Консультация психолога для родителей. «Социально неуверенные дети: Их проблемы и возможности решения»
консультация (подготовительная группа)

Гавряева Светлана Александровна

Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

         Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, комформность, аутичность, т.е. как гипоактивность.

         Если же неуверенность понимать на глубинном личностном уровне как неуверенность в самом себе, в своей уместности в социуме, как конфликт индивидуального и социального, то ее проявлением может быть и гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей.

         Одна из важнейших задач педагога – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley._sotsialno_neuverennye_deti.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация психолога для родителей.

«Социально неуверенные дети:

Их проблемы и возможности решения»

        Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

        Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, комформность, аутичность, т.е. как гипоактивность.

        Если же неуверенность понимать на глубинном личностном уровне как неуверенность в самом себе, в своей уместности в социуме, как конфликт индивидуального и социального, то ее проявлением может быть и гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей.

        Одна из важнейших задач педагога – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

        Для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает ее по какому – либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

        Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную Я – концепцию, которая определяется тремя факторами:

  • Чувством собственной значимости;
  • Уверенностью в способности к какому – либо виду деятельности, т.е. осознаванием собственной компетенции;
  • Убежденностью в импонировании другим людям.

Основные признаки, характеризующие

социальную неуверенность ребенка

На вербальном уровне:

  • Речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова или, наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;
  • Рассказывают очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);
  • Зачастую не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;
  • Вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково.

На невербальном уровне:

  • Пониженная моторная активность, сидит тихо, стараются не привлекать внимания;
  • Часто плаксивы и апатичны;
  • Мимика лица или вялая, вплоть до никакой, или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущенная улыбка;
  • Не могут устанавливать контакт взглядом, не смотрит на партнера, отводят глаза.

На уровне социальных контактов:

  • Неприсоединение к группе играющих детей;
  • Разные формы отказа от контактов с чужими, незнакомыми людьми;
  • Нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;
  • Нежелание покинуть дом, общаться с друзьями;
  • Неумение самоутверждаться – выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет» при необходимости, вычказать свое мнение, критическое замечание, пойти на компромисс;
  • Беспомощность, паника в трудных ситуациях.

Семь аспектов

Социально неуверенного поведения

  1. Мотивами социально неуверенного поведения являются социальные страхи, возникающие при неадекватной социализации, которая формирует дефицит социальных навыков.
  2. Социально неуверенное поведение на основе социального страха связано с повышенным вниманием к себе (центрацией на себя), заниженной самооценкой, ожиданием неудач, неуспешностью, повышенной зависимостью от оценки социума.
  3. Продолжительно функционирующий, воспроизводящий и поддерживающий сам себя порочный круг социальный страх – социально неуверенное поведение постепенно становится для ребенка установкой, т. е. встраивается в структуру личности.
  4. Формы неадекватной социализации уже отсутствуют в реальной жизни, но продолжают существовать в памяти в виде установок, в виде внутреннего социального цензора. При дефиците социальных навыков этот цензор, оценивая опасность получения негативного мнения от социума при прогнозировании социального взаимодействия, блокирует многие, часто необходимые для здоровья ребенка действия.
  5. Блокада действия при дефиците социальных навыков приводит к реакции беспомощности в форме социально неуверенного поведения: пассивность, аутичности, безынициативности, отчуждения, неприятия и т. д.
  6. Социально неуверенное поведение возникает в определенной ситуации при взаимодействии (мысленном или реальном) с социумом. Внутреннее или внешнее «око социума» подталкивает ребенка к социально неуверенному поведению.
  7. Индикаторами социально неуверенного поведения являются большое число вербальных и невербальных поведенческих стереотипов, структура социальных контактов и деятельность ребенка вне этих контактов.

Социально компетентное поведение –

Путь к здоровому образу жизни

Компоненты социально компетентного поведения:

  • Умение сказать «нет»;
  • Умение выражать желания и требования;
  • Владение навыками эффективного общения: умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;
  • Выражать как позитивные, так и негативные чувства.

Социально компетентное поведение характеризуют следующие факторы:

  1. Умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии.
  2. Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления (имеется в виду умение самокритично и рефлексивно наблюдать, оценивать собственное поведение); контролировать свое состояние и освобождаться от социального страха в общении с другими.
  3. Умение управлять блокирующими чувствами ( ненависть, агрессия, гнев), перефомировывать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.
  4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения, и не за счет других. Предоставлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.
  5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.
  6. Узнавать конфликтную или близкую к ней ситуацию. Наряду с прогнозированием и правильной оценкой конфликтной ситуации развивать стратегию ее устранения, искать различные возможности удовлетворения различных притязаний.

Педагогу, работающему с детьми, желательно использовать коммуникативные техники:

  • Технику эмпатического (активного) слушания
  • Технику использования «Я – высказываний»
  • Технику разрешения конфликтных ситуаций

Внутренняя позиция взрослого по отношению к ребенку:

  • Нужно хотеть услышать ребенка
  • Нужно желать быть полезным ребенку в обретении уверенности в себе, а не заставлять действовать по вашему желанию
  • Нужно быть готовым принять чувства ребенка, не оценивать и не осуждать их
  • Нельзя пытаться сделать все за ребенка и нужно искренне верить в его возможности самому разрешить свои проблемы
  • Нельзя брать на себя ответственность за выбор ребенка, а нужно воспринимать его как самостоятельную личность

Для создания благоприятного психологического климата необходимо:

  • Находиться на расстоянии 40 – 70 см от детей в позиции лицом к лицу, на уровне глаз детей, взгляд взрослого должен быть заинтерессованным;
  • Улыбаться ребенку, использовать ласковые, мягкие интонации, говорить не очень громко и не слишком быстро.

Нужно эмоционально поддерживать детей, со вниманием относиться к инициативным высказываниям, доброжелательно реагировать на действия ребенка.

Повторение высказываний ребенка «слово в слово», более полное описание испытываемых им чувств и переживаний будут говорить ребенку о принятии его взрослыми.

        Решающим фактором в создании благополучного психологического климата – эмоциональное состояние педагога, его настроение, интерес!

Следует помнить, что дети намного восприимчевее, чем мы взрослые.

        Необходимо исключить всякое давление, принуждение, оценку, осуждение! Предоставьте детям возможность высказать, проявить эмоциональную активность, будьте терпеливы, внимательны и доброжелательны – и успех вам обеспечен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Социально-неуверенные дети: их проблемы и их возможности решения"

Программа нацелена на укрепления уверенности ребенка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в обшении со сверстниками....

Консультация для педагогов ДОУ на тему "Социально неуверенные дети: их проблемы и возможные решения средствами театрализованной игры"

Здесь представлен материал по решению одной из важнейших задач дошкольного периода, обозначенной в  современных федеральных государственных требованияхразвитие коммуникативности ребёнка, то есть ...

Консультация для педагогов "Социально неуверенные дети"

Причины соцальной неуверенности детей дошкольного возраста....

Консультация педагога-психолога о проблемах и возможностях решения проблем социально неуверенных детей.

   В своей консультации я говорю о детях социально неуверенных в себе о том, что они не умеют гармонично взаимодействовать с самим собой. Социальные проблемы порождаются личностными п...

Консультация для воспитателей "Социально неуверенные дети: их проблемы и возможности решения".

В данной консультации раскрываюся проблемы социально неуверенных детей и возможности их решения....

Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе» Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации

Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации...

Социально неуверенные дети: их проблемы и возможности решения.

Одна из важнейших задач педагогов и родителей– формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру....