Роль народных праздников в воспитании личности ребенка в учреждениях дополнительного образования.
материал на тему

Романова Мария Владимировна

Роль народных праздников в воспитании личности ребенка в учреждениях дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль народных праздников в воспитании личности ребенка в учреждениях дополнительного образования.

Народный праздник – совершенное явление народной культуры, проявление «весьма» содержательно наполненного свободного времени народа, образец удивительно емкой комплексности сюжетов и приуроченности к той или иной теме ритуальных действий участников. Это всегда увлекательный спектакль, где артисты и участники – одно лицо, где как бы само собой происходит перевоплощение, где в результате многократного проигрывания одних и тех же игровых упражнений (песенных и танцевальных, силовых состязательных) происходит накопление участниками практического опыта культурного (с социально-значимыми целевыми установками) времяпрепровождения.
Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания подрастающего поколения.

Современная система массовых народных праздников это своеобразная педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Анализ опыта организации и проведение народных праздников по всей России позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы: принцип всеобщности, принцип использования активности и самодеятельности людей, принцип дифференцированного подхода к участникам. Для системы воспитания в учреждениях дополнительного образования немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности в любом виде искусства. Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества. Праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.

Народный праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации детей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа.

Функции народных праздников: развивающая, информационно-просветительная, культурно-творческая, рекреативно-оздоровительная. Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его развития.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Праздник – целостная система художественных образов. У каждого народного праздника – своя история, отражающая историю Отчизны. Значимость праздников, особенно детских, невозможно переоценить, ибо они, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества – обрядов, ритуала, традиций и т.п.

Праздники – сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. Праздничные дни – ярчайшие события жизни, некие социальные рубежи, перспективы, на которые ориентируются, которые ждут. Событийность – феномен праздника. Праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка.

Таким образом, современная система массовых народных праздников это своеобразная педагогическая система, воспитание истинно русского гражданина своей родины нужно начинать с малого – с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся в России. С ранних лет, с дошкольного возраста необходимо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности огромная, потому что будущее России – в подрастающем поколении.

 

Методика работы над сценарием народного праздника для детей. 

Немаловажную роль в успешном проведении народного праздника, особенно для детей, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия зависит успех и оригинальность всего мероприятия. Для детей необходимо главное условие интерес, оригинальность, разнообразие.

Сценарий - подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются праздник.

Первым шагом в организации народного праздника является определение темы.

Тема - это круг жизненных явлений, отобранных педагогом дополнительного образования.

Идея - это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.

Тема обычно задана в самом начале праздника, а к идее как к общему главному выводу педагог должен подвести участников и зрителей в финале программы.

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария.

В драматургии народного праздника вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии народного действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, в сборке разнородных эпизодов, номеров и «аттракционов».

Действие народного праздника, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический материал, от пластического к музыке, от музыки - к слову и т.д.

И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.

Сюжетный ход - художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку.

Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.

Следующая часть композиций – основное действие т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт.

Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:

1) Строгая логичность построения темы.

2) Нарастание действия.

3) Законченность каждого отдельного эпизода.

4) Конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точки в развитии действия.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Сочетание информационно-пропагандистской и эмоционально-образной линий театрализации, бесспорно, должно опираться на отношение человека традиционной культуры к окружающей его природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическое сопровождение развития ребенка от 3х месяцев до 1 года в условиях учреждения дополнительного образования детей"

Известный педагог А.С. Макаренко сказал: «Воспитание начинается с первого вздоха ребёнка, и если мать начала думать о воспитании сына на шестом месяце его жизни, то она опоздала на полгода». В первый ...

Роль народной музыки в развитии личности ребенка (из опыта работы)

В статье обобщается практический опыт музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Народная музыка способствует развитию ребенка, формируя у него чувство ритма и воображение, активируя память, м...

Роль дидактической игры в воспитании личности ребенка

роль дидактической игры в воспитании личности ребенка...

Роль народных традиций в воспитании нравственности ребенка

Роль народных традиций в воспитании ребенка трудно переоценить. Еще Л.Н.Толстой писал, что духовность и нравственность- самые главные качества личности человека. Бездушие человека-самое страшное, что ...

Консультация для родителей « Роль народной культуры на формирование личности ребенка»

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.Старая ...

«Роль народной музыки в развитии личности ребенка».Методическая статья Чеботарёвой Л.П. МБДОУ №24 «Аленький цветочек», г. Новошахтинск.

Музыкальная культура и народная музыка в частности, способствует становлению личности ребенка, формируя у него воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительнос...