Консультация для родителей "Блоки Дьенеша"
статья

Обабкова Татьяна Николаевна

Игры с блоками в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx146.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Играем с логическими блоками Дьенеша»

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до 10 лет. Блоки Дьенеша предназначены для развития логического мышления детей, с их помощью ребенок учится группировать предметы по нескольким признакам в данном случае цвет, форма и объем.. Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях из области математики как логическая задача, алгоритм, кодирование информации (кодирование происходит с помощью графических изображений). Игры с Блоками Дьенеша – это несомненно полезно и интересно.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);https://fsd.multiurok.ru/html/2020/09/04/s_5f51e4046d3af/1517890_3.png

б) четырех цветов (красный, синий, желтый);

       в) двух размеров (большой, маленький);

       г) двух видов толщины (толстый, тонкий).     

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д,  а по ходу действий рассуждает.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.

К вашему вниманию несколько игр:

1. Игра «Домик».

Для этой игры понадобиться лист бумаги и фломастер. Лист следует разделить на шесть квадратов, каждый из которых будет выступать в роли «комнаты». В пять комнат следует «заселить» блоки определенных цветов, а шестую комнату оставить незаселенной и предложить малышу догадаться, фигур какого цвета не хватает в незаселенной комнате.

2. Игра «Этажи»

Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

3. Игра «Домино»

В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.

Как ходить?

Фигурами другого размера (цвета, формы).

Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.

Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).

Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.

Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

4. Игра «Делимся»

Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы». Усложняем игру – нужно разделить фигуры так, чтобы у кошечки были все синие детали, а у мышки – все треугольные.

5. Игра «Обобщенная цепочка».

На листе бумаги нарисовано несколько кругов, соединенных линиями. Требуется в каждый круг положить по фигурке из набора так, чтобы в кругах, соединенных линией, лежали фигуры, отличающиеся в точности одним признаком (а в кругах, не соединенных линией)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал".

В консультации дается представление родителям: что такое блоки Дьенеша и что развивают у ребенка игры с блоками....

Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша....

Консультация для родителей на тему «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления ребенка»

Консультация знакомит родителей с логическими блоками Дьенеша и способами их использования с работе с детьми...

Консультация "Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в играх с детьми"

Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в играх с детьми...

Консультация использования блоков Дьенеша и палочек Кьюзинера

Консультация использования блоков Дьеннеша и палочек Кьюзинера...

Консультация "Игровые технологии Дьенеша"

Подготовка мышления детей к освоению математических знаний. Формирование умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства...