Буклет для родителей "Развивай-ка". Тема: Развивающий предметный мир
занимательные факты

Маргарита Фатеева

                  Взрослым очень непросто: у них нет опыта воспитания детей в такой предметной среде, потому что они сами воспитывались в других условиях. И нередко «старые» приёмы воспитания не срабатывают и нужно «изобретать» новые. Французский детский психолог Жан Пиаже говорил: «Процессы приобретения знаний тоже могут рассматриваться как источник равновесия между психикой и миром». Значит, взрослым для сохранения равновесия тоже приходится развиваться в предметном мире ребёнка, чтобы взаимодействовать с ним. Но ребёнок гибче и быстрее приспосабливается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayka.docx13.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий предметный мир

                 Современный мир насыщен информацией и существенно отличается от того, который был 20 лет назад. Накопление знаний человечеством – это результат постоянного осознания человеком окружающей действительности. Современным детям известно, что такое «пазлы», «скейт», «компьютер», «диск» и т.п. Барби, Робокопы, герои звёздных войн, покемоны и прочие потеснили героев Н.Носова, Б.Житкова, С.Михалкова и других детских писателей. Ф.Г.Раневская однажды сказала: «Я или старею и глупею, либо с молодёжью что-то не то. Раньше я не знала, что отвечать на их вопросы, теперь я даже не понимаю, о чём они спрашивают».

                  Взрослым очень непросто: у них нет опыта воспитания детей в такой предметной среде, потому что они сами воспитывались в других условиях. И нередко «старые» приёмы воспитания не срабатывают и нужно «изобретать» новые. Французский детский психолог Жан Пиаже говорил: «Процессы приобретения знаний тоже могут рассматриваться как источник равновесия между психикой и миром». Значит, взрослым для сохранения равновесия тоже приходится развиваться в предметном мире ребёнка, чтобы взаимодействовать с ним. Но ребёнок гибче и быстрее приспосабливается.

                Предметный мир многообразен: это и собственно предметы, вещи, и отношения, взаимодействия. Предметный мир, окружающая среда – это то, что влияет на развитие речи, интеллекта, на физическое развитие, обеспечивает усвоение культуры, правил общения, норм взаимодействия, развивает эмоциональную сферу, формирует привязанности.

                Семья – это тоже среда. Мы часто не отдаём себе отчёта в том, сколько вокруг ребёнка обучающих ситуаций: как разговариваем в магазине, по телефону, с подругой, как реагируем на болезнь ребёнка, на успехи, на чью-то радость и т.п.

                 И каждый взрослый для посторонних ему детей (на улице, в транспорте, в гостях и т.д.) – тоже предметная развивающая среда. Что могут дети от нас услышать, когда мы снижаем самоконтроль и самокритику? Девочка подходит к гостье и лижет её платье. На удивлённый вопрос женщины четырёхлетняя кроха отвечает: «А мама сказала, что у тебя платье безвкусное». Окружающая среда не безлика, а вполне конкретна. И каждый из нас несёт свою долю ответственности за происходящее.

                 Предметный мир становиться обучающим только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых – увидеть и подать. Преподнести, раскрыть ребёнку окружающий мир и научить смотреть, познавать, изучать. Для детей 2-5 лет слово выступает как предмет, они играют словами, как конструктором («черпалки», «льзя» и многое другое именно поэтому и появляются на свет). Иные родители ограничиваются покупкой уймы игрушек и игр, думая, что этим обеспечили развитие ребёнка. Предметный мир должен быть разнообразным, но не перегруженным. А главное – развивающим.

                 Ребёнок должен попробовать свои силы и способности в разных видах деятельности: в пении, танце, рисовании, лепке, игре на каком-либо инструменте, заняться понравившимся видом спорта и т.д. Он должен убирать за собой игрушки, играть, осваивая роли и профессии, чтобы развить заложенные задатки и способности. Дети с нарушенным развитием в этом отношении нуждаются в повышенном внимании и в большем терпении. И для такого ребёнка надо обязательно найти область, компенсирующую неуспехи: пусть медленнее соображает, зато быстрее всех бегает, пусть медлительный, зато очень аккуратный и добрый и т.п.

               Итак, с одной стороны,  родители открывают ребёнку мир предметов и отношений, рассказывают об их назначении и смыслах, учат правильному обращению. С другой стороны – дети обращают  внимание на такие явления, которых не было в мире детства родителей. И родители тоже должны развиваться, учиться, чтобы сохранить ведущие позиции в воспитании и развитии ребёнка, быть для него интересными личностями.

Мы готовы помочь вам, а вы помогите своим  детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:«Развивающая предметно -пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка»

«Развивающая предметно -пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического   здоровья ребенка»у детей дошкольного возраста...

Консультация на тему "Развивающая предметная среда дома"

Ребенок должен осваивать все пространство квартиры, действовать, играть. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей....

Методическая разработка на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС» в форме технологической ситуации с педагогами ДОО

Методическая разработкана тему: «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС» в форме технологической ситуации с педагогами ДОО...

Презентация для воспитателей на тему :"Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Данная презентация создана в помощь воспитателям для создания развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. В ней раскрыты принципы построения  развивающей среды, ...

Доклад по теме: «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС....

Сообщение на тему "Развивающая предметно-пространственная среда"

Делюсь опытом по наполнению среды группы развивающими предметами и материалами....

Презентация по теме: "Развивающая предметно- пространственная среда "

Включает в себя предметно-пространственную среду в ДОО...