Социально неуверенные дети: их проблемы и возможности решения.
статья (подготовительная группа)

Воронина Олеся Александровна

Одна из важнейших задач педагогов и родителей– формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronina_roditelyai.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Социально неуверенные дети: их проблемы и возможности решения.

Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с внешним миром. Неумение взаимодействовать с социумом – фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой. Социальные проблемы порождаются внутриличностными проблемами. В педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, аутичность, т.е. как гипоактивность, гиперактивность в виде непослушания и агрессивности.

Одна из важнейших задач педагогов и родителей– формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно поэтому мудрые родители стараются помочь ребенку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка (а затем у взрослого) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение, социально – компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях. Для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или неосознавая их, это отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает ее по какому либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения

Типы тревожных детей

Расторможенные (очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами). Поначалу стараются показать себя с хорошей стороны, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед сверстниками. На критику реагируют равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны лёгкие органические нарушения, которые мешают успешной деятельности (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой). Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны воспитателя и сверстников. Надо создать ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход из активности).

Застенчивые (обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать, не поднимают руку, безинициативны, очень старательны на занятиях, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чём – то спросить взрослого, очень пугаются, если взрослый повышает голос (даже на другого), часто плачут из – за мелочей, переживают, если чего – то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально). Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребёнком право на ошибку).

Замкнутые (мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учёбе из – за отсутствия заинтересованности и включённости в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно для таких детей найти область, которая им интересна (динозавры, компьютер и др.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение)

Причины детской неуверенности в себе:

Первая причина.

Если ребенку недостает любви, он теряет уверенность в себе, к нему приходит чувство насильственной отчужденности других от него, он чувствует себя покинутым и одиноким. Отчужденное отношение близких к ребенку порождает у него чувство отчужденности от других и связанный с этим страх — состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения.

Вторая причина.

Некоторые взрослые считают для себя позволительным запугивать детей, лишь бы добиться от них послушания:

«Иди сюда, а то тебя заберет!..», «Не будешь слушаться, вон тот дядя в портфель посадит!»В запугивании ребенка таится не только отчужденная позиция взрослого, но и явная агрессия.

Третья причина.

Если взрослый не оказывает ребенку поддержки в необычной для него ситуации, предоставляет его самому себе, ребенок чувствует себя покинутым, испытывает страх. В необычной, неопределенной ситуации ребенка очень часто охватывает сильное волнение. Типичен в этом отношении страх темноты. Укладывая ребенка спать, взрослые обычно гасят свет и оставляют его наедине с самим собой. Темнота скрывает все знакомые предметы, каждый незначительный шум кажется необычным. Ребенок чувствует себя покинутым. Если ребенок хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его.
Частое переживание страха влияет на общее физическое и психическое самочувствие ребенка.

Советы родителям – как помочь ребёнку преодолеть тревожность

1. Необходимо понять и принять тревогу ребёнка – он имеет на неё полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте  ситуации из жизни , вместе ищите выход. Ребёнок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьёзными, признавайте его право  на переживания, обязательно посочувствуйте («да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение, выход, увидеть положительные стороны.

2. Помогайте ребёнку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребёнок боится спросить дорогу у прохожих, купить что – то в магазине, то сделайте это вместе с ним, т.е вы покажите, как можно решить тревожащую ситуацию.

3. Если ребёнок пропустил много дней из-за болезни, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, прийти в любое свободное время в детский сад, пусть разговаривает со сверстниками.

4. В сложных ситуациях не стремитесь всё сделать за ребёнка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда просто достаточно Вашего присутствия.

5. Если ребёнок не говорит открыто о трудностях, то у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребёнок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

6. Заранее готовьте ребёнка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

7.Делиться своей тревогой с ребёнком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то…, но потом произошло то-то и мне удалось…».

8. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»).

9. Важно научить ребёнка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

10. Сравнивайте результаты ребёнка только с его предыдущими достижениями, неудачами.

11. Учите ребёнка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

12. Помочь ребёнку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.

13. Откажитесь от таких слов, которые унижают достоинство ребёнка («осёл», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

14. Никогда  не угрожайте ребёнку такими наказаниями: «Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя! Отдам тебя дядьке!».

 Для вас как для родителей важно помнить, что ваш ребенок пойдет скоро в школу, а там общение со сверстниками — жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом и уверенностью в себе, если этого не происходит, то у ребенка могут возникнуть психологические зажимы, ему будет сложно выходить к доске, отвечать на уроках и заводить друзей, что будет сказываться на оценках. Общение в школе по мимо получения знаний это самая главная мотивация для ребенка.
Успешное общение — это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность взаимодействовать с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Социально-неуверенные дети: их проблемы и их возможности решения"

Программа нацелена на укрепления уверенности ребенка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в обшении со сверстниками....

Консультация для педагогов ДОУ на тему "Социально неуверенные дети: их проблемы и возможные решения средствами театрализованной игры"

Здесь представлен материал по решению одной из важнейших задач дошкольного периода, обозначенной в  современных федеральных государственных требованияхразвитие коммуникативности ребёнка, то есть ...

Консультация для педагогов "Социально неуверенные дети"

Причины соцальной неуверенности детей дошкольного возраста....

Консультация педагога-психолога о проблемах и возможностях решения проблем социально неуверенных детей.

   В своей консультации я говорю о детях социально неуверенных в себе о том, что они не умеют гармонично взаимодействовать с самим собой. Социальные проблемы порождаются личностными п...

Консультация психолога для родителей. «Социально неуверенные дети: Их проблемы и возможности решения»

Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.         Чаще всего в педагогичес...

Социально неуверенные дети

В данной статье рассказывается о социально неуверенных в себе детях....

Консультация для воспитателей "Социально неуверенные дети: их проблемы и возможности решения".

В данной консультации раскрываюся проблемы социально неуверенных детей и возможности их решения....