Информация для родителей "Роль труда в воспитании дошкольника."
материал (старшая группа)
В процессе трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, а также удовлетворение от достигнутых резльтатов. Важно научить детей не только индивидуальной работе, н также привить им навыки взаимодействия в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovaya_d-st.docx | 696.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль труда в воспитании дошкольника.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.
Труд – это, пожалуй, один из главных механизмов воспитания детей дошкольного возраста. Помимо того, что труд является главной обязанностью каждого человека, он также может служить источником радости и самореализации. В процессе трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, а также удовлетворение от достигнутых результатов. В самом раннем возрасте нужно внушать детям тезис о пользе труда как для личного блага, так и для окружающих.
Современная педагогика уделяет колоссальное внимание формированию личности дошкольников, а трудовое воспитание играет здесь не последнюю роль. В этой связи активно изучаются стили поведения ребенка и взаимоотношения его с окружающими в процессе трудовой деятельности. Кроме того, важно выстроить воспитательный процесс так, чтобы в процессе труда удовлетворялись потребности ребенка. Важно научить детей не только индивидуальной работе, но также привить им навыки взаимодействия в коллективе. Для того, чтобы реализовать подобный проект, воспитателем должна быть создана определенная атмосфера, которая подразумевает выполнение следующих условий:
- в детском коллективе должна царить дружеская атмосфера, располагающая к совместному труду;
- педагог должен собственным примером заинтересовать детей в выполнении той или иной работы;
- трудовая деятельность должна быть обыграна таким образом, чтобы имело место как коллективное взаимодействие, так и личная ответственность за результат;
- выработка системы стимулов и поощрений.
Воспитание этой потребности - одна из ряда показателей трудолюбия:
- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;
- готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально -положительного отношения к труду;
- адекватная оценка результатов деятельности;
- аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.
Теоретические аспекты трудового воспитания.
Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направлено на уход за собой. Воспитательное значение этого вида труда заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни группы детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, в уголке природы и в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей и полезные практические навыки; формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее).
Практические аспекты трудового воспитания.
В процессе труда происходит:
-накопление практического опыта,
-формирование навыков и умений,
-формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата)
-формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий)
-расширение кругозора,
-расширение словарного запаса,
-расширение представлений о сенсорных эталонах,
-участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,
-ощущение радости от результата труда,
-проявление внимания к партнерам по труду.
Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка, формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.
Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.
Детский труд своеобразен:
- он прост по содержанию;
- доступен по характеру выполняемых действий
- связан с игрой.
Связь игры с трудом выражается на первых этапах в том, что дети 2-3 лет в игре отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд. Для воспитания интереса у младших дошкольников к самообслуживанию, для упрочнения трудовых навыков широко используются игровые приёмы, игры, занятия с показом действий, упражнений. Упражнения переносятся так же в игры детей с куклами (дети кукол одевают, причёсывают и т. д.) В младшем возрасте разнообразная трудовая деятельность связывается с играми детей.
- уборка игрушек
- мытьё игрушек
- стирка кукольного белья и т. д.
Дети 5 лет могу уже многое делать для своих игр. Часто труд может быть организован в форме игры (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках).
У детей 6-7 лет большой интерес вызывает именно тот труд, который организован в форме игры: «мастерская по починке и изготовлению игрушек» и т. д. Однако у детей 6-7 лет возможно воспитывать серьёзное отношение к труду, умение отличать труд от игры, осознавать необходимость труда, поступаться игрой, если нужно выполнить поручение.
У детей 6-7 лет появляется интерес к труду, если он понимает необходимость работы. Несмотря на то, что трудовая деятельность у дошкольников находиться на начальной стадии развития, она должна быть:
- осмысленной
- радостной
- творческой.
Очень важно, чтобы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности:
- инициатива
- товарищеская взаимопомощь
- хорошее выполнение работы
- доведение её до конца.
Организация труда с детьми, воспитатель должен помнить:
1.Любой труд должен быть
- целесообразным;
- необходимым;
- понятным;
- интересным;
- выполняться детьми с удовольствием.
2. В процессе труда должно быть не только физические, но и умственные (условия) усилия.
3. Труд должен способствовать познанию окружающего мира, открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.
4. Труд должен быть
- посильным
- доступным
- хорошо организованным
- дозированным по объему и во времени.
5. Необходимо учитывать особенности физического развития детей.
6. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудиться вместе с детьми.
Ознакомление с процессом труда должно служить содержанием – фоном, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться с положительным и негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Педагог может использовать эти случаи для формирования ответственного отношения к труду, важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский труд ---- как воспитание дошкольников.
Что такое детский труд? Это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Детский труд ---- это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться....
"Умственное воспитание дошкольников" (информация на конкурсе воспитатель года 2015)
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.Задач...
Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.
Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....
Информация для родителей: «Танец, как игра в воспитании дошкольников».
Игра удивительна. Она сопровождает человека от глубокой древности до современности. Когда-то игра была не просто развлечением, а скорей учебой, наставлением. И хотя человек на протяжении своей жи...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...
Консультация для родителей: «Труд - средство воспитания дошкольников»
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых, поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослы...
Информация для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"
Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде...