Короткая уздечка. Подрезать или нет?
консультация

Хайрова Юлия Александровна

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korotkaya_uzdechka.docx140.24 КБ

Предварительный просмотр:

Короткая уздечка. Подрезать или нет?

https://nashehovrino.ru/wp-content/uploads/2020/04/H1-artgim-Novoperedelkino.jpg

  • Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.
    Подъязычная связка
    В норме длина уздечки составляет 1,5 см.
    Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).
    Подрезать или нет?
    Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.
    Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

    📌 Правила выполнения упражнений (по М.А. Поляковой ):
    1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
    2. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
    3. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

    📍Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка
    (Е. М. Косинова , Е. Н. Краузе , О.А.Новиковская ):

    🖌«Маляр»
    Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
    Красить комнаты пора.
    Пригласили маляра.
    Челюсть ниже опускаем,
    Маляру мы помогаем.

    🐴«Лошадка»
    Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
    Едем, едем на лошадке
    По дорожке гладкой.
    В гости нас звала соседка
    Кушать пудинг сладкий.
    Мы приехали к обеду,
    А соседки дома нету.

    🍄«Грибок»
    Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
    Я стою на ножке тонкой,
    Я стою на ножке гладкой,
    Под коричневою шляпкой

    С бархатной подкладкой.

    🙌🏻«Гармошка»
    Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.занятие на развитие уздечки
    На гармошке я играю,
    Рот пошире открываю,
    К нёбу язычок прижму,
    Ниже челюсть отведу.
    🥁«Барабан»
    Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
    В барабан мы сильно бьем
    И все вместе мы поем:
    «Д – д – д – д!»

    ✅«Качели»
    Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
    На качелях я качаюсь
    Вверх-вниз, вверх-вниз.
    Я все выше поднимаюсь,
    А потом – вниз.
    👃🏻«Дотянись до носа»
    Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
    ⚽«Футбол»
    Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались
    🐈🐈«Котёнок»
    На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.
    «Грибок» с элементами самомассажа
    Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.
    ❗Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений
    Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».
    🖐🏻Массаж уздечки языка
    Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт.Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

    ✅Растягивание уздечки Прием Е.В. Новиковой
    Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.
    Указательный и средний пальцы неподвижны

    ✅Упражнение «Крот» Прием Н.Г. Водовозовой
    Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
    – Во дворе горка, –
    Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
    – Под горкой норка. –
    Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.
    – В этой норке
    – Крот стережет норку.
    ✅Упражнение с резиновым колечком. (Ф.Я. Хорошилкина )
    На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

    ✅Правила постановки звуков при короткой уздечке (М.А. Полякова)
    Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
    Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
    Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.
    Описанная система работы успешно апробирована в течение нескольких лет с детьми 4-7 лет.

    КОРОТКАЯ УЗДЕЧКА: РЕЗАТЬ ИЛИ НЕТ? НА ЧТО ОНА ВЛИЯЕТ?


       Дети с укорочением подъязычной связки (уздечки языка) достаточно часто приходят ко мне на занятия. Передо мною и родителями встает вопрос: что делать?

        Итак, при укорочении уздечки надо обратиться к ортодонту и логопеду (если еще у него не занимаетесь). Ортодонт может направить к хирургу-стоматологу.
    К чему ведет укорочение подъязычной связки (ПС):
    ✅нарушает функцию сосания у младенцев;
    ✅мешает правильно произносить звуки;
    ✅вызывает смещение зубных рядов(кривые зубы);
    ✅ведет к формированию неправильного прикуса (открытый прикус)
    ✅возможно возниновение гингивита и пародонтита;
    ✅часто возникает рвота, попадание пищи в трахею (с сильным кашлем и удушьем) из-за недостаточной подвижности языка во время еды, заглатывание воздуха при еде;
    ✅закрепление инфантильного типа глотания;
    ✅у взрослых - невозможность широко открыть рот, разбрызгивание слюны во время разговора, ортодонтические проблемы, нарушения дикции, нарушения сна и апноэ во сне, боль и ограничение движения челюсти.
    Короткие уздечки губ снижают их подвижность и способствуют появлению диастем (щелей между зубами).

    Признаки укорочения ПС: 
    ✅во время сосания груди у малышей появляются звуки щелканья языком, беспокойное поведение и повышенная утомляемость. Ребенок плохо берет грудь, плохо набирает вес;
    ✅загибание языка вниз при его высовывании изо рта;
    ✅невозможность прикоснуться языком к нёбу;
    ✅трудность перемещения языка из стороны в сторону;
    ✅форма кончика языка «сердечком» при его поднятии или высовывании (см. фото);
    ✅некоторые звуки произносятся с просовыванием языка между зубами;
    ✅неправильно произносятся звуки «верхнего подъема» (при которых язык поднимается вверх): Т, Д, Н, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль, Р, РЬ.
            Всегда встает вопрос: резать или растягивать? На это влияют: возраст, тип уздечки (толщина, длина, эластичность, место прикрепления к языку), подвижность языка и его кончика, влияние на прикус.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?

Эта презентация для родителей, которые хотели бы узнать как определить у ребенка достаточной ли длины его подъязычная уздечка; что делать, если уздечка короткая; подрезать ее или нет? В презентации пр...

ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА: ПОДРЕЗАТЬ ИЛИ РАСТЯГИВАТЬ?

ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА: ПОДРЕЗАТЬ ИЛИ РАСТЯГИВАТЬ?Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.Как определить, достаточной ли длины подъязычн...

ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА: ПОДРЕЗАТЬ ИЛИ РАСТЯГИВАТЬ?

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка? У разных людей подъязычная с...

Консультация Короткая подъязычная уздечка? Подрезать или нет?

Информация для родителей - что делать если у ребенка укороченная подъязычная уздечка....

Советы логопеда для родителей. Как быть с уздечкой. Подрезать или не подрезать уздечку.

Часто перед родителями стоит вопрос: надо ли подрезать уздечку.?...

Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?

Что такое уздечка языка. Как выявить короткую подъязычную связку. Методы ее коррекции....

Консультация для родителей на тему: «Короткая подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?»

Консультация для родителей на тему:«Короткая подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?»Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Халанова Нина БорисовнаМногие ро...