Рекомендации родителям по обучению безопасному поведению дошкольников.
статья

В статье говорится о том, что такое "опасность", о психологических особенностях дошкольного возраста, правилах обучения безопасности и как добиться выполнения этих правил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по обучению безопасному поведению дошкольников.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Опасность – это явление, процесс или объект, способный в определённых условиях непосредственно или косвенно наносить ущерб здоровью человека. Причинить вред жизни и  здоровью людей могут: природные явления, предметы быта, другие люди, растения,  животные и многое другое.  В зависимости от места пребывания опасности могут подстерегать детей в быту, на природе, на улицах города. Опасность могут представлять незнакомые люди и т.д.

Воспитание безопасности – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте прежде всего в семье. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.  Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих детей.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье: воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить бережно обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице, дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получению травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Как правильно это сделать?  Прежде всего, необходимо ознакомить родителей с возрастными психологическими особенностями детей, чтобы во время достижения цели не навредить ребёнку.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Отличительной чертой дошкольного периода является формирование и развитие наглядно-образного мышления, ведущим видом деятельности является игра. Исходя из этих особенностей, строится работа по формированию основ безопасной жизнедеятельности.

Источник: https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/doshkolnyy-vozrast

Тактика обучения должна строиться с учётом особенностей мышления и интересов детей! Любые правила безопасности надо не только сообщать, но и закреплять, вводить в бытовую практику.

Правила обучения безопасности

  • обучайте заранее.
  • обучайте наглядно и разнообразно.
  • повторяйте и закрепляйте.
  • проверяйте, хорошо ли ребёнок усвоил правила безопасности, умеет ли он их применять.

Как добиться выполнения правил?

- Начинайте как можно раньше. То, что внушается в раннем детстве, очень прочно запоминается. Чем и необходимо воспользоваться.

Например, в очередной раз вы рассказываете малышу сказку про шустрого Колобка  и неназойливо комментируете его поведение: "Ой, Колобок, ты зачем один убежал из дома...". Такие короткие вставочки концентрируют внимание малыша на том, что может случиться, если... Если ты остался один ("Гуси — лебеди"), если нарушишь строгий запрет ("Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"), если встретишься с незнакомцем и с ним поведёшь разговор ("Глиняный парень"), если, поддавшись на соблазн, высунешься в окошко ("Кот, петух и лиса").

- Обучайте, играя.

Так, например, те же сказки можно не только читать да рассказывать, но ещё и разыгрывать мини-спектакли. Взяли две-три подходящих игрушки — и разыграли короткую сценку как, например, обманула лиса мужика. А можно и просто придумывать маленькие сюжеты.

"Как Зайка неправильно дорогу переходил", "Как одна девочка села в чужую машину и она увезла её неизвестно куда", "Как в кабинке лифта большой волк чуть Киску не съел".

"По тротуару, у самого краешка, шла кукла Маша, а мимо, по шоссе, проезжало много машин, и вдруг одна машина остановилась — и „цап-царап“ — Маша оказалась внутри, и её увезли...".

Разыграли — поговорили, а потом поискали вместе выход — что надо сделать, "как правильно поступить, чтобы в беду не попасть"? ("Где надо было идти кукле Маше, чтоб из машины её не могли схватить?"). И обязательно закрепляйте на практике то, во что вы играли.

- Повторяйте и закрепляйте. Просто используйте подходящие ситуации.

Например, Идёте по тротуару и спрашиваете: "Как ты думаешь, почему мы идём не у самого краешка?". Ребёнок должен сказать, что, во-первых, потому что опасно: машины проходят слишком близко, и, во-вторых, пояснить, в чём именно эта опасность для него заключается.

Ребёнок должен уметь сказать твёрдое "нет", должен уметь закричать, убежать, обратиться к кому-то за помощью. Многие дети стесняются или теряются, и чтобы этого не произошло, заранее тренируйтесь — вовлекайте ребёнка в активное действие. "Кто громче крикнет", "Как удрать от злодея", "Отыщи для себя помощников". Не важно, как вы назовёте подобные игры, главное — оттачивать нужные навыки, доводить их буквально до автоматизма.

- Помогайте приобретать собственный опыт.

Мы с вами знаем, чем опасен весенний лёд на пруду. А ребёнку мало узнать — ему надо в этом ещё убедиться. Подошли, взяли камень, бросили в пруд — путь ребёнок увидит, как проломится лёд, как разбегаются трещины во все стороны, как тонет брошенный камень... Конечно, об опасностях можно и просто поговорить, но вместе в практическим действием любая информация крепче запоминается!

Можно сто раз повторить дошколёнку: "Не узнав, кто за дверью находится, её открывать нельзя". Но этого мало! Нужный навык приобретается и закрепляется постоянными, регулярными тренировками.  Не всегда ребенок может правильно оценить ситуацию, поэтому лучше, если он будет выполнять поручения под бдительным контролем с вашей стороны. Вот раздаётся звонок. "Кто к нам пришёл?", — спрашиваете ребёнка и предлагаете ему самому подойти, посмотреть в глазок, спросить "Кто там?" (и так далее). А в следующий раз — пусть действует уже без подсказки. А вы наблюдаете, и выясняете, что запомнил малыш, а что — ещё нет, и в чём ещё нужно ему потренироваться, чтобы чётко усвоилось необходимое правило.

Имейте в виду: детям быстро надоедает однообразие, им становится скучно и они "отключаются". И — не усваивают информацию, которую хотим до них донести.

 Поэтому...

- Обучайте разными способами. Чем их больше — тем лучше.

Например, вы проходите тему "Почему нельзя уходить со двора... Вступать в разговор с незнакомцами" или "Что делать, если кто-то ломится в дверь" или "Как по телефону вызвать пожарных, полицию". Поиграть (проиграть ситуацию), побеседовать, обсудить подходящую сценку из фильма, нарисовать, придумать стишок, сделать плакат и повесить на видном месте, устроить соревнование, дать задание и проверить, как он выполняет его.

Обучая разными способами, вы убиваете сразу двух зайцев. "Заяц" первый: ребёнку не скучно, "заяц" второй: нужные навыки в процессе повтора и тренировок доводятся до автоматизма.

- Правила — соблюдайте!

Самым лучшим способом обучения детей является собственный пример. Если вы всегда внимательны к своей собственной безопасности, то и ребенок будет повторять эти же действия.

Дети учатся путём подражания — как обезьянки, они подспудно запоминают и повторяют то, что делаем мы. Если вы, например, регулярно перебегаете вместе с ребёнком дорогу в неположенном месте? Считайте, что вы на блюдечке поднесли ему разрешения игнорировать дорожные правила. И он это будет делать, нет, не сейчас, а когда подрастёт...

Подавайте детям пример предусмотрительности, осторожности — и это тоже станет примером для подражания. Не назидательно, а так, в подходящий момент. "Сейчас так рано темнеет, — рассуждает мудрая мама, — не пойдём по тёмному скверику, пойдём по дороге, там горят фонари". Вроде брошена фраза случайно, но случай за случаем, случай за случаем... Вот и отложится в голове.

- Объясняйте и побуждайте задавать вам вопросы.

Вообще старайтесь чаще комментировать свои действия — те самые, которые касаются безопасности. Вас застала гроза; прикидывая, где укрыться, вы говорите так, например: "Нет, мы не будем прятаться под этим высоким деревом: во время грозы это опасно", — и объясняете, почему. "И под аркой не будем прятаться — там темно, место совсем незнакомое... Добежим вон до того магазина, там много людей..."

Впрочем, полезно и по-другому: не выдавать "голую" информацию, а втянуть ребёнка в беседу. Задавать вопросы — пусть думает человек. Сам процесс "думания" уже помогает запомнить нужные факты более прочно.

Ещё лучше — побуждать малыша к тому, чтобы он сам задавал вам вопросы. Это хороший признак; значит — ему интересно, значит, новая информация оставит в памяти след.

- Не критикуйте. 

Ребёнок должен вам доверять, только тогда вы сможете быть в курсе событий и в случае необходимости — вмешаться, помочь

Особенно это касается подросших детей — мы слишком часто их осуждаем, и они затаиваются, и правды нам не говорят. А надо бы не осуждать, а рассуждать! Анализировать ситуацию. "Хорошо. Ты прошёл по тёмному скверику. Давай подумаем, что могло бы случиться...". И проводите примеры — примеры из жизни, из книг, из журналов, газет, из Интернета... И это уже будет не голое морализирование, а доказательное объяснение.

https://yandex.ru/turbo/7ya.ru/s/article/Bezopasnost-rebenka-kak-pravilno-obuchat-2018/

Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не только не научите ребенка правильно вести себя, но наоборот может способствовать негативному развитию конфликта. Ваша задача – научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правила дорожные детям знать положено, знает вся моя семья и, конечно, я!" (спортивно-познавательная игра для детей 4-5 лет и их родителей по обучению безопасного поведения на улицах и дорогах)

Данная спортивно-познавательная игра направлена на закрепление у детей навыков безопасного, культурного поведения на дорогах, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.....

Рекомендации родителям: "Простейшие правила безопасного поведения зимой".

Зима - это не только снежные и ледовые  забавы. Это еще и опасности, присущие именно этому времени года. Как обезопасить себя зимой?...

Консультация для родителей «Развитие навыков безопасного поведения дошкольников»

Описание работы по формированию у дошкольников определённой модели поведения:- предвидеть опасность;- уметь принять меры во избежание опасности;- уметь обращаться за помощью к другим;- уметь действова...

Сценарий спортивно - познавательной игры Правила дорожные детям знать положено, знает вся моя семья и, конечно, я! (для детей 4-5лет и их родителей по обучению безопасного поведения на улицах и дорогах)

Сегодня у нас семейная спортивно-познавательная  игра по правилам дорожного движения. 1ведущая.   Друзья! Мы  вас приглашаем отправиться в путешествие,...