Воспитание любви к природе с раннего детства.
статья (младшая группа)

Советы родителям, как воспитать любовь к природе у малышей с самого раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyubvi_k_prirode_s_rannego_detstva.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любви к природе с раннего детства.

Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев, цветов…

Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

С природой малыш сталкивается ежедневно. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения, оценить расстояние на «глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает».

В этом сложном познании мира велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка.

Рассказывайте о том, как богата  и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным  (зимой - далекое, холодное, а летом – жаркое), а луна - не всегда круглой.

Малыш усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

Ребенок, как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит и в отношении к природе ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются зеленой листвой, прозрачным, сверкающим ручейком, нежным цветком, и дитя, можно сказать, с «молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.

И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет, бездушным и жестоким. Если мама собирает цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, папа оставляет мусор после пикника, малыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, что лишенное воды и питания растение, как и все живое страдает. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит все его поведенческие реакции в тех же ситуациях.

Повторим: только человек способен видеть, создавать, и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор и т. п. Эти истины ребенок усваивает в раннем детстве не только через слово, но, главным образом, через поступки взрослых. Они «открывают» малютке духовные, чисто человеческие ценности своим восприятием мира.

Например:

Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он нас не встретит на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головкой: «Здравствуй, Артемка!» И нам будет грустно.

Так мама формирует у малыша доброе, ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому.

Приемы с целью воспитания у детей любви к природе:

  • Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка…
  • Вызвать доброе чувство к рассматриваемому объекту.
  • Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, с травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка машет тебе своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».
  • Вводить в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
  • Отожествлять природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик…
  • Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла…)
  • В присутствии малыша не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво! Так нельзя делать!»…

Природа- это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается, необыкновенной окраске крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу. Первые прогулки в лес, на луг…Кто из родителей не наблюдал этой бесконечной радости и счастья. Взрослый открывает ребенку многие свойства вещей и явлений, уточняет представления.

Главное, научить ребенка замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т.д.

Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. При умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали. Так, он замечает многообразие оттенков зеленого цвета, разного в зависимости от освещенности кроны дерева лучами солнца, от времени года, возраста растения.

Взрослый обращает внимание ребенка на молодые побеги, которые окрашены ярче: можно узнать, на сколько подросла елочка, обращает внимание на луг - желтый, белый или голубой, от распустившихся на нем  цветов.

Развивая сенсорную культуру, взрослым следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь должна быть немногословной, но точной, яркой, доступной пониманию ребенка. Важно, что бы ощущения малыша связывались со словом.

Повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним.

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов, пишущих для малышей.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью - сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега…

В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного, эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать и любить природу, беречь и охранять родную природу, ведь это наш общий дом. Успехов Вам в воспитании малышей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе".

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные ...

Консультация для родителей Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные по...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.   Деятельность человека в ...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"

Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...