Консультация для родителей "Роль музыкально-ритмических движений".
консультация

Фомина Светлана Викторовна

Подготовила и провела консультацию "Роль музыкально-ритмических движений" на родительском собрании  в младшей группе по теме: "Движение и речь", которое состоялось 18.05.2019г., музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rod._rol_muz.ritm_.dvizheniy.docx26.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль музыкально-ритмических движений, в развитии ребёнка»

Автор: Фомина Светлана Викторовна

 «Роль музыкально-ритмических движений, в развитии ребёнка»

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку и научиться этому можно у ребенка» А. И. Буренина

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.

В детском возрасте, причём в очень раннем, закладываются основы любви к музыке - этому величайшему из искусств. Через движение с музыкой идёт активный процесс приобщения ребёнка к музыке, её пониманию. Музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой. Поэтому необходимо как можно раньше начинать вовлечение детей в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику. Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке. А движение – это средство для передачи того, что в музыке выраженоДвижение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям особую выразительность и гармонию. Гармония (от греч.) – «согласие, лад, красота». Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем, кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?

Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.

«От красивых образов мы перейдем красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте» Платон

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в каком творческом направлении развивать ребёнка. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

В процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениямрешается целый ряд задач:

Дети обогащаются музыкальными впечатлениями, накапливают слушательский опыт;

- совершенствуют естественные движения (ходьбу, бег, прыжки);

- обучаются танцевальным движениям;

- совершенствуют психомоторные способности (развивают музыкально-ритмическое чувствомузыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой, формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений);

развивают творческие и созидательные способности детей (мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, навыки самостоятельного выражения движений под музыку, трудолюбие, лидерство, инициативу);

развивают коммуникативные качества (чувство партнёрства, взаимопомощи).

В процессе обучения дошкольников музыкально – ритмическим движениям, решается такая важная задача, как укрепление здоровья детей.

Музыкально – ритмическая деятельность способствует оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма, созданию необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.

Таким образом,вывод напрашивается сам собоймузыкально – ритмические движения не только всесторонне развивают детей, но и способствуют укреплению детского здоровья.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Что бы развивать своего ребёнка родителям не нужно надеяться только на детский сад и кружки. Нужно начинать развивать своего малыша самим.

Уважаемые родители!

Музыкально-ритмические игры помогут вам интересно, а главное с пользой проводить время с вашим ребенком, они являются хорошей профилактикой неврозов и сердечно– сосудистых заболеваний, прекрасным фундаментом для дальнейшего обучения ребенка.

-Улучшают общее физическое развитие, формируют осанку ;

-развивают слух, ритм, музыкальную память ;

-формируют навыки вербального и невербального общения;

-учат принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы;

-развивают мелкую и крупную моторику,слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Практические советы, что вы можете делать с ребёнком в домашних условиях:

Конечно же, важен ритуал приветствия, что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия, на развитии умения взаимодействовать с ребёнком, на создании положительного настроения. Например, валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия в ДОУ. Несложные тексты поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Например, логоритмическая песенка-распевка «Здравствуйте!»:

Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп. (хлопать)

Здравствуйте ножки – топ, топ, топ. (топать)

Здравствуйте щёчки – Плюх, плюх, плюх. (Погладить по щекам)

Пухленькие щёчки - Плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте губки. (чмокать 3 раза)

Здравствуйте зубки. (улыбаться, или щёлкать зубами)

Здравствуй, мой носик –бип, бип, бип.

Здравствуй сыночек или дочка – здравствуйте. (всем привет)

После такого игрового приветствия можно переходить к музыкально- развивающей деятельности.

Для любой деятельности нужно правильное дыхание. Очень важно научить ребёнка правильно дышать.

Например: Дыхательное упражнение. «Цветочек» предложить ребёнку понюхать «цветочек» (можно взять искусственный или нарисованный.)

Сделать вдох – носом, А выдох – через рот произнеся продолжительный звук «А-а-а» повторить 5 -10 раз.

«Самолёт»

Объясните ребёнку, когда мы вдыхаем через нос воздух – мы заправляем самолёт.

Вдохнули – заправились, а теперь полетели – выдыхаем издавая звук У_У_У –можно устроить соревнование кто дольше пролетит-прогудит. (можно добавить движение по комнате или на прогулке с расправленными руками-крыльями)

Пальчиковые игры«Червячки». благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация.

(Руки лежат на коленях, пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь– ползущая гусеница).

Раз, два, три, четыре, пять, Червячки идут гулять (повторить 2 р.)

(идут по столу указательным и среднем пальцем, остальные сжаты в кулак)

Вдруг, ворона выбегает

(складываем пальцы щепоткой—клюв раскрывается).

Каркает: «Вот и обед!”

(кулачки притягиваем к груди)

Глядь-а червячков уж нет!

Жестовые игры«Тук –тук молотком»

Исполнять как песню или как стихи и стучать кулаком о кулак на каждый слог.

Тук- тук, мо - лот - ком

мы по – стро - им но - вый дом.

«ДОЖДИК: КАП!»

Развивать умение четко произносить текст с ритмичным движение рук и ног.

Описание:

Выполнять упражнения, сидя на стульях. Ребёнокпроговаривает конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т. д.

Птица: кар, кар, кар!

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши.

Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.

Дети: ха, ха, ха! Вытягивают руки вперед ладонями вверх

Мама: ах, ах, ах! Качают головой.

Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.

Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.

«Дом».

Я хочу построить дом (Руки над головой в виде крыши)

Чтоб окошко было в нем. (Руки перед глазами. Пальцы сомкнуты в окошко)

Чтоб у дома дверь была. (Руки соединены боковыми сторонами к себе).

Рядом чтоб сосна росла. (Пальцы растопырены, руки тянутся в верх).

Чтоб вокруг забор стоял. (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены).

Пес ворота охранял. (Одна рука «пес» мизинец отводим вниз)

Солнце было (руками рисуем круг)

Дождик шел (встряхиваем руками).

И в саду тюльпан расцвел. (соединяем предплечья, пальцы растопырены)

Ритмические упражнения: выполнять по тексту.

Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко

Похлопаем немножко – очень хорошо!

Потопаем мы ножкой, потопаем немножко

Потопаем немножко – очень хорошо!

Фонарики покрутим, покрутим, покрутим,

Фонарики покрутим – очень хорошо!

И ножки выставляем, мы ножки выставляем,

Ножки выставляем – очень хорошо! (выставлять ножку на пяточку)

«Звероритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с четверостишьями.

Кошка села на окошко, Стала кошка лапки мыть,

Понаблюдав за ней немножко,

Мы все движенья можем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).

Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны).

Змея ползет тропой лесной,

Как лента по земле скользит,

А мы движение такое,

Рукою сможем все изобразить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).

Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны).

Стоит цапля на болоте, Ловит клювом лягушат,

И так стоять совсем не трудно

Для нас, для тренированных ребят.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).

Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)

Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны).

Зайка: сидеть на корточках.

Зайка маленький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так, он ушами шевелит. Встать

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так надо лапочки погреть. Хлопать в ладоши.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать. Прыгают.

Медвежата: ходьба на наружном своде стопы.

Мишка, мишка косолапый. Мишка по лесу идёт.

Мишка хочет ягод сладких, но никак их не найдёт.

Лошадка –высоко поднимать коленки.

Цок, цок, конь живой с настоящей головой,

С настоящей гривой вот такой, красивый.

Прыжки на двух ногах:

На полянке, на лужайке целый день скакали зайки.

Веселились, веселились к вечеру - все утомились.

Танцевальные движения «МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП»

Описание: выполнять движения под слова песни на музыку М. Гоголевой

Мы ногами топ-топ, топают

Мы руками хлоп-хлоп, хлопают

Мы глазами миг-миг, подмигивают

Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики

Раз – присели, два – привстали, пружинка

Раз, два, марш

Раз, два

Поиграть нам пора! 4 хлопка над Головой.

«НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС»

Описание: звучит музыка М. Соснина (выполнять движения по тексту.)

Музыканты, веселей! На проигрыш ритмичные хлопки

Барабанов не жалей!

Раз, два, три!

Три, два, раз! Большой пальчик здоровается с

указательным, средним, безымянным и

в обратном порядке.

Начинаем перепляс! «Пружинка»

Начинаем перепляс! Топают в ритм музыки

Собирайтесь, плясуны,

Бегемоты и слоны,

Зебры, ежики, еноты – «Пружинка»

Все, кому плясать охота,

Все, кому плясать охота! Топают в ритм музыки, в конце 2 коротких хлопка.

Жестовые музыкальные игры«Жираф».

У жирафа пятна, пятна,

Пятна,пятнышки везде:

На лбу, на ушах,

На шее и локтях.

Есть пятна на носах, на животах

На коленях и носках. (Ударяют ладошками по телу)

У слона есть складки (пощипывают себя)

А у кошки шерстка….(поглаживают себя).

А у зебры есть полоски(«рисуют» полоски боковой стороной руки).

Навыки игры на инструментах - бубне, погремушках, ложках и других инструментах, также активизируют детскую фантазию. В своих играх дети сами выбирают себе инструмент. Музыка воздействует эмоционально, поднимает настроение, придает действиям непосредственность и искренность. Детей сначала знакомят с инструментами, называют их, исполняют какую-нибудь мелодию, обращают на тембровую окраску, показывают приёмы игры.

Под фонограмму любой детской или народной мелодии играть стараться попадать в ритм.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют, качество музыкально- ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация.

«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ».

1. Желательно чаще посещать детский музыкальный театр, концерты, предназначенные для детей, с последующим обсуждением увиденного в семье. Необходимо учить детей слушать музыку и высказываться о ней.

2. Необходимы творческие задания, которые позволят каждому ребёнку в зависимости от своих способностей заниматься музыкальным творчеством. Например, музыкальный рассказ «Колобок»«Теремок»; стимулировать сочинение песенок, небольших танцев вокализацию стихов, повторение за взрослым песенок, попевок.

3. Завести "Дневник музыкального развития ребёнка», где отмечать развитие ребёнка от самого рождения ежегодно; помещать фотографии ребёнка, когда он поёт, танцует или слушает музыку; снимать ребёнка на видео фильм, записывать его выступления; отмечать его успешные и неудачные выступления в концертах, праздниках, конкурсах.

4. Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментахМузыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т. к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.

5. Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «Детский альбом» П. И. Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик»«Бременские музыканты»«Морозко», Муха-Цокотуха» и др. Советую приобрести для детей «Музыкальный букварь» В. Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Н. Кончаловской. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.

Как сказал композитор Д.Шостакович: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Памятка родителям, которые хотят развить у детей чувство ритма.

-старайтесь использовать любой подручный предмет, который можно отстукивать ритм песенки, стихотворения или просто слова.

- научите играть в ваши игры друзей ребенка.

Помните:

1. чем чаще вы будете играть с ребенком в музыкальные игры, тем быстрее ребенок будет развиваться и у него появится интерес к музыке, к ритму.

2. если говорить с ребенком спокойным голосом, правильно и чётко произносить слова, исправляя его речь, произнося по слогам слово, то ребенок научится чувствовать ритмику слов. Он быстрее научится читать, и ритмические игры будут для него более понятными.

3. только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии ребенка. Нужно широко использовать игровые ситуации и следить, чтобы ребенок не переутомился, не начал скучать. (Для консультации использовались материалы интернет - ресурсов)