Может ли ребенок контролировать свое поведение
консультация

Упражнения для развития волевых качеств ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozhet_li_rebenok_kontrolirovat_svoe_povedenie.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уважаемые родители, продолжаем цикл консультаций на тему «Готовность ребенка к школе. Хорошо ли развиты познавательные процессы». Следующая консультация: « Может ли ребенок контролировать свое поведение». Консультацию подготовила учитель – дефектолог МАДОУ ЦРР д /с № 7 Пучко С.В.

Слайд 2

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем – то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все его указания. Писать можно только то и только там, где указал учитель. И каждое такое правило, каждое «надо» требуют, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мысли, умел сдерживаться и контролировать свое поведение. На эту сторону психического развития следует обратить особое внимание если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, если он импульсивен и рассеян. Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.

Слайд 3

Упражнения для развития произвольной сферы. Упражнение «Раскрась фигуры» Ребенку показывают рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15 – 20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливость при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

Слайд 4

Упражнение «Копирование образца» Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный на рисунке. Образец задания. Анализируя результат, посмотрите, на сколько число и расположение точек соответствует образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием с небольшим отклонением точек от строки или колонки.

Слайд 5

Упражнение «Рисование узоров» На рисунке изображены 3 ряда мелких геометрических фигур. Верхний ряд состоит из треугольников, средний – из кружков, нижний – из квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов располагаются друг против друга, среднего – в промежутках между ними. Треугольников и квадратов по 14 в ряду, кружков – 13. Скажите ребенку: «Сейчас мы будем учиться рисовать узоры. Я буду диктовать, а твоя задача заключается в том, чтобы точно соблюдать мою инструкцию и соединять разные фигуры». Необходимо соблюдение трех условий: два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединить только через кружок; линия нашего узора должна идти через кружок; каждое новое соединение надо начинать с той фигуры, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. (На образце покажите ребенку, как это следует делать). Затем проверьте, как ребенок понял задание; пусть он также попробует выполнить тренировочный узор. А теперь начинайте диктовать ребенку: «Соедини два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом». Следите за тем, как ребенок выполняет задание, и в случае надобности исправляйте ошибки и объясняйте ребенку, в чем он ошибся. Далее продолжайте ряды фигур и предложите ребенку другие варианты соединений.

Слайд 7

Упражнение «Найди такой же предмет» Покажите ребенку рисунок. На нем сверху нарисован паровоз и 6 его копий. Из этих шести паровозов только один является точной копией образца. Его – то ребенок и должен отыскать. Остальные пять имеют малозначительные отличия. Фиксируются время обдумывания ребенком задачи и число ошибок. Если скорость ответа 10 секунд и менее, то это высокая импульсивность. Если при этом ответ правильный, то это свидетельствует о быстроте и гибкости мышления у ребенка. Большая скорость ответов при их неточности свидетельствует об общей склонности ребенка действовать необдуманно, подчиняясь эмоциональному порыву. В этом случае продолжайте занятия с ребенком, используя аналогичные рисунки.

Слайд 8

Упражнение «Рисую палочки» Приготовьте заранее листок в клетку, цветной карандаш, колокольчик, новую игрушку, секундомер (часы). Даете ребенку инструкцию: «Возьми цветной карандаш и по моей команде начинай ставить галочки в каждой клетке. Старайся выполнять это задание точно, быстро, не отвлекаясь». Время работы не более 2-3 минут. В процессе выполнения задания создаете помехи: звоните в колокольчик, ставьте перед ребенком новую игрушку, кладете на стол что – то вкусное и т.д. если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, отмечаете отсутствие отвлечения. Если же он на время прерывает деятельность, рассматривает, например, новую игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, фиксируйте наличие отвлечения. Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, засчитывается невыполнение. В этом случае следует упражнять волевой контроль поведения, используя подобные задания.

Слайд 9

Упражнение «Расставь знаки» Тренировка самоконтроля. Готовите таблицу, состоящую из геометрических фигур: квабраты , треугольники, круги, ромбы. Дайте ребенку инструкцию: «Как можно быстрее и правильнее заполнить эту таблицу, используя образец». Фиксируете время выполнения всего задания. По окончании работы ребенок сам проверяет правильность выполнения и вносит исправления. Подсчитывается количество правильных исправлений, пропусков ошибок, неправильных исправлений при самопроверке. Можно выполнять это задание так: образец показываете ребенку на 10-15 секунд, затем убираете, и он заполняет таблицу по памяти.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как научить ребенка управлять своим поведением"

Часто поведение ребенка требует применения дисциплинарных мер. Но каких ? Многие родители ошибочно считают, что достаточно прикрикнуть на ребенка и он сразу все поймет.К сожалению э...

Как научить ребенка управлять своим поведением

Выступление педагога-психолога на родительском собрании.«Как научить ребенка управлять своим поведением». Расположение родителей: по кругу за расставленными заранее столами, на которых лежат бума...

Как научить ребенка контролировать свое поведение?

Самоконтроль помогает человеку контролировать свое поведение в нестандартных условиях, выполнять необходимые действия, которые способствуют разрешению поставленных задач. Дети, с их непосредственность...

Как научить ребенка контролировать свои эмоции

Методы, как обучить детей навыкам эмоционального самоконтроля....

Как научить ребенка контролировать свою агрессию?

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования - это удовольствие и неудовольствие.Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие - тогда он испытывает положительные эмоции, которые п...

Как научить ребенка контролировать свои эмоции

Материал консультации содержит практические рекомендации по формированию у дошкольников эмоционально-волевой сферы....