Консультация для родителей "Умственные способности дошкольников
консультация

Степанова Анна Александровна

Умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие — сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.  УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие — сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Ядром умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности — это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний.

2.  ОБЩИЕ ВОПРОСЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В детском саду обеспечивается специально организованный воспитательно-образовательный процесс, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. При этом умственное воспитание ребенка выступает как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, и как формирование определенных качеств личности.

 Большой интерес представляют исследования Ю. К. Бабанского. Он выделяет три основные группы методов обучения:

1) стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности детей;

 

2) организация и осуществление учебно-познавательных действий;

З) контроль и самоконтроль эффективности учебно-познавательной деятельности.

Одна из характерных особенностей дошкольников заключается в недостаточном развитии произвольных действий, произвольного поведения. Поэтому в дошкольном возрасте основным мотивом учения является познавательный интерес. Именно наличие у ребенка познавательного интереса к учению повышает эффективность процесса обучения и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями. В связи с этим особую роль в процессе обучения дошкольников имеет стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности детей, формирование интереса к учению. Сам же интерес к учению в значительной мере зависит от широты и устойчивости интересов ребенка к окружающим его предметам и явлениям, от умения творчески, со своих детских позиций осмысливать новые факты и события. Создание специальных условий и ситуаций, в которых дети в полной мере начинают ощущать радость первых открытий, радость самостоятельного добывания новых знаний и конструирования способов умственной деятельности – все это формирует познавательный интерес. А эмоциональное состояние ребенка в процессе познавательной деятельности позволяет формировать прочные познавательные навыки.

Формирование интереса к учению — это важнейший момент подготовки детей к школе. Опыт школьного обучения показывает, что у отстающих учеников, как правило, слабо развиты познавательные интересы.

3. Познавательная мотивация

СИЛА МОТИВАЦИИ

Важный  момент психологической подготовки к школе — выработка мотивации. Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно. А при наличии мотивации, как известно, человек может сдвинуть горы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Школьное обучение — это, прежде всего приобретение систематических знаний. И если у школьника имеется познавательная мотивация, то удовлетворение от того, что он узнает в школе новое, чего он раньше не знал, будет всегда перевешивать те трудности, которые он может встретить на уроках. Для нежелания учиться, в этом случае, просто нет почвы. Успешными будут дети, которые умеют самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать информацию. Развитые умственные способности обеспечат ему ситуацию успеха в различных видах деятельности. Для ребенка не будет проблемой, если он что-то не знает, он сможет найти информацию, узнать новое самостоятельно.

Что же касается умения учиться, отдельные проблемы здесь могут, конечно, встретиться, но именно как отдельные. Практика показывает, что у детей с высокой познавательной мотивацией формирование элементов учебной деятельности идет с опережением: основы для них обычно закладываются раньше, чем жизнь предъявляет ребенку соответствующие требования.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ПОТРЕБНОСТЬ

Дошкольный возраст является особо благоприятным для формирования познавательной мотивации. В этом возрасте происходит важный переход от познания ближнего окружения к познанию всего окружающего мира. Ребенок 2-3 лет сосредоточен преимущественно па предметах, близко его окружающих. Что такое дверь, как ее открыть и закрыть, а заодно, как не прищемить палец? Что такое ложка и как ею пользоваться? Что такое чашка и как из нее пить (для некоторых малышей это бывает целой проблемой, потому что они берутся губами не за нижний, а за верхний край чашки)? Дети узнают, обо что можно обжечься и чем можно уколоться. Как обращаться с водой, текущей из крана, налитой в ванну или в тазик, находящейся в стакане или в кружке, чтобы не облиться. И многое-многое другое. Постепенно ближнее окружение оказывается освоенным. И внимание ребенка переключается на гораздо более широкий круг предметов и явлений, начинается, по существу, познание всего мира, окружающего маленького человека. К этому времени поспевает формирование речи, и ребенок начинает широко использовать вновь открывшиеся благодаря этому возможности. Начинается знаменитый период бесконечных «почему». — Почему рыбка плавает? Почему солнышко светит? Почему бывает зима и лето? Почему пароход железный, а не тонет? Почему летом не выпадает снег?

Значение этого периода трудно переоценить. Ребенок узнает о вещах много такого, что далеко выходит за пределы его личного опыта, что, строго говоря, узнать личным опытом не хватило бы всей жизни. Ребенок, по сути, осваивает знания, накопленные до него многими и многими человеческими поколениями.

Правильно поступают те родители, которые поддерживают в ребенке стремление узнавать новое, поддерживают желание спрашивать тем, что не жалеют времени, чтобы отвечать на подобные вопросы. Важен факт общения, состоявшегося по поводу заданного вопроса. Дети этого возраста тянутся к общению с взрослым. Если заданный малышом вопрос послужил отправной точкой для общения, этим самым вы поддержали в нем стремление задавать их и дальше и, значит, дали еще один толчок к возникающей тяге к познанию. В сущности, дело здесь разворачивается по известной пословице: «Посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу». Будете поддерживать задаваемые ребенком вопросы — они перерастут в привычку искать в окружающем мире неизвестное, незнакомое, непонятное, вызывающее вопрос. Образовавшаяся привычка со временем становится потребностью. Став потребностью, она уже требует своего удовлетворения и начинает мотивировать многие поступки ребенка — и желание научиться побыстрее читать, и расспросы окружающих, и собирание коллекций с гербариями и т. д. Ну а в школе она поддерживает учебную работу. Поддерживает вопреки тому, что домашние задания могут быть трудными, какие-то уроки могут оказаться скучными, кто-то из учителей — не внушающим симпатий и т. д. В итоге сформировалась познавательная мотивация. Вот тут уже приходит время пожинать судьбу». Да, в чем-то судьба таких ребят уже определилась. Как уже говорилось, они не попадут в число тех, кто активно не желает учиться и лишь на недолгое время могут попасть в число тех, у кого формирование учебной деятельности отстает от требований, предъявляемых сложностью и объемом получаемого материала.

Вопрос  привычка → потребность → мотивация к деятельности

ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ

Стремление к познанию окружающего мира заложено у ребенка самой природой. Развить это стремление, закрепить его, дать ему возможность перерасти в привычку, а затем в потребность — вот цель родительского воспитания. Тогда ребенок, став школьником, никогда не утратит способности удивляться.

ОБЫЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Какие же ошибки, касающиеся развития познавательной мотивации, совершают чаще всего родители.

1. Не поддержание стремления ребенка к познанию нового. Возможность сформировать познавательную мотивацию гасится, так сказать, на корню.

2. Задача формирования мотивации перекладывается на школу.

Причем первая ошибка часто сочетается со второй. Сначала мы, взрослые, старательно искореняем все предпосылки выработки соответствующей мотивации, а затем начинаем пытаться создать ее на пустом месте и удивляемся, почему нам это не удается.

При этом упускается из виду главное: познавательная мотивация — это предпосылка успешной учебы, а не ее результат. И предпосылка должна быть выработана заранее, а отнюдь не по ходу дела. Сензитивный период для ее выработки падает на дошкольный возраст. К моменту поступления в школу этот период остается позади, а все, что не было сформировано в соответствующий сензитивный период, формируется, как мы уже говорили, с большим трудом.

ПОДДЕРЖАНИЕ ТЯГИ К ПОЗНАНИЮ

Создание благоприятного фона

Прежде всего, необходимо создать в семье соответствующую обстановку, в которой тяга к познанию получает поддержку взрослых. Понятно, что если в семье существует хроническая конфликтная ситуация (между родителями, между папой и бабушкой — знаменитая «проблема тещи» и т. д.), то именно этот конфликт становится центром, привлекающим внимание ребенка. Его ум загружен событиями, связанными с конфликтом и тут уже не остается места для вопросов, откуда берется дождь, почему бывает день и ночь и т. п. Далее — общение со взрослыми. Необходимо, чтобы оно было полноценным и в плане количественном, когда ребенку уделяется достаточно времени, и в плане его эмоционального и интеллектуального содержания.

Какие темы для общения есть в вашей семье?

Что вы обсуждаете всей семьей?

Таким образом, можно выделить три линии работы.

Поддержка возникающего у ребенка желания задавать вопросы. Поддержка тем, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к ним и готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает.

Стимулирование проявления познавательного интереса. Отчасти это достигается благожелательным отношением к его вопросам. Отчасти — раскрытием нового в обыденных вещах, о чем тоже говорилось выше. Немалое место принадлежит рассказам взрослых. Очень важно при этом понимать, какая тема может заинтересовать ребенка, а какая нет. Понять это можно по вопросам, возникающим у ребенка, по отдельным проскакивающим в речи фразам и т. п. Но самое главное — это частые пробы.

Использование  игры.

Роль игры в развитии познавательной потребности

Полученные новые знания ребенок закрепляет в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы на практике. Поэтому, будучи свидетелями детских игр или в тех случаях, когда вы принимаете в них участие, не упускайте случая внести коррективы, если вы видите, что ребенок в чем-то неправильно использует известные ему сведения. Но конечно, и в этом деле надо соблюдать меру.

Конечно, многие знания, полученные от старших, ребенок закрепляет не только в игре, но и в реальных практических действиях. После того как вы научили ребенка определять по часам время, вы можете его два-три раза в день попросить пойти в другую комнату и посмотреть там, который час. Конечно, для ребенка здесь важен в основном момент общения, об этом уже шла речь в первой главе. Поэтому не суть важно, нужно ли было вам на самом деле узнать время или нет. Все равно это сыграет свою роль. Но попробуйте также провести эти знания через игру. Пусть сначала вы говорите ему, какое время надо поставить на игрушечных часах, переведя их стрелки, потом он вам. Если это делается трудно, можно сначала ограничить дело часовой стрелкой. Потом ввести отсчет и по минутной — сначала только полчаса, потом четверть часа и т. п. Почти наверняка в какой-то момент ребенок начнет вводить определение времени по часам и в свои собственные игры: кукла будет узнавать время у мишки, мишка у зайки и т. д. Вот этот момент последующего включения того нового, что узнает ребенок, в игру или практическое действие очень важен — и не только в плане освоения и закрепления нового знания. Важен он и в плане поддержания активного интереса ко всему новому. Без этого узнавать новое попросту неинтересно. Без этого можно убить много сил и времени на сообщение ребенку каких-то сведений, которые нам, взрослым, кажутся важными, но познавательную потребность не развить, а заглушить.

Дети, как правило, сами стремятся включить взрослых в свою игру. И это надо всячески поддерживать, потому что здесь у нас появляются очень разнообразные возможности, в том числе и для развития познавательной потребности. К сожалению, родители далеко не всегда это понимают, как не понимают они сплошь да рядом саму игру.

Итак, игру можно сделать своим союзником в деле развития познавательной потребности ребенка. И эту возможность нужно постараться использовать шире.

Это третье возможное направление нашей работы, конечной целью которой является поддержание и развитие познавательной потребности у ребенка-дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Формирование познавательной способности дошкольников по средствам обучения счету»

В детском саду в утреннее и ве­чернее время можно проводить игры математического содержания....

Консультация "Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"

Консультация составлена для педагогов, была представлена на городском семинаре методистов....

консультация :" Развитие творческих способностей дошкольников"

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и созда...

Консультация "Развитие творческих способностей дошкольников"

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.Одним из важнейших факторов творче...

Консультация "Развитие математических способностей дошкольников".

Консультация "Развитие математических способностей дошкольников"....

Консультация «Развитие творческих способностей дошкольников через поиск новых форм взаимодействия с родителями»

В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Но и роль семьи в воспитании и развитии реб...