении, как поэзия старости. Есть великий смысл в том, что человек на склоне лет становится мягким, терпеливым. Лишать детей этого человечного, поэтического влияния неразумно и негуманно – не говоря уже о самих бабушках, для которых внуки становятся смыслом жизни и украшением старости.

7. При тактичном поведении родителей бабушки и дедушки могут многое внести в молодую семью. А чтобы на педагогическом ринге не было кровавых баталий, возьмите за основу поведения мудрый совет.

Берегите друг друга, добротой согревайте!

Берегите друг друга, обижать не давайте.

Берегите друг друга, суету позабудьте.

И в минуту досуга рядом вместе побудьте.

Ведь любовь близких, тепло родных, доброе слово, улыбка – это самое дорогое, что у нас есть. Мы будем очень рады, если сегодняшняя встреча хоть немного поможет вам и вашим близким. Мы подготовили для вас памятки для бабушек и дедушек.

Всем спасибо за внимание. Удачи! И помните: Всё в ваших руках!

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Каково участие бабушек в воспитании Вашего ребенка?

а) Только они и занимаются ребенком;

б) дают советы, которые я игнорирую;

в) дают полезные советы, к которым я прислушиваюсь;

г) я делаю все, что они советуют;

д) бабушки вообще не вмешиваются в процесс воспитания;

е) бабушки в целом следуют моим пожеланиям.

Другое___

2. Как часто Ваш ребенок общается с бабушками?

а) С одной из них мы живем вместе, другая приходит по выходным;

б) одна сидит с ребенком вместо няни, другая приезжает в гости время от времени;

в) бабушки работают «нянями» по очереди;

г) встречается с каждой раз в месяц;

д) встречается с каждой реже, чем раз в месяц;

е) не общается ни с одной из них.

Другое___

3. Были ли у Вас конфликты с бабушками на почве воспитания детей?

а) Постоянно;

б) редко, только по принципиальным позициям;

в) нет, никогда.

Другое___

4. Как Вы боретесь со стремлением бабушек делать все по-своему в воспитании детей?

а) свожу к минимуму их общение с ребенком;

б) провожу профилактические беседы;

в) каждый раз отстаиваю свою позицию;

г) не борюсь, так как у нас нет разногласий;

д) не борюсь, поскольку это бесполезно;

е) зачем бороться? На то и бабушки, чтобы баловать ребенка.

Другое___

Спасибо за участие!

Литература

1. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

2. Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 104 с.

3. Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека Воспитателя) (9).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в младшей группе на тему: «Зачем детям нужна мама».

Мама! Самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках.О чём мечтает каждая мать? О счастье своих детей. В мыслях матери-дети,...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Круглый стол «Зачем ребёнку нужна игра?»

Конспект родительского собрания в старшей группе. Круглый стол «Зачем ребёнку нужна игра?» Тема: «Зачем ребёнку нужна игра?»Форма проведения: Круглый стол.Цель: ...

Сценарий родительского собрания В старшей группе «Паровозик» Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»

Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы». Цель: - ознакомление родителей с особенностями  развития детей...

Родительское собрание в старшей группе «Радость» Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».

Родительское собрание в старшей группе «Радость»Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».Цель: ознакомление...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Круглый стол «Зачем ребёнку нужна игра?»

laquo;Нередко говорят, что игра для детей – дело серьезное. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и ...