Консультация для родителей «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД»
консультация

Бирюкова  Алла Александровна

Земля – наш единственный дом. Другой планеты у нас нет и не предполагается, поэтому относиться к ней нужно очень бережно: ребёнок должен об этом знать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_roditeley.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ   ПОДХОД»

                                                                   Воспитатель: Бирюкова А.А.

                                                                   

Земля – наш единственный дом. Другой планеты у нас нет и не предполагается, поэтому относиться к ней нужно очень бережно: ребёнок должен об этом знать.

Раньше, когда дела с окружающей средой обстояли получше, детей обучали природоведению. Рассказывали о названиях растений и о круговороте воды в природе. Вроде никуда она не девается, просто переходит из одного состояния в другое: тает, течёт, испаряется, выпадает в виде дождя и снега. Но, оказывается, не всё так просто! Источников пресной воды становится всё меньше, пустынь – всё больше. Одним природоведением теперь не обойдёшься – детям нужно прививать здоровые экологические привычки и учить их основам экологического мышления. А поскольку и для самих родителей это самое мышление – вещь абсолютно новая, приходится перестраиваться на ходу: набираться знаний и опыта.

        ЗЕРКАЛЬНЫЙ      ПРИНЦИП

       Приказами «Закрой кран!» от ребёнка ничего не добьёшься. Никто не любит, когда ему подают команды, а малыши в особенности. Они скорее сделают наоборот из чувства протеста. В коре головного мозга у каждого из нас есть так называемые зеркальные нейроны. В соответствии со своим названием они  «зеркалят» действия других людей: это один из механизмов обучения. Причём, едва ли не главный!

        Когда ребёнок видит, что мама во время чистки зубов выключают воду, он поступает так же. Но одного примера мало – малыша надо мотивировать на экологически правильное поведение.

        На родительском форуме по эковоспитанию пользуется популярностью рассказ одного папы. Он призывал детей экономить воду, чтобы сберечь деньги на оплате счетов за неё. А когда ребята не откликнулись на папин призыв, тот просто перекрыл воду наполовину, да к тому же ещё заткнул часть дырочек в сливе раковины. Она не успевает утекать – и детям поневоле приходится закручивать кран. Такое вот отцовское ноу – хау! Счета за воду  действительно сократились, но никакого экологического  воспитания по сути не получилось.

    Это был в лучшем случае урок экономии средств семейного бюджета. Меньше заплатить за воду, чтобы купить ребёнку велосипед, - неплохая мотивация, но отношения к заботе о природе она не имеет. Проще было бы установить краны с инфракрасными датчиками: подносите руки – вода течёт, убираете – перестаёт. А на электричество установить датчики движения. Ребёнок пробежал по коридору – свет выключился, вышел из него – погас. Никакого принуждения, вода и электричество сберегаются сами собой, но малышу обязательно нужно объяснить, зачем всё это делается.

      ОТКУДА ЧТО БЕРЁТСЯ

Расскажите про воду: откуда она взялась в кране?

       Воду из речки пить нельзя, её специально очищают на водозаборных станциях от глины, водорослей, песка, микробов. Чтобы не получилось, как в сказке про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, который напился грязной водички из копытця и стал козлёнком. Конечно, в сказке вред грязной воды преувеличен: превратить ребёнка в козлёнка она не способна, но уложить на больничную койку вполне может.

      Если очищенная вода будет течь из крана круглые сутки во всех квартирах всех домов в городе, водозаборные станции станут выкачивать всё больше воды из речки, и та в конце концов пересохнет. Что тогда случится? Пусть подумает, а вы подскажите: погибнут жившие в ней рыбки, обитавшие на её берегу лягушки, утки и прочая живность. То есть, произойдёт экологическая катастрофа, которую мы не можем допустить.

     Пересохших рек на нашей планете становится всё больше, а ведь без полива не растёт ни пшеница, ни горошек, ни клубника…

      То же самое и с электричеством: чтобы в доме горел свет, работали компьютер, холодильник, приходится топливо, а его запасы на планете небезграничны. Электричество вырабатывают и гидроэлектростанции, но для этого в реке должно быть много воды. Вот ещё одна причина не лить её понапрасну и не жечь зря свет.

                          СОРТИРУЕМ  МУСОР

Замечали, что с каждым годом мусорное ведро переполняется всё быстрее? Куча упаковок, пакетов, отходов… Что с этим делать?

      Может, не выбрасывать старый свитер, а распустить и связать шапку, а из конфетных коробок вырезать элементы для аппликаций? Ищите сами и приучайте ребёнка находить альтернативное применение вышедшим из употребления вещам. Пусть проявит фантазию! Приспосабливая для своих нужд уже имеющееся добро и, соответственно, не покупая новое, мы снижаем мусорную нагрузку на планету!

       Пакеты, одноразовые тарелки и бутылки могут лежать на свалке столетиями. Чего только стоят фотографии бедных морских черепах с вросшими в панцири пластиковыми вилками! А ведь без одноразовой посуды легко обойтись. И без пакетов тоже. Ходите в магазин с большой хозяйственной сумкой и объясняйте малышу, почему так делаете.

      Учите ребёнка сортировать мусор. Не поленитесь сдать бумагу в пункт приёма макулатуры. Для малыша это будет целое приключение: принесли кучу бумажного  мусора и спасли от вырубки дерево! Оно ведь тоже живое, так долго растёт, а мы пустим его под топор. В конце концов на планете не останется её зелёных лёгких – лесов. И откуда тогда возьмётся кислород, которым мы дышим? Кто будет его производить?

       Пищевые отходы можно пустить на компост, если у вас есть дача, или использовать как корм для бездомных  животных. Гуманное отношение к ним – основа эковоспитания. Пластик и жестянки  из - под консервов и напитков собираем отдельно. Пластик ни в коем случае нельзя сжигать, потому что в результате образуются сильнейшие экояды – диоксины. Батарейки тоже  положено не выбрасывать, а сдавать. Всего одна пальчиковая батарейка может отравить 400 л. Воды ртутью, кадмием и свинцом.

     

Не бросать на улице никаких фантиков – закон! Если все начнут сорить, город быстро превратится в свалку.

                       ОТМЕЧАЕМ  ЭКОПРАЗДНИКИ

        Поведайте малышу про День Воды 22 марта и День Земли, который ежегодно проводится 22 апреля.

     Подумайте, как лучше их отметить! И не пропустите Час Земли в последнюю субботу марта, когда ровно на 60 минут или даже больше люди из разных стран выключают в домах свет и электроприборы. Делается  это, что – бы наша планета отдохнула от так называемого светового загрязнения, а горожане увидели звёзды, которые не рассмотреть на небе при включённых фонарях.

     Проводить Час Земли дома можно не раз в год, а раз в неделю. Например, поужинать при свечах, поиграть в театр теней при свете фонарика. Для ребёнка это ещё и шаг к победе над страхом темноты. Оказывается, она может быть доброй и совсем не страшной. Меньше будет и капризов при отходе ко сну. Объясните: если ложиться спать с заходом солнца, не придётся допоздна жечь лишний свет, а это хорошо и для самого малыша, и для его родной планеты!

       А ещё ведь есть День Птиц 1 апреля и День защиты животных 4 октября.

Не каждые родители решатся взять в дом щенка или котёнка с улицы, но вывесить кормушку для птиц и покормить вместе с ребёнком бездомных или тех же уток на пруду вы, конечно, сможете. Забота о братьях  меньших помогает выработать в детях сопереживание и сочувствие – качества, на которых базируется экологическое воспитание.

      Статистика показывает, сто уже через два года объёмы потребления лекарств населением нашей планеты приблизятся к объёмам пищевой промышленности. Практически 50 % людей, живущих на Земле, будет принимать, как минимум, одно лекарство в день. И уже сейчас мы должны принимать меры по правильной утилизации лекарственных средств.

В Европе проводят различные мероприятия по мониторингу последствий попадания лекарств в окружающую среду. Результаты не утешительны: 50 % водных ресурсов Европы загрязнены остатками антибиотиков, антидепрессантов, противовоспалительных и гормональных препаратов. Сегодня в каждой европейской аптеке есть пункт приёма ненужных лекарств. Их принимают от граждан и передают специальным службам для особой утилизации. Надеемся, что и в России появится стандартная процедура утилизации лекарств обычными гражданами.