Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей", предназначен для работы с родителями в учреждении дополнительного образовании.
материал

Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_1.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Экологическое воспитание детей

в дополнительном образовании.

Неконтролируемое вторжение человека в природу, ее бездушная эксплуатация в течение столетий, особенно с началом промышленной революции, привели к тому, что состояние экологии стало угрожать качеству жизни людей и самому существованию человеческого общества.

За последние десятилетия произошло огромное число локальных экологических катастроф, негативно повлиявших на окружающую среду. Получаемые от природы блага люди возвращают ей обратно в отработанном виде, что оборачивается загрязнением планеты. И процесс этот нарастает с каждым годом. Уже несколько поколений жителей бьет тревогу, пытаясь привлечь внимание к этим вопросам.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Особый интерес у ребенка вызывает природа – жизнь в лесу, на лугу, во дворе, у дома. По этому поводу В.А. Сухомлинский заметил, что мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. И именно природа – зеленая лаборатория под голубым небом – во все времена и у всех народов была источником обучения, воспитания и развития. Путей решения экологических проблем немало, но среди них есть важный и непростой – развитие экологического образования и просвещения населения. Возникает задача воспитания поколения людей с экологическим мировоззрением, с развитой экологической культурой.

Экологическое воспитание и образование является одним из направлений государственной политики нашего времени. Основной смысл экологического образования и воспитания обучающихся состоит в формировании у подрастающего поколения новой системы ценностей в коммуникации с природой, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активной социально-экологической позиции; творческой трансляции ценностей экологической культуры в образовательном пространстве, а так же в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура учреждений дополнительного образования, формы и методы их работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания.

Система дополнительного образования более гибкая и имеет большие возможности для творческого и интеллектуального развития личности. Ее преимущества перед занятиями в учебном кабинете заключается в наиболее эффективном представлении конкретных проблем окружающей среды, непосредственно затрагивающие жизнедеятельность людей.

Дополнительное образование создает условия для практического исследования окружающей среды, воспитания человека с новым типом мышления, с экологически правильным поведением. В свободное от уроков время педагоги имеют большие возможности увлечь учащихся, привести их к поставленной цели: воспитанию гражданских чувств, патриотизма, ответственности, самостоятельности, развитию познавательных интересов, навыков трудолюбия, эстетической культуры, становлению активной жизненной позиции, обогащению положительным нравственным опытом.

Деятельность по экологическому воспитанию разнообразна по своей специфике и содержанию:

  • Проведение тематических мероприятий:

тематических бесед, лекций, диспутов («Лесная аптека», «Осторожно, их мало!» «Заповеди леса»);

конкурсов, викторин («Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Удивительная природа» «Чем я могу помочь?»);

выставок поделок, сделанных обучающимися из бросового и природного материалов;

открытых занятий для обучающихся других творческих объединений;

мероприятий совместно с родителями и для родителей («Посадим дерево», «Отдыхаем, не вредя» (семейный фотоархив), «Экологический десант»);

экскурсий («Экологическая тропа»);

литературных страничек по изучению произведений о природе, животных, птиц и т.д.

  • Поисковая деятельность:

работа с источниками массовой информации;

подборка материала из журналов, газет;

разработка и защита докладов, рефератов, проектов и т.д.

работа в Internet – сети;

ведение, фиксирование и обоснование наблюдений;

разработка и создание тематических информационных стендов («Экологический вестник», «Растения из Красной Книги», «Земля – наш дом»).

  • Творческая деятельность:

участие в конкурсах рисунков на заданные темы;

разработка и проведение мероприятий;

разработка интеллектуальных игр («Живое – неживое», «С какой ветки детки?», « Мы нужны друг другу») и т.д.

изготовление поделок из бросового и природных материалов;

участие в выставках различных уровней;

разработка тематических проспектов, брошюр, плакатов и т.п.

участие в семинарах, конференциях.

  • Практическая деятельность:

заготовка бросового и природного материалов для изготовления поделок;

изготовление и развешивание кормушек для птиц;

участие в субботниках по благоустройству территории.

Немаловажным фактором в формировании экологической культуры детей и подростков является работа живого уголка на базе учреждения.

Живой уголок – это центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, практической работы и проектной деятельности.  Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь и бережное отношение к природе.

Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, воспитания у них интереса и бережного отношения к ней. Участок является местом, где обучающиеся приобретают основы экологических знаний, приобщаются к научно-исследовательской работе, выполняют опыты, наблюдения.

Правильная организация работы по экологическому воспитанию позволит вырастить гармонически развитых детей, которые будут знать и помнить о том, что любовь к природе, понимание ее роли в жизни человека, ответственность за ее состояние в настоящем и будущем.

Результат проявляется в том, что дети сами не только начинают думать, что этот мусор надо убрать, пусть даже за кем-то, а этому деревцу надо помочь, замазав ранку на стволе, а птичек в этом лесу, парке, во дворе надо покормить, но и на практике могут применить свои знания.

Список использованной литературы

  1. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Снитко И.В., Воспитание экологической культуры у детей и подростков М.1999.
  2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей М. 2002.
  3. «Правмир» Экология для детей М. 2012.
  4. Архипенко Я.И. «Экологическое воспитание»
  5. Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие субъектности детей через формирование субъектной позиции родителей в учреждении дополнительного образования.

В данной статье раскрывается опыт работы по взаимодействию учреждения дополнительного образования с семьёй в рамках организации психологического клуба. Целью работы клуба является формирование субъект...

Квалификационная работа на тему : "Обучение английскому языку детей дошкольного возраста средствами игры в учреждении дополнительного образования детей"

В данном сборнике представлен теоретический и практический материал, который используется в обучении детей дошкольного возраста английскому языку. Сборник рассчитан на воспитателей дошкольных образова...

Роль народных праздников в воспитании личности ребенка в учреждениях дополнительного образования.

Роль народных праздников в воспитании личности ребенка в учреждениях дополнительного образования....

Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).

Четырнадцатый раз на сцене  ДДТ город  Донской проходит детский фестиваль  «Солнечный лучик». В этот раз все увидели  инсценировку, музыкальной сказки  «Дюйм...

Мастер-класс «Работа с родителями в рамках дополнительного образования с использования интерактивной панели»

Семья начинается с детей.  А.И.ГерценСемья – один из шедевров природы. Д.СантаянаОборудование: интерактивная панель, экран, аудиозапись.   Доброе утро, уважаемые коллеги...

Социально-педагогическое взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи (из опыта работы школы раннего развития «Росток»)

Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует развитие демократичной, открытой, гуманной системы дополнительного образования и требует нового ...

Консультации для родителей. Для чего нужна музыка в учреждениях дополнительного образования.

Для чего нужна музыка в учреждении дошкольного образования      Мы хотим познакомить вас с тем, как осуществляется музыкальное развитие ваших детей;  что для этого делается в стена...